Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Ивана Франко



 
Вступление

Ивану Яковлевичу Франко принадлежит, пожалуй, самое почетное право представлять Украину в "галерее самых высоких интеллектуальных достижений" народов мира. Отдавая престол национального гения Украины "поэту по милости Божьей" Тарасу Шевченко, он, без сомнения, не был никем из украинских ученых и художников превзойден в своей титанической работоспособности, в разносторонности таланта и разнообразии дарований, в роли, которую сыграл в становлении украинской нации. Распадаясь на две практически независимые "підособистості" - Франко-общественного деятеля и Франко - поэта, художника - он одновременно сочетал в себе ипостаси поэта, прозаика, драматурга, фольклориста, этнографа, культуролога, языковеда, переводчика, репортера, редактора... а также политика, агитатора, революционера. Возможно, именно в этом разнообразии сфер, в которых проявлялся талант Франко, он обязан несерьезным, часто враждебным отношением со стороны современников, как политических противников, так и нейтральных, не привлеченных к общественно-политической конфронтации кругов Галичины. Во всяком случае, феномен Ивана Франко - универсальной личности, гения, человека нового времени, что намного перегнала свою сутки, ученого и художника европейского уровня, каких мало в истории украинской культуры - не получил должного изучения и оценки ни с польской, ни при советской власти. Поляки не разглашали достижения украинской интеллигенции и ее отца, советская идеология сделала из Франка куклу, выставив на всеобщее первый взгляд только одно из сотен его граней - Франко-революционера. Тем временем как именно этим внутренним противостоянием, постоянным конфликтом между разными полюсами личности Франко наиболее интересен, именно эта вечная напряжение побудила его к тяжелому труду. Франко заслуживает изучения, исследования именно как противоречивая, неоднозначная фигура.

 

 

 

 

 


Жизнь и творчество

 

Иван Яковлевич Франко родился 27 августа 1856 года в с. Нагуевичах Дрогобычского уезда (теперь с. Ивана Франко Дрогобычского района Львовской обл.) в семье кузнеца. С отцовской кузнице он вынес первые знания о жизни галицкого крестьянства, о труде человека, а от матери перенял любовь к народной песне.

После окончания Дрогобычской гимназии поступил в Львовского университета. Через 16 лет он заканчивает Черновицкий университет.

В 1887 году выходит первый сборник его стихов "С вершин и низин" - самое выдающееся явление в украинской поэзии после "Кобзаря" Тараса Шевченко. Впоследствии вышли в свет сборника "Увядшие листья" (1896), "Мой Измарагд" (1898) где преобладают мотивы философской и интимной лирики, "Из дней печали" (1900). Он является автором поэм «Панские шутки», «Смерть Каина», «Похороны», «Иван Вышенский», философской поэмы "Моисей" (1905). В 80-х годах увидели свет лучшие повести Ивана Франко "Борислав смеется" (1882) и "Захар Беркут" (1883), «Для домашнего очага», «Перекрестные тропы» и др. Написал драматические произведения «Сон князя Святослава», «Каменная душа». Получила известность пьеса "Украденное счастье" (1893). Лишь часть наследия великого украинского писателя опубликована в 50-ти томах «Собрания сочинений». Организатор изданий «Общественный друг», «Дзвін», «Молот». Автор трудов по истории и теории литературы, переводчик произведений с русского, польского, чешского, сербского, хорватского, немецкого, английского, французского, древнегреческой, римской, арабской, ассиро-вавилонской и других языков.

В 1893 г. защитил в Вене докторскую диссертацию.

Произведения Франко переведены на многие языки мира. Отдельные стихи положены на музыку, некоторые прозаические произведения экранизированы и инсценированы. Умер Франко 28 мая 1916 года.

Когда мы думаем о Ивана Франко, в нашем воображении возникает прежде всего титан мысли и труда, человек, у которого дух и тело рвет к бою ради прогресса и счастья человеческого, украинец, корни которого уходят в глубины народной жизни и переходят в дерево, цветение которого величественный, щедрый, добрый.

