Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.В.ВАСИЛЬЧЕНКО


  

План

 

НА ДОРОГАХ ЖИЗНИ

Детство

Обучение

Работа в школах

Работа в газете "Рада"

Годы империалистической и гражданской войны

Последние годы жизни

Творчество

Произведения об учителях

Крестьянская тема

Произведения о детях

Новеллы о войне

Пожовтневі произведения

Имя ему-народный писатель

Литература

 

 
НА ДОРОГАХ ЖИЗНИ
Детство

Степан Васильевич Панасенко родился 8 января 1879 года в семье ремесленника-сапожника в местечке Ичне на Черниговщине. Большая семья Панасенків - всех было восемь - ютилась в старой, скособоченій доме, обсаженной кленами, ясенями, рябиной. Маленькими подслеповатыми окошками смотрела она на майдан, смотрела просто и откровенно, не стесняясь бедности своей, ибо жили в том доме честные трудолюбивые люди. Отец был сапожником, мать по найму за изнемог заработок вкалывала.

Не имея собственной земли, вместе со старшими сыновьями зимой занимался шевство, а летом и осенью всей семьей шли на заработки или в помещичью экономию, до кулаков-хуторян.

Долгими вечерами в доме кипела работа: отец шил сапоги и сыновей своих старших того ремеслу учил. А меньшие залезали на печь и по очереди рассказывали сказки, придумывали всякие удивительные истории. Степан всегда умел найдотепніше змостити. Был ловкий, бойкий, хваткий до всякого дела.

В убогой семье почитали праведное слово, песню, шутки. Отец был грамотный (когда у дьяка научился грамоте), уважал образованных людей, знал цену мудрой книжке. В доме Панасенків любили Шевченкового "Кобзаря " и Гоголевского " Тараса Бульбу ". Время здесь звучали песни - "Ой, наступала та чорна хмара", "За Сибирью солнце всходит...". Их выводили взрослые и дети. Значительно позже писатель Степан Васильченко (такой литературный псевдоним выберет Степан Васильевич Панасенко) вспоминать: "самое Сильное впечатление произвела на меня эта троица: Песня, Кобзарь и Гоголь, сочинения каким я не знаю равных в мировой литературе. Листая "Кобзаря", я не один раз вспоминал всю свою жизнь..."

Отец заботился, чтобы дети учились, потому что в наследство никакого изобилия он им не мог оставить. "Учитесь, дети, - говорил, бывало, - и ищите других путей".

"Воспоминания о раннем детстве остались у меня немного хаотичны. Помню зимы: морозы большие, а хата холодная, скудный харч, и чад, и отсутствие одежды... Пока дождешься тепла. Ну, а тогда принимала наша: пруды, площади, сорняки, крамні свалки... Забываешь, что есть у тебя какая-то там дом. Мать говорила: летом совсем дети дичают - надо либо приманки, чтобы привлечь их к дому. В это время воспитание конечно шло "самопас" - под единым уходом жаркого солнца.

В ярком цветнике моих дошкольных воспоминаний и до этого времени найцвітнішими чего-то сохранились воспоминания, на первый взгляд, несущественные, мелкие.

Такие, например, были мечты о серебряную гору. В зимние, холодные вечера, лежа на полу под замурованным окном, что его лезли ледовые рога, согнувшись под легким одеялом, я грезил о том, что, дождавшись тепла, я сделаю себе серебряную гору. Мечтал так упорно, так долго, страстно, в конце концов, начал делает подготовку. Чем реальнее, правда, подходил к этой причудливой мечты, тем больше приходилось ограничивать ее. Гора в моих мечтах все уменьшалась и уменьшалась и, в конце концов, превратилась в небольшой обелиск, величиной с аршин, облитый вместо серебра, которого, конечно, я не имел надежды добыть, обычным оливом. Начал даже собирать олив'яні пломбы по помойкам круг магазинов. Старшие братья поливали оливом "паке" - и я видел, как его топят в черпаку.

Когда пришла весна, тепло, зелень, радость, эти мечты розтопились, испарились без следа. Когда я вспомнил их весной, они тогда же показались мне странными и неинтересными. Было странно, чего я так долго и так страстно с ними, так горячо водился.

