Паломническая литература (Хождение) - своеобразные путеводители, которые содержали необходимую информацию о "святые места", сведения о природных багатства. их содержание формировалось под влиянием религиозных, апокрифических легенд, дополнялось рассказами проповедников, монахов. П.л. развивалась в украинском писательстве как литературный жанр с XII по XVIII вв. Появление П.л. была обусловлена стремлением молодой церкви Киевской Руси укрепиться путем непосредственного общения с христианским Востоком, что повышало ее авторитет, включало в сферу христианских отношений. Путешественников до "святых мест" называли паломниками (они приносили на воспоминание пальмовую веточку), пилигримами (лат. - путешественник), калеками прохожими (греч. обувь - каліга). Они приносили на Русь апокрифические рассказы, собственные записи о виденном и пережитом, из которых и образовался литературный жанр. Образцом П.л. является "Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена", возникло в начале XII в. Здесь представлены подробное, топографическое описание Иерусалима, Вифлеема, Иордании, Галилее, Самарии, описывается поклонение гробнице Иоанна Богослова в Эфесе. Подробно описаны река Иордан, природа Палестины. В XIV-XV вв. появляются "Хождения гостя Василия", "Хождение за три моря" московитянина Афанасия Никитина, где наряду с описаниями христианских святынь подано светские картины: города, их жители, восточные базары, факты светской истории. П.л. XVI - первой половины ХУІП в. свойственны освобождение от традиционного литературного этикета, белетризація стиля. В хождениях Василия Познякова и Арсения Суханова (вторая половина XVI в.), Федота Котова и Василия Гагары (первая половина XVII ст.), Ипполита Вишенского, Ивана Лукьянова, Сильвестра и Никодима, Варлаама Ліпицького (первая половина XVIII ст.) заметный интерес авторов историей и географией, архитектурой и торговлей, политическими отношениями между государствами, национальным и религиозным составом отдельных народов. Появляются также описания психологического состояния паломника, который попадает в необычные обстоятельства, человеческих чувств, выразившихся сквозь призму авторского видения. Новым явлением в П.л. было творчество В. Барского (1701-47), который выступал под псевдонимами Василий Альбов, Василий Плакса, Василий Киевский, Василий Рус. В его заметках сосредоточено внимание на истории, географии, социальной, экономической, политической и культурной жизни народов, заметны признаки романа-автобиографии, романа-путешествия, рассказы. В середине XVIII века. П.л. исчерпывает себя.
|
|