Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Жизненный и творческий путь Олеся Гончара




Выдающихся художников, что достигли вершин творчества, сделали большой вклад в историю, культуру родного народа или всего человечества, порой называют их самыми известными произведениями или образами, в которых наиболее ярко воплощены их идеалы, глубоко раскрыта их человеческая и творческая сущность: Тараса Шевченко-Кобзарем, Ивана Франко-Каменщиком, Максима Горького - Буревестником, Андрея Малышко-Трубачом. Олеся Гончара можно по праву назвать Знаменосцем. Ведь он всегда - на правом фланге , в гуще событий. То учась в университете, защищая Отчизну в рядах добровольцев-студбатівців, создавая свои талоновиті книги...

Олесь Гончар-выдающийся писатель, большой мастер слова, чьи произведения уже сегодня заслуженно считаются советской классикой. Как и всему поколению Брянских" - тем, кому на начало войны было где-2О-25 лет. Гончару суждено в жизни пройти трудными фронтовыми дорогами, испытать и горечь отступления и поражений, и боль потерь, и радость Победы. Трудом и усилиями этого поколения Родина встала из руин, утвердила мир на земле, покорил атом, послала своих сыновей в Космос. Шлях Олеся Гончара - типичный для этого поколения. (РОДИЛСЯ АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВИЧ ГОНЧАР), 3 апреля 1918 года, по свидетельству старшей сестры, в рабочем поселке Ломівці в Днепропетровске, хотя официально местом рождения считается слобода Сухая Кобеляцкого района на Полтавщине. Когда ему было два года, умерла мать. Воспитывала бабушка Саши, доброта и сердечность которой согрели детство будущего писателя, научили любить людей. "В ее ласковой людинолюбній натуре" в ее образе как бы воплощалось для меня все лучшее, что с нашего народа: трудолюбие, честность, правдивость, безграничная доброта, одаренность. Эта вечная труженица, эта темная, неграмотная, но исключительно отзывчива к чужому горю женщина своей широкой человечностью стоит для меня рядом с теми, чьи творения нас захватывают и кого мы называем их деятельность настоящими гуманистами», - так высоко возносит Олесь Гончар эту неграмотную женщину, которая столько значила в его жизни.

Видимо, здесь надо искать корни, зачатки того гуманизма, человеколюбия, умения увидеть в найзвичайнісінькій, простой, на первый взгляд, человеку неизмеримую глубину мысли и чувства, красоту души, светлость ума-воплощение подлинной народности характера, которые присущи произведениям Олеся Гончара. Более того, именно отсюда, видимо, и эта чрезвычайная чувствительность, которая позволяет ему увидеть, почувствовать то, что большинство людей просто не замечает, и богатство воображения, и образность мышления. «Я помню, как захватывали детское воображение ее страстные рассказы - поэтические видения набожной женщины, - делится воспоминаниями о бабушке Олесь Гончар. - Без нее, наверное, я не стал бы писателем».

В семье был «КОБЗАРЬ»Шевченко, над которым «бабушка и тети проливали слезы», когда маленький Саша читал его по вечерам. А вскоре в жизни парня пришли и другие художники слова - Панас Мирный, Иван Франко, Леся Украинка, Степан Васильченко, советские писатели - Андрей Головко, Григорий Косынка.

Детские и подростковые годы Олеся пришлись на конец двадцатых - начало тридцатых годов, обозначенных героикой первых пятилеток, индустриализацией страны, коллективизацией села, которое жило тогда бурной жизнью, ища новых путей, порой ошибаясь, но неудержимо шествуя вперед.

Олесь Гончар учится в Бреусівській семилетке, становится комсомольцем, активно участвует в общественной жизни: «Мы почувствовали всю радость высоких обязанностей, мы начинали жить на высоких температурах невщухаючого боя и безгранично гордились тем, что мы с помощниками великой більшовицькох партии», - вспоминает О. Гончар.

Писать Олесь начинает еще с детства. Прежде всего, очевидно, через естественное художественное дарование, а также под влиянием славных своих предшественников. Большую роль сыграл и любимый учитель языка и литературы, который сумел привить "пылкую любовь к родному слову, изящной словесности". Кстати, именно он и назвал Олесем Гончаром, которого до того называли Сашей.