Второе воспоминание - это обычный красный бумажку, что и сейчас он стоит у меня перед глазами. Во времена моего безпризорного детского бродяжничества был у меня перевесник мой сосед и приятель, что у нас с ним была большая, трогательная дружба. Мы с ним часто ходили на базар в магазин за цацки, которые мы находили для себя по помойкам круг красных магазинов (мануфактурных).

Был у нас на базаре один мусорник, который мы называли "Добро", - круг мануфактурной лавки. Там каждый день была для нас какая-то пища - цветные веревочки, олив'яні пломбы, коробочки, пуговички и т.д. Однажды мы шли по базару до Добра, как обычно, обняв друг друга за шею... Вдруг перед глазами - красный бумажку, перевитый мишурой, как маковая нежный цветок... И таким он показался волшебным, таким знадним, что, помню, дух забило. Казалось, какая-то посторонняя сила подхватила нас, как буря. Мы бросились навипустки к его, не добегая немного, вцепились друг в друга, как звери, качались по песку, бились, дряпались, пока сразу ухватили оба вместе то бумажку и разнесли на две половины.

Подержали в руках, посмотрели - обычная бумага. Побросали наземь, пристыженные."-так вспоминал о своем детстве Степан Васильевич.
Обучение

Пять лет ходил Степан начальной школы в Ичне. И закончил его лучшим учеником. Его оставили при школе, чтобы готовился к учительской семинарии. Прошло два года напряженного труда. За это время парень хорошо освоил программу, перечитал много книг российского и мирового писательства (при школе была как для того времени богатая библиотека).В подростка проявляется склонность к литературному творчеству, и он заносит в тайный тетрадь-дневник не только свои полудетские размышления и переживания, но и записывает народные песни, а также первые пробы своего пера.

Навсегда запомнился Степану тот прощальный вечер, когда родственники и соседи провожали его учиться в семинарию. Момент был торжественный. По лавкам сидели родственники, соседи, сбоку стояла наша семья. У порога мяли шапки в руках куткові дети. Все родные были смутные. Мать плакала. Родственники поглядывали на меня бдительными, недоверчивыми глазами и давали мне свои заветы, а соседи давали наставления: "Помни отца, мать почитай", "Не забывай, из какого круга вышел", "Бедными не пренебрегай матери твоей, потому что сам из таких". Наконец подъехал под дом виз, что имел отвести Степана на станцию, он сделал три традиционные поклоны перед иконами, и вылетел из дома, словно на крыльях. В голове у него было полно мыслей, трогательных и радостных... А в груди печаль. Миготіла радостная, невнятная, пиховита мысль: "Между своим родом - отцами, дедами, самыми далекими предками - я первый иду к культуре, к свету, первый пробиваю ту стену, что стоит нам на пути до того волшебного, такого притягательного и такого малодосяжного для нас, бедных крестьян, другого мира. Я посланник. Прощай родное, теплое, бескрайнее, такое спокойное народное море... Вернусь к тебе, однако возвращусь - другим". И действительно - уже рождественскими праздниками прибыл к родному дому в пальто - вместо чумарки и в фуражке с бархатным околишем.

Коростишінське семинария была единственной на Украине, куда принимали способных детей крестьянской бедноты. Вступить в нее было мечтой, но везло не многим, потому что на казенный счет выделялось ежегодно только 10-12 мест, а платить за обучение малоимущие родители не могли. Поэтому-то учились в Коростышеве преимущественно дети богачей.

Семинария не оправдало надежд Степана Панасенко. "Обучение в семинарии немного хаотичное, - писал он позже. - Порой она больше смахивала на музыкальную или певческую школу. Было немало праздношатания." Казенно-схоластическая программа обучения не могла удовлетворить пытливого, жадного до знаний юношу, и он постигал науку самостоятельно, читая художественную литературу, научно-педагогические и исторические книги. Степан еще раньше под влиянием поэзии А.пушкина, О.Кольцова проявлял склонность к творчеству, однако в семинарии его способности давали себя знать разве что в обязательных классных "сочинениях", которые порой набирали беллетристического вида. Писать же что-то свое, о чем мечтал, не позволяли условия інтернатського быта и еще необычайная скромность юноши.

