Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



 


План

1. Жизнь и творчество П. Загребельного
2. Коротко о некоторых сборника п. загребельного
3. Значение творчества П. Загребельного в украинской литературе

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО П. ЗАГРЕБЕЛЬНОГО

Хорошая книга о народе, о человеке, обогащая ум и воспитывая чувства (вспомним, как Белинский подносил пушкинскую поэзию именно за ее всеобъемлющую способность облагораживать душу), побуждает к размышлениям и деяний, к разговору, где может быть согласие и несогласие, открытие социально-нравственных истин и красоты бытия. Животворящий связь между писателем и читателем возникает тогда, когда он, художник, имеет что сказать людям, а они, углубляясь в безграничности художественного мира, страстно ищут в нем ответы на жгучие вопросы действительности.

Талантливый украинский советский писатель Павел Архипович Загребельный более четверти века ведет диалог со своими современниками - поучительный диалог, остроумный и интересный...

Отличительной чертой нашего художника есть неутолимая жажда созидания. Хоть кем и хоть где бы он не был: рядовым на войне, студентом-филологом Днепропетровского университета, сотрудником журнала «Отчизна», редактором «Литературной Украины» - всегда отдавался труда сполна. За два с половиной десятилетия своего творчества он написал семнадцать романов, три сборника рассказов, четыре повести, несколько киносценариев и пьес, десятки очерков, критических статей и обзоров. Два его романы «Смерть в Киеве» и «Первомост» отмечены Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко...

Павел Загребельный принадлежит к той когорте советских писателей, что и его ровесники В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Быков, Ю. Друнина... Опаленные войной, они до глубины постигли труды и дни фронтового поколения, которое спасло Родину от фашистского порабощения. В их творчестве ярко отразились такие характерные черты советской литературы, как бескомпромиссность в борьбе с буржуазной идеологией, и приватновласницькою психологией, восхваления подвига советских людей, утверждение социалистического гуманизма и чувства ответственности за моральный облик своих современников.

Критика в свое время обратила внимание на то, что Павла Загребельного привлекают особенно три сферы человеческой деятельности: военно-патриотическая, государственно-историческая и производственно-творческая. Это широкое обобщение нуждается в конкретизации. Суть в том, что в героев Павла Загребельного различные виды деятельности переплетаются, сливаются. Государственным человеком в его романах предстает, скажем, не только князь Ярослав Мудрый, но и молодой рабочий Дмитрий Череда, а теоретик кибернетики академик Карналь такой же творец, как и талантливый художник Киевской Руси Сивоок. Именно концепцией народа-творца и связаны между собой три романічні циклы Павла Загребельного...

В общем писатель умело, естественно сочетает в своих романах воспроизведения отдельной судьбы с обобщенным изображением течения жизни. Мастер обширной эпики - исторического «Чуда», урбанистического «Разгона», сельского «Львиного сердца», перекликаются между собой разработкой отдельных мотивов и средствами характеров, - смело и ведет диалог с историей, и интимный разговор с человеком, сгущаясь факты в образы суток и проникая в сокровенные тайны души.

У Павла Загребельного сотни действующих лиц. Есть среди них и художественно невнятные, одномерные. И человеческая память избирательна, в ней остается только истинное, совершенное и необходимое для познания и самопознания. Большинство человеческих характеров в произведениях нашего писателя - жизненно правдивые, полнокровные. Чем они интересны? Неповторимостью проявления повторяющегося. Они словно жаждут одного: чудеса. Кто ищет его и находит, кто теряет его или уничтожает, а кто - и это самое трудное - творит его в муках и любви...

Древняя семантика корня слова «чудо» - светить. В славянских языках «чудо» - это то, что поражает: чудо, необыкновенное, красота. Герои Павла Загребельного знают, что такое чудо воли, чудо познания, чудо творчества, чудо любви и взаимопонимания, чудо рождения настоящих людей и чудо женских чар.

В стилевом диапазоне писателя прекрасно сочетаются острая, интересная фабульность с подробной детализацией, ирония и сарказм с романтикой, публицистика с психологизмом, афористичность и прерывистость с длинными фразами, периодами, с энергией глагольных многочленов. Это проза широкая и в то же время бурные, как наводнение с ливнем и порывистым ветром - «крушит, ломает, из земли вырывает». Эта разбушевавшаяся течение несет с собой все, даже жизненную пену. Но русла никогда не губит. Русло - это дума о человеке, о народе, это концепция социалистической личности, что творит на земле красоту и добро.

