УНИЯ - церковное об'єднанім украинской православной церкви с римо - католической при единстве веры в разнородности обрядов.
Известно несколько попыток такого объединения; впервые за Даниила Галицкого 1253 г. с предоставлением Данилу короны, за что просилось от Запада военной помощи против татар. Но, не получив ее, Даниил порвал с Римом. Во второй раз подписал унию в 1439 г. киевский митрополиту Изидор от имени Киевской митрополии. Его подретушировали князья Олелько Владимирович и Юрий Лінгвенович, но против того выступили Московия и Польша, и Изидор покинул Украину. Условия Флорентийской унии были основанием для третьей унии, заключенной в 1596 г. в Риме и провозглашенной 1596 г. в Бресте; инициаторами ее были И. Потей и К. Терлецкий. Православные созвали в Бресте свой собор и осудили унию.
В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан рукоположил православным митрополитом Иова Борецкого; с тех пор стало две митрополии - униатская и православная, что привело к обострению борьбы между обеими конфессиями. Унию 1596 г. підгримував польское правительство, которому был выгоден раскол между православными. Вследствие этого началась религиозная борьба, которая обусловила появление значительной полемической литературы с обеих сторон. В полемике на стороне униатов приняли участие иезуиты, в частности П. Жалоба, который стремился эту духовную идею превратить в политическую в пользу Польши. Казаки восприняли унию как форму национального раскола и повели против нее решительную борьбу. Кульминационным пунктом борьбы православных с униатами (сторонниками унии) было убийство униатского полоцкого архиепископа И. Кунцевича.
На Закарпатье так называемую Ужгородскую унию приняли 1646 г. (сначала часть священников, а в 1652 г. все Западное Закарпатье). Против унии восстала большинство украинского народа: мещане, духовенство, православная шляхта, казацкие гетманы (II. Сагайдачный, Бы. Хмельницкий, И. Выговский). В договорах Б. Хмельницкого и И. Выговского с Польшей стояла требование об уничтожении унии. В общем униатский движение этого периода был элитарным и получил свое распространение за поддержку Польским государством. К униатов, однако, согласились и выдающиеся деятели своего времени: М. Смотрицкий, К. Сакович, К. Транквилион-Ставровецкий. Происходили столкновения и между униатами и католиками. Именно униаты побудили православных к оживлению литературной деятельности, развития образования и книгопечатания, за что последние перенесли свою культурную столицу из Львова в Киев, где был основан школу и типографию, а Киев снова стал общенациональным культурным центром.
Освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого мощно ударил по уніатству, и этот конфессиональный движение начало угасать, литературной продукции униаты создавали все меньше. Полемику против православных во второй половине XVII в. вели не так униаты, как римо - католики (Т. Рутка), в частности иезуиты (Г. Ціховський, Бы. Бойм, С. Согникевич). В общем идея унии не могла стать определяющей, пока к ней не присоединились епископы Перемышльской (1672) и Львовской (1700) епархий. Мараморошська епархия приняла ее в 1716 - 1721 гг., а братская Львовская ставропигия - 1708 г. Четвертый раз идея унии воскресла в украинских православных кругах 1677 г., когда львовский епископ И. Шумлянский обратился от своего кружка (И. Винницкий, В. Шептицкий) до папского нунция с готовностью принять унию. Этому способствовало, возможно, соревнования с турками под Чигирином, что открывало возможность российской экспансии на запад Украины. И после взятия Чигирина турками (1678) идея унии не была воплощена в жизнь. После 1686 г., когда установлен Вечный мир между Россией и Польшей, закреплял разделение Украины, и после подчинения украинской церкви Москве. Шумлянский перестал подлежать Власти киевского митрополита и найменувався блюстителем Киевской митрополии, не допускал на свою территорию людей киевского митрополита.
Униатские настроения вновь распространились среди западноукраинского православия. Под влияние И. Шумлянского перешла и Луцка епископия после ухода до Киева Г. Святополк-Четвертинского - в Луцке епископом стал брат. Шумлянского Афанасий. Но унию принимать не спешили, хотя король Ян Собеский на том настаивал. Ее приняли только в 1700 г., когда началась Северная война. Уже через год российские войска вошли в Польшу; следовательно, этим актом. Шумлянский оборонялся от российской экспансии. С тех пор униатская церковь стала приобретать функций национальной, но в определенном регионе. 1732 г. начала свою деятельность Почаевская типография, что способствовало активной деятельности Почаевского культурного центра. Вышло большое количество книг для нужд униатской церкви, появилась антология духовной песни «Богогласник», именно здесь начала культивироваться идея замены церковнославянского и книжного украинского языка народной (издание Ю. Добриловського); из этого кружка вышел ряд интересных писателей, в частности Т. Щуровский.
Униатская церковь не сразу стала национальной, были в ней сильны по лонізаційні воздействия, но в силу исторических условий ей выпало стать духовным проводником народа в пределах своего распространения. С упадком Польского государства Россия начала ликвидировать унию: начиная с Екатерины II, ликвидировано униатскую митрополию и все епархии, кроме полоцкой. 1839 г. Николай И ликвидировал остатки унии на Правобережье, а Александр II - на Холмщине и Подляшье. В XIX в. украинскую интеллигенцию Галичины и Закарпатья в массе своей составляло униатское духовенство, из которого вышло немало писателей, актеров, композиторов, художников, некоторые были одновременно священниками и художниками или учеными. В то же время в уніатстві сплодилося и такое уродливое явление, как галицкое москвофильство. Во время оккупации Россией Галиции (1914) был арестован митрополит А. Шептицкого и силой насаджувано православие российского образца под руководством епископа Євлегія. Это же было и после 1939 г. После Второй мировой войны арестован всю иерархию униатской церкви и созван собор (1946), которому силой навязано решение ликвидации униатской церкви и присоединения ее к российской. 1949 г. ликвидирована униатская церковь на Закарпатье, 1950 г. - на Пряшевщине. Синод украинской католической иерархии в 1980 г. признал акт ликвидации униатской церкви недействительным. Униатская церковь восстановилась как греко-католическая в наши времена, и ее можно считать пятой унией.
Лит.: Зубрицкий Д. Начало унии // Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1849. Кн. 7; Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Акты, относящиеся к истории православной церкви в Юго-Западной России. К., 1859. Т. 1; Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: В 2 т. К., 1883; Т. 1; 1898. Т. 2; Франко И. Две унии. Отдельная отпечатка из Буковинского православного календаря. Черновцы, 1890; Возняк М. История украинской литературы: В 2 т. Л., 1921. Т. 2.
В. Шевчук