Произведения, отмеченные влиянием социалистических идей, писали Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский. Вспомним забастовщиков из повести "Борислав смеется", непокоренного "вечного революционера", смущающих каменщиков. Вспомним предрассветные огни, что их засветили мужественные рабочие. Таки произведения были очень популярны в семинарии. Часто семинаристы собирались, чтобы почитать запрещенную революционную книжку, антиправительственную листовку, поговорить о свободе. В дружеском кругу звучала боевая песнь "Шалите, шалите, бешеные палачи", звучали бодрые и печальные мелодии родного народа.

В семинарии Степан Панасенко вступает в литературно-художественного кружка. В работе этого кружка будущий педагог и писатель принимал самое деятельное участие.

Немало воды утекло за три лета. Возмужали ребята, ума набрались. Настало время прощания. А дальше - в путь. К какому же берегу пристанет зыбкую лодку его, Степановой судьбы?

По окончанию семинарии Степану Васильевичу было выдано свидетельство, в котором было записано: " Стефану Васильеву Панасенко, сын казака, девятнадцати лет в том, что он, при отличном поведении, оказал успехи:

В Законе Божем 4

Педагогике 5

Русском языке 5

Церковнославянском языке 4

Математике (арифметике,

Геометрии и землемерии) 4

Истории 4

Географии 4

Естествоведении 4

Пении 3

Чистописании,

Рисовании и черчении 4

Практических занятиях преподования 4

Гимнастике 4

Ремеслам не обучался, но обучался игре на скрипке и может обучать пению...

Он удостаивается звания учителя начального училища и при поступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами, то должности присвоенными."

Осень 1898 года. Село Потоки под Каневом. Здесь по окончании семинарии оказался молодой учитель. Школа в старой напівструхлявілій хате под соломенной крышей. Из углов тянет сыростью и плесенью. Сыро, неприветливо. Почти такая же вчителева квартира. Голые стены, голый стол, кривоноге кровать, три стареньких стула. Глазу не за что зацепиться. Грустно на душе у Степана, жура сердце донимает. Правда, его теперь будут величать "гоподин учитель". И зря! Он сроду не забудет своего мужицкого колени.

Не льнул Степан в семинарии до поповичей и куркуленків, а теперь и подавно не предотвратит ласки у господ и підпанків. Ни за что в мире! Перед ним высокая миссия просветителя детей сельской голытьбы. Вот к кому будет стелиться его жизненная дорога.
Работа в школах

Полон юношеского задора, учитель Потоцкой одноклассное школы погрузился в работу. В классе - больше сотни учеников (четыре группы). Единых учебников нет. К какой методики прибегнуть, какого образа добрать, чтобы при таких условиях научить детей хоть по слогам читать и без грубых ошибок писать? Учитель думал, размышлял, взвешивал. И таки находил выход. Его ученики много и охотно читали, самостоятельно решали сложные задачи. А особенно увлекали их устные рассказы, переводы интересных историй. Школьники полюбили науку, своего наставника. Хулиганы, и те притихли, втянулись в работу. А как загорались детские глазки, когда учитель читал им стихи, сказки, рассказы на родном языке, когда учил петь задушевных украинских песен.

Для взрослых молодой учитель организовал вечерние классы. А впоследствии создал любительский драматический кружок. Пьесы ставили не только в Потоках, но и в окрестных селах. Добрая слава об учителе понеслась по всему уезду.

Пожилые крестьяне любили и уважали Степана Васильевича, а молодежь чуть ли не на руках носила. "Дышало на меня приветом, теплом могучего родного народа, и хотелось нырнуть в его теплую глубину, в самую гущу", - вспоминал писатель.

Бурная деятельность учителя не понравилась местным панкам. Поп Діановський сначала не спускал глаз со Степана Васильевича, а дальше принялся поучать: мол, зачем мужику грамота, пусть лучше молится богу. Но ни поп, ни пристав, ни чиновник - никто из местного начальства так и не смог перетянуть на свою сторону молодого учителя.

Однажды Степан Васильевич стал свидетелем возмутительного произвола и издевательства писарчуків в канцелярии пристава над невинным сельским парнем. Он писал об этом в газету. Сообщение, даже в переработанном, значительно смягченном изложении, поднял переполох среди сельского начальства. На непокорного учителя посыпались доносы губернатору.