КОРОТКО О НЕКОТОРЫХ СБОРНИКА П. ЗАГРЕБЕЛЬНОГО

Это просто замечательная черта П. Загребельного, быть будто непохожим на самого себя в каждом новом произведении. Одних он удивляет, вторых захватывает, третьих раздражает этой своей постоянной изменчивостью и непохожестью, как, пожалуй, никто из украинских прозаиков. Есть прозаики более «удобные» для понимания критикой и читателем. У них из предыдущего романа часто можно выводить зародыш следующего. Бывает даже так, что особо интересное найденное один раз нещадно эксплуатируется снова и снова, а потому вся так называемая творческая эволюция может свестись к тому, что писатель медленно, но неуклонно становится эпигоном самого себя, иждивенцем и популяризатором того, что он когда-то действительно нашел и на чем, ослепленный его необычностью, навсегда остановился. Загребельный же обладает драгоценным умением исчерпать в одном произведении все то, что должно принадлежать только ему, только именно этим замыслу порожденном к жизни, а дальше - из всех взглядов - тематически, манерой повістування, особенностями литературного артистизма - от того, предыдущего, произведения решительно отмежеваться и прийти в следующем романе, с лихвой оправдывая все надежды критики, снова неожиданным...

Во всех своих исторических романах писатель обращается к трагедийных ситуаций (ему вообще очень близка поэтика трагического), перед многими моральными альтернативами предстают его герои, и нередко сделанный ими выбор стоит их жизни, но, думается, самых трагических нот достигает автор в этих двух романах о странные и горькие судьбы женщин - Евпраксии и Роксоланы, судьбах, искалеченных жестоким временем, обществом, социальная природа которого антигуманная, античеловеческая.

Характерно, что когда Павел Загребельный только начинал разрабатывать историческую тематику, это и для критиков, и для поклонников его таланта стало полной неожиданностью, поскольку он - после попыток найти себя в полу-нарисових, приключенческих и даже фантастических произведениях, с которыми он, собственно, и пришел в украинскую литературу, - наконец и окончательно сформировался в писателя остро-современной темы, певца индустриального города, вдумчивого исследователя его технической и творческой интеллигенции. И вдруг такой резкий скачок до времен давно минувших, которого вряд ли кто мог от него ожидать. Необычным было также и то, что трилогия так называемых рабочих романов, объединенная позже одним названием «С точки зрения вечности» писалась параллельно с циклом исторических романов о Киевскую Русь. В творчестве писателя так органично и нерушимо переплелись прошлое и настоящее...

Наше время можно с многими основаниями назвать время обостренного исторического мышления. От событий ближайших двадцати-тридцати-пятидесяти лет и до того, что произошло несколько веков назад - все сегодня воспринимается и обдумывает с особой интенсивностью, потому что так или иначе помогает понять современность...

Правда, Исторический роман в советской литературе 60-х годов не дал такой высокой волне, которую видим, например, в 20-30-х и 40-50-х годах. Но книг о прошлом, особенно в последнее время, пишется немало, и в них, без сомнения, накапливаются признаки нового качества: возможно, не за горами третья, примечательная своими неповторимыми чертами волна в развитии нашей исторической романистики...

К таким книгам я бы отнес роман П. Загребельного «Чудо» (Сов. писатель, 1968)... Итак, перед нами-древлянские земли, Киев, Новгород, Болгария и Византия конца X и первых десятилетий XI века. Разные судьбы разных людей, которые, в конце концов, сходятся и перекрещиваются на площади стольного града над Днепром, где сооружается один из крупнейших художественных «см» той эпохи - София Киевская.

На первом плане - художник Сивоок и князь Ярослав. О Ярославе мы немало знаем из разных источников, о Сивоока - ничего. Документальной и даже легендарной истории его имя не известно...

Если говорить о конкретной истории Киевской Софии, то современные ученые сходятся на том, что ее сооружали и украшали греческие мастера совместно с местными людьми, которые, учась в первых, обогащали и «ослов'янювали» их искусство, привносили в него выразительные черты древнерусской самобытности.