Тот корень берет начало из родительского дома. Отец Яков - известный на всю округу кузнец, неутомимая в труде мать Мария. В такой семье прежде всего приучали к труду, уважения к людям. И, конечно же, хотели, чтобы ребенок учился на радость родителям, на добро людям. С шести лет мальчик учится в начальной школе в соседнем селе Ясениця-Сильна, позже в Дрогобычской нормальной школе отцов - василиан, а еще через некоторое время - в Дрогобычской гимназии. Михаил Коцюбинский в очерке об Иване Франко отмечает, что способный ребенок в сельской школе научилась читать на украинском, польском и немецком языках. Смеялись с Франко в немецкой школе при монастыре. Но «прошел год, наступил экзамен - и малый Франко удивил всех: он оказался первым учеником».

в 1865 году умер отец. В дом пришел отчим Гринь Гаврилик, ріпник. На шестнадцатом году Франко остался круглым сиротой - умерла мама. Дорога же к знаниям не остановилась. Во время обучения в гимназии Франко читает произведения Гете, Лессинга, Шиллера, Расина, Корнеля и др., писаны на немецком и французском в оригинале.

Берется сам за литературный труд. Первый стих - «Пасха 1871 года» - посвятил отцу. Переводит произведения Гомера, Софокла, Горация, Гейне, а также «Слово о полку Игореве», «Краледворський рукопись» В.Ганки. В гимназии Иван Франко отстаивает мнение, что основой украинского литературного языка должна быть речь народная.

После Дрогобыча юноша едет в Львов, поступает в университет. Много пишет, становится самой влиятельной фигурой в редакции журнала «Друг», знакомится с м. павликом и І.Белеєм. Ивана Франко интересует также философия, политическая экономия, социология.

в 1877 году Иван Франко переживает первый арест. Перед этим полиция произвела обыск на квартире, обнаружив революционную литературу. Франка обвиняют в принадлежности к тайной социалистической организации. «В течение девяти месяцев, - писал он, - проведенных в тюрьме, сидел я в основном в большой камере, где находилось 18-28 преступников, где зимой никогда окно не закрывалось и где я слаб на грудь, с бедой добился привилегии спать под окном... но зато просыпался почти всегда с полным снега волосами на голове».

Широта политических и литературных предпочтений вызвала неоднозначную реакцию у общественности. Реакционные круги Галичины доходили даже до игнорирование его творчества. В частности, в «Заре» отказались печатать рассказы «Каменщик», поскольку каменщики «худшие пьяницы» и не стоят внимания.

Отстаивание собственных позиций отражалось и на материальном достатке. Было время, когда писатель вовсе не имел средств на проживание и вынужден был проживать у рабочего Данилюка. В апреле 1881 года Франко едет в село Нагуевичи. Кроме литературного труда, выполнял ежедневную крестьянскую работу.

Большие надежды на осуществление политических и литературных намерений возлагал Франко на Киев, куда он прибыл в конце февраля 1885 года. Встречи с а. конисским и В.Антоновичем не оправдали надежд на издание газеты. Теплый воспоминание оставили встречи с семьями Лысенко, Старицких и Косачей. Приехав в Киев в следующем году, Франко женится с Ольгой Хорунжинською.

в 1892 году Франко уезжает в Вену, чтобы закончить докторскую диссертацию «О Варлаама и Йоасафа и притчу о единорога». Через год состоялась защита, Франко получил степень доктора философских наук.

в 1894 году представилась возможность занять профессорскую должность кафедры истории украинской литературы и мо-вы Львовского университета. Хоть пробная лекция и имела успех, однако лидеры народников, «москвофилов», польско-шляхетские шовинисты прибегли к клевете и провокациям, чтобы не допустить Франко до профессорства. Кандидатуру писателя было забалотовано.

Это не могло не огорчить Франко, но и не остановило его дальнейшего духовного прогресса, каким бы тяжелым он не был. Не хватало разве что физических сил. В 1897 году Франко от переутомления заболел. Последующие годы также были не из легких.