По распоряжению инспектора Степана Васильевича перевели в Богуслава. Здесь на молодого учителя снова ждала хлопотливая работа с неподготовленными учениками. Класс состоял из учеников разной подготовки: одногодники, двогодники, тригодники и даже больше, - это была 1-ая группа, кошара с сырым материалом, из которого за год надо было вытащить 30-40 для дальнейшей группы. Систему эту завел хитрый лис, заведующий, которому в старшие группы доходили лучше и способнее ученики. Конечно, при такой системе предпринять каких методов не было никакой возможности. Работа была хаотическая, утомна и неинтересна. Заведующий был старый лис, с медом на устах, которого, однако, советовали мне остерегаться. С попом, гонористим протоиереем местного собора, при первом проявлении с его стороны к себе пренебрежения стал "на ножи", заставив его вести себя вежливо. Попечителя школы, лесничего удельных лесов, перед которым вся школа стала "на задние", знать не хотел и не признавал никаких его прав над учителем. И самое страшное - провинциальный мещанское болото, унижение и моральное опустошение многих коллег, бесцветная, забитая местная интеллигенция. Противно было смотреть, как некоторые учителя сгибались в смирении перед господами и підпанками. Но были в Городе и другие люди - рабочие, ремесленники, которых насчитывалось в городке несколько тысяч. Среди них жил свободолюбивый дух, ширились революционные настроения. Молодой учитель охотно общался с рабочими, приходил к ним, принимал участие в обсуждении общественных событий.

Молодому учителю не с кем поделиться своими болями, и он сверяет тревожные размышления бумажные. "Вместе с моей видной для всех трудом у меня одбувалась и вторая, ночная, тайная, которой не хотел показывать никому. Часто после вечерней труда, когда из школы порозходяться мои гости, я запирался в комнате, вытаскивал свои подшивки и писал, листал страницу за страницей, пока не заглядывал в окна рассвет... Бумага, кажется, горел под рукой ....Это был или мой тайный дневник, куда я заносил свои учительские горести и обиды, а тот тайная корреспонденция, газеты, которая разрасталась до размеров огневої пола, а то - стихи о поселенцах, что должны бросать свою Украину".

Так появилась поэма "Разбита бандура" - произведение о бедности бедняков-переселенцев, присланный автором в журнал "Киевская старина", но увы, не напечатан. Первым произведением писателя, увидел свет был рассказ с учительского жизни "Не устоял", опубликованное в 1903 году на страницах "Киевской газеты".

Писатель Є.Кротевич, что встречался в это время с Степаном Васильевичем в одном из рабочих кружков вспоминает, как, рассказывая о всеобщая забастовка рабочих в Киеве, учитель воскликнул:

- Начинается революция, товарищи!

Он и речи свои все начинал именно этим редко употребляемым тогда словом "товарищи".

По доносу киевскому губернатору Панасенко вскоре уволили с должности. И началось его "летающее, невпокійне учительство", что бывало по трое учительских мест пришлось менять на год. После освобождения, сок-да, со всякими оговорками и условиями, получил место в убогой школе в селе Карапышах между безталанними учителями. "Помню: всегда пыль, в классе шум, темнота такая, что дети порозлазяться по окнам, а маленькие играют в жмурки. И еще помню, как, возвратившись из класса потный молодой учитель кашлял кровью." - писал Степан Васильевич. И полгода не был, перевернулся на Полтавщину. Здесь снова осміхнулося ему призрачное счастье. Школа двокласова, хорошая, из начальства никто не заглядывает, сотрудники - учителя - хорошие. Работа наладилась. Дети любят, люди уважают, коллеги уговаривают: "Хватит вам жить цыганским жизнью, оставайтесь навсегда в нас "директором". Мы здесь вас женим и прикрепим к месту. Так больше будет с вас пользы." "А почему бы, действительно не окопаться здесь?" - мелькнула соблазнительная мысль. Но на второй или на третий день после таких мыслей была уже ему и кара за их. Приказ инспектора: за 24 часа перебраться за помощника в Драбовский школу.

За инспектора там был прозван между учительством Диоклетианом февралем, знаменитый своими грубостями инспектор Кошка. Второй пакет был такой од его: "Приказываю... в течении 3-х часов с момента получения сего выехать из Буромской школы..."

За пакетом сразу вошел старшина с бумагой. Старшине ед инспектора тоже приказ: прослідить, чтобы непременно за 3 часа учитель выбрался из школы. Оказалось позже - отправлено было ему учительскую характеристику. Отправили его к Драбовской школы.