Так возникло в романе фигура Сивоока - гипотетическая, вимислена и в то же время вполне реальная по своей художественной сути. Он действительно предстает перед нами живой, достоверной и типичной человеком своей эпохи - с большой и драматичной биографией, с поисками, страданиями, сомнениями и надеждами.

Сивоок в «Чуде», даже и тогда, когда на Киевской «горе» степенно беседует с самим князем, - плоть от плоти народной, низовой, «нижнего» Руси, которая составляла глубоко заземленное основание Киевского государства и в бесчисленных трудах, в болях и муках витворювала ее могущество, что во времена Ярослава достигла своих вершин.

То, что Загребельному удался именно этот образ, мне кажется успехом принципиального значения. Наша художественная «старорущина», - из разных, в том числе и уважительным причинам - в глубины тогдашней народной массы и ее сознания до сих пор проникала медленно и нелегко. Если схематично поставить в один ряд близкие с этой точки зрения фигуры каменщика Журейка («Ярослав Мудрый» И. Кочерги), закупа Микулы и его дочери Малуши («Святослав» С. Скляренко) и малого «роба» на Руси, пленника в Византии, а затем константинопольского и киевского художника Сивоока, то разница окажется, без преувеличения, огромной. В «Чуде» это - характер, художественная полнокровность которого не вызывает сомнения, личность, которая в понимании психологической и интеллектуальной высоты выступает достойным партнером выдающегося ума эпохи (а в романе он таким и является) - самого Ярослава...

Загребельный в обрисовке Ярослава нашел хорошую меру сочетание «государственно-исторического» и «человеческого»...

Мудрый и талантливый киевский князь в романе «Чудо» - вершитель исторически прогрессивной дела укрепления и объединения Руси, но вместе с тем он сын своего класса и времени, человек, который исповедует их взгляды, их жестокую мораль даже тогда, когда они вызывают в ней внутреннее сопротивление...

Больше, чем любое из предыдущих произведений автора, «Чудо» показывает рост изобразительной силы его письма, умение вывести неокраяні, самобытные человеческие характеры, через которые раскрывается ход жизни, страсти и стремления эпохи...

Умеет дать автор «Чуда» и красочный исторический фон, охотно пользуясь для этого способом актуальной, почти пересказ летописного характерных эпизодов и историй, часто необычных, иногда поразительных в своей исторической красноречия; в совокупности заключается выразительная, хоть и не всегда сберегательная, мозаика эпохи.

А главное - свежесть и самостоятельность общих авторских решений, которым обязана в романе так ясно освещена тема крупнейшего и самого дорогого «чудеса истории»: тема человека, незборної в своем стремлении к свободе и счастью.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П. ЗАГРЕБЕЛЬНОГО

Советская литература создала много образов мужественных, честных, искренних людей, которые стали добрыми друзьями читателей, вошли в их жизнь, как знакомые, близкие люди. Каждое новое произведение, где изображены образы, достойные дружбы нашего читателя, - радостное событие в литературе. Думаю, что книга П. Загребельного "Дума о бессмертном" (впервые произведение печатался в журнале "Знамя" №№10-12 в 1957 г., а вышел отдельным изданием в "Молодежи") станет для читателя таким событием. История короткой жизни ее героя, жизни, полной мук и боли, но красивого и честного, найдет отклик во многих сердцах.

Ему еще не исполнилось семнадцати, когда началась война. Андрей пошел в военкомат, где уже стояли большие очереди добровольцев. Когда ему предложили написать автобиографию, и еще подробную, он испугался: у него не было биографии. Ну, родился. Рос. Окончил неполную среднюю. Вступил в комсомол. Окончил среднюю. Работал во время каникул в колхозе. Собирал колоски. Был причіплювачем. Косил сено. Какая же здесь биография, когда все так просто и обычно?

Да, пожалуй, и после войны, когда бы Андрей Коваленко остался в живых, он не заметил бы, которая богата его биография. Ну, пошел добровольцем. Воевал. Ранили. Вылечился. Снова воевал. Снова ранили. Взяли в плен. Сбежал. Поймали. Снова бежал... Способны на подвиги не часто рассказывают о своих подвигах. Потому, может, источником этих подвигов именно и есть уверенность в том, что так поступил бы каждый на его месте. Большая, настоящая скромность-сестра героизма, а не посредственности...