Тогда же появляются и первые печатные выступления будущего писателя: корреспонденции в районной газете "Развернутым фронтом", стихи и коротенькие рассказы в республиканской пионерской газете "НА СМЕНУ" (теперь "ЗВЕЗДА") и в журнале "ПИОНЕРИЯ".

После окончания семилетки в 1933 году О.Гончар работает в Козельщинской районной газеті.Безперечний литературный талант парня было замечено, и в 1934 году он по комсомольской рекомендации вступает в Харьковского коммунистического техникума журналістики.Роки обучения в техникуме, литературная и культурная жизнь большого города много дали способному, любознательному юноше. Утвердили его в правильности изделия пути.

По окончании в 1937 году обучения в техникуме О.Гончар получает назначение в Харьковскую областную комсомольскую газету "ЛЕНИНСКАЯ СМЕНА", много работает, пишет оповідіння и стихи и печатает их на страницах журналов.

"МОЛОДОЙ БОЛЬШЕВИК"(теперь "ДНЕПР"), "СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", "ПИОНЕРИЯ", а также газета "КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ", "СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРЬКОВЩИНА". Первые же напечатаны рассказы Гончара "МАСТЕР ЩИТА", "ЧЕРЕШНИ ЦВЕТУТ", "ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ" привлекли внимание читателя важностью проблематики, хорошим языком, четко выписанными характерами.

Успех не вскружил головы молодому писателю. Наоборот, он остро ощутил потребность в дальнейшем обогащении своих знаний, повышении образовательного уровня. И в 1938 году Гончар поступает на филологический факультет Харьковского университета. О своей альма-матер писатель вспоминает с теплотой и любовью:

"Университет на целых три года стал родным домом, одарил счастьем дружбы, в его аудиториях, в тиши библиотек мы познавали радость приобщения к сокровищнице человеческих знаний, здесь переживали наслаждение и восторг творческого труда". Кстати, одновременно с Гончаром здесь учился талантливый писатель, автор неоконченного, к сожалению, романа "ВОДОВОРОТ" - Григорий Тютюнник.

Олесь Гончар со всем пылом души погружается в кипучая студенческая жизнь: овладевает всеми богатствами родной и мировой литературы, изучает языки, пишет интересную научную работу о художественном мастерстве М. Коцюбинского, исследует поэме и. Франко "МОИСЕЙ". В то же время он собирает материалы для романа о выдающегося украинского философа и писателя Г.Сковороду, пишет новые рассказы, один из которых, "ОРЛЕНОК", был отмечен премией на областном конкурсе, а также повесть "СТОКОЗЕВЕ ПОЛЕ", напечатанная в апрельском номере журнала "Молодой большевик" за1941 год. Поистине упорный труд студента Гончара может служить ярким примером трудолюбия, преданности любимому делу.

В библиотечном читальном зале и застала молодого писателя известие о войне. "Одним ударом были строщені все наши студентськє, по-юношески светлые мечты, надежду. Невыразимо тяжело было на душе. Мраком окутувалося будущее.

На следующий день мы были в райкоме комсомола. Здесь собрались сотни таких, как мы, студентов, которые стремились как можно скорее попасть на фронт.

После двухнедельного обучения в чугуевских лагерях под Харьковом наш студенческий батальон направили на Днепр в район Белой Церкви, где в это время шли жестокие бои", - вспоминает в "ПИСАТЕЛЬСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ" Олесь Гончар.

Жестокие бои на берегах Роси, воспетой Нечуй-Левицким. Бои за Киев... Сколько там полегло верных друзей-студбатівців! Мужественно и правдиво расскажет об этом Гончар в романе "ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ". Покажет, как сражались и погибали будущие поэты, учителя, ученые. Молодежь. Цвет народа нашего.

И покажет главное: даже там, в кровавых боях, захлебываясь от ненависти к врагу, идя на смерть, они оставались гуманистами, людьми, высоко держали знамя коммунистических идеалов.