На первый взгляд, как будто шло на добро: тут и школьный дом лучший, и классы лучше оборудованы, но печаль окутала Степана Васильевича: "Два учителя - поповичи, два законоучители - попы, учительница - поповна. Между ними я - деревенщина, пролетарий." Серое, неинтересное существование учителя разнообразили пьянством, игрой в карты. Все это происходило в учительской, где, не имея квартиры, должен был обитать Степан Васильевич. Тяжелые думы одолели его. Вот уже в скольких школах Киевщины и Полтавщины работал и почти повсеместно одно и то же... "Я слышал слова: учителей - то есть благородная миссия, учитель - то честный труженик, народная нива, народная пользу - "светильник цивилизации". Как огидли мне эти слова, как больно впечатляют они меня, какая злая, горькая ирония чувствуется мне в них...

Учитель - то есть вымученная, изуродованный и физически, и морально человек с нарушенным до боли чутьем; учитель - мученик, и лучшая часть общества смотрит на его, как на мученика, как на калеку, со своим противным сожалением.

...Сбросьте с нас печальные одежды, дайте нам возможность работать просто и честно, дайте нам человеческой жизни, потому что мы не хотим быть калеками... Дайте нам хлеба и мира, потому что мы люди, как и все... Вы одіваєте нас в одеяния подвижников, но знайте, что не сего нам надо, и на вашей совести мы будем стоять ободранные, голые, голодные, темные и забитые призраки, мы, народные депутаты, лучший цвет и сок нашего народа.

И я же не хочу быть мучеником из-за одной пустой и даже смешной мечты... Ибо то, что пишет и говорит об учителе эта сладкая интеллигенция, - то пустая речь, перехвачена, что звонит в колокол и не знает, по чему.

Скажите мне, что может хорошего сделать для народа тот несчастный, слабый, темный учитель, что должен бледнеть перед всякими гудзями и кокардами, кому всякий сельский интеллигент как милостыню подает кончики своей руки, то, что нет ему просветлой часа в борьбе с нуждой за насущный кусок то? Какое он добро сможет сделать людям? Забитый, загнанный, с вымученным лицом, с робким болезненным блеском в глазах, всегда безмолвный, всегда покорный. И это же тот человек, что смело должен вести к миру, к правде?.. Кто пойдет за ним?..

Много я видел таких обездоленных, бесполезных тружеников между пожилыми учителями, и вижу, и знаю, что когда остануся учительствовать - и меня такая участь ждет... меня страх берет, мурашки за спиной проходят - и порывает бежать, бежать... бежать куда-нибудь, хоть в писари, хоть торговать за прилавком, хоть даже в старцы, чтобы убежать от того имя - учитель... Я еще молодой, у меня есть способности, энергия. Нет, я еще поборюся за лучшую долю..."- писал Степан Васильевич в своем дневнике.

Стремясь расширить свое образование, Панасенко в 1904 году поступает в Глуховский учительский институт, который в шутку называли тогда мужицким университетом. "Печальная была эта школа, - вспоминает он. - Это был тупик, в который загоняли тех крестьянских учителей, которые стремились высшего образования... Это была мрачная, деловая казарма, где, кроме академического обучения, не было доступа ничему втором".

В тревожной и грозный час выпало учиться Степану Васильевичу. 1905 год всколыхнул всю империю. Развернулось массовое рабочее движение, который вскоре перерос в вооруженную борьбу. "Кровавое воскресенье" 9 января 1905 года ускорила взрыв революции. На улицах городов вырастали баррикады. Горели по селам помещичьи имения, экономии. Революционный пролетариат России взял в руки оружие, чтобы свергнуть самодержавие.

Свежие дыхание революционной бури донеслись до Глухова. Забастовали студенты, требуя от администрации реорганизовать казарменный режим, обновить систему преподавания, изменить институтские порядки. Одним из инициаторов и руководителей забастовки был Степан Панасенко.

Царской правительство оказывало свирепые расправы над восставшими. Повсеместно гремели выстрелы, свистели нагайки карательных экспедиций. К каторжной Сибири потянулись длинные вереницы закованных в кандалы революционеров, борцов против самодержавия.

