СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Михаил Коцюбинский
УТРО В ЛЕСУ
(Отрывок из сказки "Хо")
Лес еще
дремлет в передранішній тишине... Неподвижно стоят деревья, завернутые в сумрак,
обильно покрытые краплистою росой. Тихо вокруг, мертво... Только где-не-где
проснется птичка, неуверенным голосом обзовется со своего уюта. Лес еще
дремлет... А с синим небом уже что-то творится: то побледнеет, словно от ужаса, то
спахне сиянием, словно от радости. Небо меняется, небо играет всякими красками,
бледным сиянием трогает верхушки черного леса... Встрепенулся конце лес и себе
заиграл... Зашептались возбужденные листочки, рассказывая свои сны, засуетилась в
травы мошкара, розітнулося в гуще громкое щебетание и полетело высоко -
туда, где небо переливается, где небо играет всякими красками...
На поляну
выскакивает из гущи серна и, очарованная прекрасным концертом, останавливается, подъемника
любопытную мордочку к кровавой полосы горизонта, что краснеет на опушке леса между деревьями,
и слуха.
Пугливый
заяц, притаившись под кустом, пригина уши, витріща глаза и словно порина весь в
море лесных звуков...
Вот
устремилось от востока ясное лучи, словно руки, простяглось до леса, обняло его,
засыпало камнями, золотыми полосами упало на синюю от росы траву на
поляне, где остро на фоне золотого света выпячивается стройная фигура сарны.
УПРАЖНЕНИЯ и
ЗАДАЧА
И.
Расскажите о сравнение как художественное средство. Какие бывают сравнения?
II.
Выпишите из текста разные виды сравнений. Объясните отдельные из них. Как вы понимаете
сравнения: лес стоял черной стеной; снег играл на солнце самоцветами; белые, словно
молочные облака; елка дрожала, как в лихорадке?
III.
Переведите предложения с сравнениями родном языке; 3 края неба надвигались белые,
словно молочные, облака. Небо то побледнеет, словно от ужаса то спахне сиянием, словно от
радостей. Вот устремилось от востока ясное лучи, словно руки, простяглось до леса,
обняло его засыпало камнями.
IV.
Раскройте тезис: "Михаил Коцюбинский - прекрасный мастер пейзажа".
Приведите примеры.
V. Напишите
описание-пейзаж на основании собственных наблюдений над природой или на основе впечатлений
от картины художника.