Солдатом, старшим сержантом - командиром расчета батальонного миномета, затем - старшиной батареи прошел Гончар от берегов Роси, через альпийские бескеття и голубой Дунай к золотой Праги. Этот путь пролег и через мрачные оточенські ночи. И пройден он был достойно, честно, достойно. Свидетельством тому - орден Славы, Красной Звезды и три медали "За отвагу".

И война учила не только воевать, сражаться с врагом, она учила его жить, руководствуясь красотой верности, и учила писать. Ведь чтобы создать "Знаменосцев".

И там, в "окопных университетах", - продолжал Олесь Гончар писать. Разумеется, в круговерти фронтовых будней солдату не до романа. Но в редкие минуты затишья ложились на бумагу, может и не отшлифованы, но страстные, горячие и правдивые стихотворные строки. О чем и пишет старший сержант-минометчик? Вспоминает родной край:

...я напишу - Украине!

Солнцу ее и степям...

Пишет о фронтовые дороги ("НОЧЬ В КАРПАТАХ","В ГОРЫ", "ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ МАРШ"), о верных боевых товарищей (стихи "ТАНКИСТ", "БРАТЬЯ", "РЫЦАРИ").

Стихи, которые покоряют своей простотой, искренностью и правдивостью, не случайно были напечатаны (на украинском языке) в фронтовой газете 72-й стрелковой дивизии "Советский богатырь" на первой полосе. В них уже намечаются отчетливые контуры будущих "Знаменосцев":

Все, что вместе пережито,

В походах выстрадано, - все,

Я знаю, другой надменно

Знаменосец понесет!

Стихи привлекли внимание, І.Олесеві было предложено перейти в редакцию дивизионной газеты. Но он считал, при всем уважении и любви к литературному, газетярської труда, что его место - там, в окопах, на переднем крае. И остался со своими боевыми побратимами до конца, до последнего выстрела войны, пока не пришел вместе с ними до скромного дома "на Губернской улице, где когда-то проходила Пражская партийная конференция, в комнату, где тридцать три года назад был великий Ленин..."!

С ненасытной жаждой творить, с памятью, в которой жили живые и мертвые друзья, гремели взрывы, горели танки и дома, возвращается Олесь Гончар к мирной жизни. Приезжает в Харьков. Но, рассказывает писатель, " в Харькове я не остался. Слишком многое напоминало здесь о прошлом, слишком ласковым и щедрым было раньше до меня это город, который теперь мрачно чернели в руинах. Все здесь краяло сердце, угнетало, вызывало болезненные воспоминания.

Поехал в Днепропетровск.

До войны неподалеку от Днепропетровска жил отец, младшие Олесю брать, а в самом городе работала старшая сестра. Одна только она и осталась - отца и братьев забрала война... "Приезжай, - приглашала сестра Олеся, - дом тепла, хоть одігрієшся после окопов...".

Гончар продолжает обучение в университете, и здесь проявляя незаурядную настойчивость и силу воли. Ходить на занятия приходилось пешком, за десять километров. Учился он хорошо - это видно уже из того, что после окончания учебы его оставляют в университете ассистентом кафедры истории украинской литературы. А до этого еще - упорный творческий труд бессонными ночами, при свете карбидной лампы. На бумагу ложатся искренние, взволнованные строки о все увиденное, услышанное, пережитое.

Первый послевоенный произведение - новелла "МОДРЫ КАМЕНЬ", напечатанный в 1946 году в журнале "Украина". В это время увидела свет и первая часть трилогии "ЗНАМЕНОСЦЫ" - роман "АЛЬПЫ", одобрен к печати Юрием Яновским и восторженно встречен читателем и литературной критикой. Того самого года О.Гончар поступает в аспирантуру Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР и переезжает в Киев, где с тех пор и живет.

Напряженная работа продолжается: в начале 1947 года мир увидел "ГОЛУБОЙ ДУНАЙ", через год - последняя книга "ЗНАМЕНОСЦЕВ" - "ЗЛАТА ПРАГА". Все романы были отмечены Государственной премией ("АЛЬПЫ" и "ГОЛУБОЙ ДУНАЙ" - 1947г., "ЗЛАТА ПРАГА" - 1948 г.). Большой успех трилогии вызвал прилив творческих сил, послужил стимулом к дальнейшей самоотверженного творческого труда, обострил чувство требовательности к ней.