«Сильная, упрямая натура, которая целиком вышла из житейского боя, - писал о встрече с И.франком в 1905 году Михаил Коцюбинский. - В своей убогой хате сидел он за столом босой и плел рыбацкие сети, как бедный апостол. Плел сети и писал поэму «Моисей». Не знаю, попалась рыба в его сети, но душу мою он пленил своей поэмой».

в 1908 году Франко вновь переживает болезнь. Большое переутомление привело к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук и пальцев. Выйти из этого состояния помогло лечение в Хорватии, на берегах Адриатического моря.

Начало первой мировой войны застало семью Франко в трагическом положении. Больная жена находилась в больнице, сыновья в армии. Лишенный средств к существованию, писатель жил в доме школьного товарища. Вскоре заболел, но и, находясь в таком состоянии, не выпускал пера из рук.

Умер Франко 27 мая 1916 г., похоронен 31 мая на Лычаковском кладбище во Львове.

Советское литературоведение рассматривало творчество писателя с позиций социалистического реализма, избегало оценок его взглядов относительно суверенности Украины. В то время никто иной, как Франко, писал: «Все, что идет вне рамок нации, это или фарисейство людей, которые интернациональными идеалами рады бы прикрыть свои соревнования к господству одной нации над другой, или болезненный сентиментализм фанатов, которые рады бы широкими и вселюдськими фразами покрыть свое духовное отчуждение от родной нации». И по сей день актуальны его слова о том, что «мы должны научиться слышать себя украинцами - не галицкими, не буковинскими украинцами, а украинцами без официальных границ».

Наш народ достойно чтит память Ивана Франко. Его именем назван один из областных центров Украины, Львовский государственный университет, с. Нагуевичи, много улиц. В родном селе великого Каменяра и во Львове открыт литературно-мемориальные музеи Ивана Франко.

 

 

 
Вывод

 

Не следует, конечно, идеализировать Франко, называя его, как то делалось в советские времена, "великим Каменщиком", и приписывая ему исключительную роль "отца" западноукраинской интеллигенции. Однако подобной к нему по масштабам деятельности, величине таланта и популярности фигуры в Галичине ХІХ - начале ХХ века не было. После выхода поэмы "Моисей", в которой Франко метафорически, однако достаточно ясно указал на роль творца - неоціненого пророка в своем Отечестве - обожествление Франко галицким крестьянством, студенчеством и интеллигенцией достигло апогея. Однако среди кругов народовской и москвофильской интеллигенции, особенно сплоченной вокруг газеты "Дело" и клерикальной верхушки, Франко был одиозной фигурой от начала до конца. Своей журналистской и публицистической деятельностью Франко нажил множество врагов, в том числе среди действительно ведущей общественной течения того времени - народников. В то же время литературный гений Франко был высоко оценен представителями всех социальных верст и групп, всех наций, населявших Галицию.

Тема интеллигенции, ее назначение и функции, задач теоретических и практических начала интересовать Франко еще на раннем этапе его журналистского творчества. Начав с закладки теоретического базиса и создания программных произведений, он постепенно перешел к практике, будучи в течение длительного времени фактически образцом для прогрессивной творческой интеллигенции. Именно практической деятельностью, а не теоретическими разработками, Франко принес наибольшую пользу украинской культуре, открыв Галичине Европу и мир и начав открывать миру Галичину.

Бесспорно, вклад Франка в процесс формирования галицкой интеллигенции, кристаллизации духовной элиты, а следовательно и консолидации украинской нации является огромным и, возможно, до сих пор не до конца оцененным. Еще до смерти Франко с него поспешили сделать образок, как в свое время с Тараса Шевченко. За схематическими образами "Великого Каменяра" и "украинского Моисея" скрывались противоречия Франко натуры, нюансы его политических убеждений. Лишь с недавних пор литературоведы и критики начали трезво подходить к оценке культурного наследия Франка. Во всяком случае, его образ нуждается в демифологизации, переоценки, исследования под абсолютно новыми углами зрения.