Мы часто не замечаем, каким неоценимым богатством владеем, что, действительно, может «солнце померкло б, увидев наших дум золотые россыпи». Писатель мало пишет о советских людях, с которыми судьба сводила его героя там, далеко от родной земли. Но каждая такая встреча, как с Мартыненко, Банніковим, Антроповым, оставляет волнующее впечатление, показывает, что в какие бы обстоятельства не попали советские люди, они живут между собой по законам, нормам нового общества, за социалистическими законами.

Настоящим гимном советскому человеку звучит заключительный эпизод короткой жизни героя повести, эпизод, с которого могла бы начаться легенда советского юноши. Коваленко, смертельно ранен после последней попытки вырваться из плена, лежит в бараке рядом с поляком, которому на рассвете должны сделать укол, чтобы убить. «Андрей пытался думать о доме, об отце и матери, о Кате. Но память его, обессиленная, измученная неугомонным болью, растеряла все воспоминания, как цветок лепестки. Ему теперь оставался боль, резкая и невыносимая, и мысли. Вчера пин жалел, что его не убили тогда сразу в Марбурге, теперь благодарил случайные, который продлил ему жизнь на эти несколько дней. И перед смертью он еще сможет сделать доброе дело. Сможет, хоть как это не трудно». И вот он, напрягая последние силы, поднимается и меняется номерами с своим соседом Ежи Фурчаком. Утром укол делают ему, а не Ежи. Андрей умирает, чтобы жил он.

« - Простите, мама и папа, своего сына за то, что он умер так далеко от вас, за то, что умер раньше от вас. Вы еще долго будете помнить его. Будете вспоминать своего энное утром, как восходит солнце, и в бессонные ночи, в горе и в радости, зимой и весной, пока живы, вы будете сокрушаться за своим сыном... И еще будете рыдать и сетовать на судьбу за то, что не положила ли она вашему сыну под голову ароматный сноп пшеницы, не постелила ему в бока белых, мягких снегов, не заквитчала ему могилы красной калиной, потому что пропал ваш сын Андрей без вести. Или же без вести?»

Нет, не бесследно, - говорит повесть П. Загребельного. Остались где-то люди - все-таки люди, которые ходили за ним конвоем, и если не нашлось у них уважения к юноше, то хоть удивление перед силой его души сохранится в их памяти, это хорошо для дела мира. Остались же, наверное, в живых товарищи по судьбе, которые унесут с собой память об этом недоспіване жизни. Остался Ежи, который должен помнить, что ему предстоит жить и за Андрея, потому что, спасая его ценой своей жизни, советский юноша завещал ему и свои человеческие обязанности.

А теперь вот еще тысячи читателей, которым рассказывает о жизни Андрея писатель Павел Загребельный. И так рассказывает, что как живой предстает перед читателем его юный герой и по бесспорном праву тех, кто погиб за Отечество, говорит к своим ровесникам: проверьте, достойно вы живете, умеете ценить человеческую честь, советскую свое достоинство?

В повести П. Загребельного оказались самые сильные стороны его дарования, его творчество, на мой взгляд, принадлежит к тому направлению украинской прозы, в отношении которого не приходится повторять, что романтика является составной частью реализма. А для такой романтики нужен глубокий общественный смысл, красивые душой, может, достойные удивления человеческие образы, тонкое чувство нового в чувствах, делах, помыслах людей, в отношениях между людьми...


Список использованной литературы

1. Фащенко В. Глубину и разнообразие дивосвіту. - В кн.: Загребельный П. Сочинения: В 6-ти т. К.: Днепр, 1979, т. 1, с. 5-6; 15-16.
2. Слабошпицкий М. Загадка Павла Загребельного. -Радуга, 1980, № 1, с. 157; 158; 159.
3. Новиченко Л. Кто свел семібрамні Фивы. - В кн.: Литература и современность: Литературно-критические статьи. К.: Сов. писатель, 970, вып. III с. 39-42; 46; 56.
4. Шамота М. Дума о бессмертии. - Лит. газета, 1958, 15 апр.