И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Урок 33. ЯЩИК НАРОДНЫХ СКАЗОК. ВОРОБЕЙ И БЫЛИНА
Цель: продолжить ознакомление учащихся с украинскими народными сказками; учить воспроизводить дальнейшее развитие событий, учитывая схему; совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, скорость речи; учить детей давать характеристику действующих лиц; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
То ли лис, то ли лес,
То брось, будь то конь,
То ли кит, то ли кот -
Звуки путать не следует.
Гули, гули -
Такие глаза, как моргулі,
Чинки,чинки -
Такие глаза, как починки,
Чата, чата -
Такие глаза, как горщата.
2. Работа над шарадами
• Составить слово из первых слогов слов.
Дыня, тысяча, насыпь. (Ребенок)
• Составить слово из первого слога первого слова и второго состава второго слова.
Гора, народ. (Город)
3. Розчитування по составляющей таблицей
4. Работа над скороговоркой
Ты, малый, скажи малому,
Хай малый малому скажет,
Пусть малый теленка привяжет!
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выставка-презентация рисунков к сказке.
Ученики комментируют содержание своего рисунка, выбирают фрагмент сказки, к которой он нарисован.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Угадайте сказочного героя!
• Имеют все серенькое перья,
Всегда скачут на дворе,
Шумная их стая,
Дети, кто птичек этих знает? (Воробьи)
- Сегодня мы прочитаем украинскую народную сказку о приключениях воробья - доброго молодца.
Физкультминутка
Герои сказки сегодня у нас в гостях.
Это Волк и Кот - наверное, знают все.
И сейчас мы попросим их
Фізкульхвилинки провести свои.
- Я, Котик, физкультурой занимаюсь,
Прыгаю в высоту, на роликах катаюсь.
А сейчас все дружно поднялись,
Как после крепкого сна, розім'ялись.
На «раз» и «два» руками помахали,
На «три» и «четыре» дружно сели.
- Я, Вовчик, тоже не лентяйка,
Ничто бы на спорт не поменял ни за что,
Поэтому предлагаю всем стать,
Потому разминаться люблю я.
«Раз», «два» - все согнулись,
«Три», «четыре» - розігнулись,
«Пять» и «шесть» - руки в стороны,
«Семь», «восемь» - два подскока.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение учащимися первой части сказки молча (с. 37-38)
- Назовите персонажей сказки.
- Кто главный герой сказки?
- Что ты можешь о нем сказать?
- Каким ты его представляешь?
2. Работа в группах
- Воспроизведите дальнейшее развитие событий, несмотря на схему, размещенную на первом форзаце учебника.
3. Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне дочитування концовки сказки
- Каким вы представляете воробья в конце сказки?
4. Словарная работа
Былина - стебель травянистого растения.
Коршун - большой хищная птица; коршак, ястреб.
Довбня - большая деревянная палка с утолщением на конце.
5. Игра «Диктор телевидения»
Читать текст, периодически отрывая взгляд, чтобы взглянуть на зрителей.
6. Инсценировка сказки
- Назовите персонажей сказки.
- К кому первому обратился воробей?
- Как дальше развивались события?
- Какие слова в сказке повторяются?
VI. ИТОГ УРОКА
- С какой украинской народной сказкой познакомились?
- Чему учит эта сказка?
- Кто ее главный герой?
- Каким вы представляли воробья в начале сказки, а каким в конце?
- Почему изменилось ваше мнение?
- Кто ему помог уговорить былину?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказывать сказку.