О. Гончар стремится поставить свое перо на службу родному народу, писать обо всем, чем он живет. "Самое важное, мне кажется, для писателя на протяжении всего его жизни не потерять чувство единства, - так считает художник и сам руководствуется в жизни и творчестве настоящим положением.

Его произведения отличаются багатотемністю, глубиной раскрытия народной жизни. Появляется повесть "ЗЕМЛЯ ГУДИТ" (1947) о полтавской подпольщице Лялю Убийвовк, которая перед войной училась в Харьковском университете, где тогда учился и А. Гончар. Темой дилогии "ТАВРИЯ" (1952) и "ПЕРЕКОП" (1957) горькая судьба крестьянской бедноты, вынужденной идти на заработки в херсонские степи, и события революции и гражданской войны на Таврии.

О.Гончар продолжает обращаться к теме Отечественной войны. в 1956 году выходит киноповесть "ПАРТИЗАНСКАЯ ИСКРА" - об одноименной подпольную молодежную организацию, которая действовала в селе Крымцы на Одесщине. А в 1960 году писатель издает роман "ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ", в котором рассказывает о тяжелые и горькие первые месяцы боев с фашистскими захватчиками, о том, как вырывался с друзьями из окружения. Роман был отмечен Государственной премией Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко за 1962 год.

И в последующих произведениях Олесь Гончар обращается к наиболее существенных проблем народной жизни. Его романы поражают масштабностью и неповторимостью характеров действующих лиц, коммунистической идейностью, щонайвищою художественным мастерством. Один за другим, как следствие неустанного труда писателя, появляются его новые произведения. Роман "ТРОНКА" (1963), в котором поднимаются актуальные проблемы войны и мира, преемственности поколений, сущности человеческого существования, становления молодого человека, был отмечен Ленинской премией за1964 год. Затем - романы "СОБОР" (1968), "ЦИКЛОН" (1970), "БЕРЕГ ЛЮБВИ" (1976), "ТВОЯ ЗАРЯ" (1980), повесть "БРИГАНТИНА" (1973).

Каждый из произведений А. Гончара становится событием - не только в литературе, но и во всем народном жизни. Они сразу же переводятся на русском языке, что дает возможность познакомиться с ними читателями братских республик, а также многими языками зарубежных стран.

О.Гончар известен и как блестящий новеллист. Его перу принадлежит несколько сборников новелл и рассказов. Он творчески продолжает традиции классиков - мастеров малой формы - М. Коцюбинского, В. Стефаника, обогатив новеллу полифоничности содержания, философским осмыслением событий. Его новеллы глубоко психологические, раскрывают внутренний мир героев в важные, переломные моменты их жизни.

Выступает О.Гончар и как страстный публицист, вдумчивый ученый-литературовед и критик, а также очеркист. Следует упомянуть о его книги - впечатления от знакомства с зарубежными странами: Чехословакией, Японией, США, Данией, сборник литературоведческих статей "О НАШЕМ ПИСАТЕЛЬСТВЕ" (1972) и "ПИСАТЕЛЬСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ"(1980). Он также часто выступает в прессе со статьями на актуальные, гостропроблемні темы - о борьбе за мир, о развитии литературы и искусства, о отдельные вопросы жизни народа.

Олесь Терентьевич ведет огромную общественную работу. Он - депутат Верховного Совета СССР и Украинской ССР, с кандидатом в члены ЦК КПСС и членами ЦК Компартии Украины. Длительное время (1959 - 1972гг.) возглавлял Союз писателей Украины. Ныне О. Гончар - председатель Украинского республиканского комитета защиты мира, член Всемирного Совета Мира.

За выдающиеся достижения в литературной и научной деятельности А. Гончар избран академиком Академии наук Украинской ССР, удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Писатель награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды и Славы 3-й степени, медалями.

Честным, самоотверженным служением народу, Коммунистической партии, неутомимым творческим трудом, замечательными книгами О. Гончар завоевал горячую любовь советских людей, широкое читательское признание как на Родине, так и в целом мире.