ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Елена Пчилка
Елена Пчилка - это псевдоним Ольги Драгомановой-Косач. Она писала стихи и сказки для детей, собирала народные сказки, пословицы, детские песни, игры. Некоторые из этих произведений ты можешь прочитать в книге «Ладно, детишки, вам спать».
Елена Пчилка - требовательна и мудрая мать, которая воспитала выдающуюся писательницу Лесю Украинку и помогла раскрыться ее таланту.
* * *
Діброва1 смутная уже листочки роняла,
долу в печали клонилася лбом;
зима, скрадаючись, повіяла крылом
и снегом - белой болью ее покрыла.
Дібровонька тогда, шумя, зголосила:
- О зимо! Не пугай безрадостным концом!
Не покрывай меня холодным тем венцом,
пусть моя пишає2 еще красота и сила!
Най3 гордым взглядом я еще посмотрю,
пусть в лучах багряниця4 еще пылает,
пусть в последний раз светом солнечным уп'юсь,
1 Дубрава - лес, в котором преобладает дуб.
2 Пишати - здесь: расцветать.
3 Пусть - пусть, пусть.
4 Багряниця - здесь: багряные листья.
Василий Поленов. Ранний снег
пусть птичка хоть одна еще споет!.. -
И первый снег на ветвях розтопивсь,
как будто слезами горькими поливсь...
• Пейзаж описала писательница? Что изобразил художник?
• Прочитайте стихотворение несколько раз вслух. Вслушайся в звучание слов смутная, в печали, зголосила (т.е. заплакала). Подумайте, почему дубрава загрустила.
• О чем диброва просит зиму? Прочитай строки, которые свидетельствуют о том, что зима отступила.
• Прочитай стихотворение выразительно, передавая с помощью интонации его журливий настроение.
* * *
Новость сегодня утром
день вчерашний нам принес:
белые стріхи1, белые призьби2,
белое поле, белый лес.
1 Стреха - нижний край соломенной кровли, который свисает над стеной.
2 Завалинка - небольшая земляная насыпь вдоль стен дома снаружи.
Лес стоит такой почтенный,
языков дедушка старый и седой,
погляда на путь широкий,
на пространстве белые нивы.
• Какая картина природы возникла в твоем воображении во время чтения стихотворения? Какое настроение она вызвала у тебя? Какие цвета в ней преобладают?
• Найди в стихотворении сравнения и олицетворения.
• Прочитай стихотворение выразительно, передавая с помощью интонации ее радостное настроение.
• Выучи стихотворение наизусть.
• Выполни одно из заданий (на выбор):
1. Сравни прочитаны стихи Елены Пчилки. Какую картину природы изображено в них? Какое настроение они вызывают?
2. Придумай названия к стихам Елены Пчилки.