Стих забастовка в институте. Студенты один за другим отошли от революционной деятельности, покорились, притихли. Надежды на улучшение обучения в институте развеялись. Панасенко Степан забирает документы и снова едет на село учительствовать. Подавив революцию, царизм усилил репрессии и против народной школы. И даже в условиях лютой реакции педагог-народолюбець не пал духом. Более того - в селе Брусовому на Полтавщине, презрев царской запретом, он учит детей родному языку.

И снова местные власти начали преследовать "неблагонадежного учителя".

Степан Васильевич давно мечтал попасть в рабочую среду. Он добивается перевода в село Щербинівку на Донбассе, которое было одним из центров Горловского вооруженного выступления рабочих и шахтеров в декабре 1905 года. Он поддерживает тесные контакты с революционными рабочими Щербинківського рудника, передает на шахты нелегальную политическую литературу. По воспоминаниям старожилов Щербинівки, Панасенко передал шахтерам русский текст пролетарского гимна "Интернационал", который исполнялся во время митингов и демонстраций.

Но не успевает и присмотреться к бурному шахтерской жизни, как его вместе с другими учителями по кулацким доносу арестовывают и отправляют к Бахмутской тюрьмы, где ему пришлось просидеть полтора года.

В тюрьме Панасенко познакомился со многими политическими заключенными. Особенно искренне подружился с осетином Алексеем Хостнаєвим. Поэт в душе, тот знал силу-силену сказок родного народа, вечерами рассказывал их. Впоследствии, на свободе, учитель-украинец запишет те осетинские сказки, литературно обработает, напечатает. Долго и терпеливо Панасенко Степан учил своего собрата грамоты, читал ему "Кобзаря".

Полевой суд оправдал Панасенко. И в это время его свалил тиф. Едва придя в себя, вышел из больницы. Куда теперь? Учительствовать ему запретили. Поехал к матери а Ичню. В старой полуразвалившейся хате она сама доживала, тяжело нуждаясь. Отец умер, братья и сестры некоторые поженились, другие подались в батраки, на заработки.

Панасенко живет с частных уроков. Скромного жалованья хватало, чтобы кое-как перебиваться. Днем помогал матери, а вечерами и ночью писал. Работал запоем, лихорадочно, до самозабвения. Часто и рассвет заглядывал в маленькие окошки, а он не мог одірватись от стола.

Ранее Панасенко думал, что, вчителюючи, он даст своему обиженному народу больше пользы. С любовью увлеченно отдавался он педагогической работе. Любил детей и изо всех сил старался высевать и их души отборные зерна правды и науки.

Теперь ему заказана дорога в школу. Но он ни дня не сидеть сложа руки. "Решил: так жить нельзя, надо бороться. И как? За оружие для такой борьбы я решил взять слово", - писал позже Панасенко.

...Его путь в литературу начался еще в сельской школе, когда сочинял свои первые стихи, подражая Шевченко, Пушкина, Кольцова. Інтернатське жизнь в семинарии мало способствовало литературным занятием. Правда, его классные сочинения, часто написанные в художественной форме, до слез трогали преподавателя словесности.

В первые годы учительства Панасенко ведет дневник - "Записки учителя", записывая туда все пережитое и виденное. В нем находим интересные эпизоды, которые впоследствии писатель развернул в новеллы, повести.

В Ичне Панасенко по-настоящему взялся к литературному творчеству. Жизнь сельской бедноты, сельских интеллигентов (прежде всего учителей), детей, подростков - вот что стало объектом его писательских интересов. Любимый жанр писателя - рассказы. Над каждым из них он долго работает, до блеска полируя каждое слово. Одважившись отправить написанное к украинской газеты "Рада", которая выходила в Киеве (1906-1914рр.). Там и появились в печати первые произведения - рассказ "Роман", "Голодному и опята - мясо" (впоследствии переименованное в "Мужицкую арихметику"), "Пацанок", "Вова", "В темноте", "У господ", "На чужбину", "С самого начала". В педагогическом журнале "Свет" одновременно печатаются рассказ "Ужин", "Над Росью". Эти рассказы печатались под убранным именем - Степан Васильченко.

Все эти произведения сразу привлекли внимание читателей социальной заостренностью, актуальностью тематики и художественной совершенством.
Работа в газете "Рада"

Редакция "Совета" предложила Васильченкові постоянную работу, и в 1910 году он переезжает в Киев.

Писатель отчетливо демократического направления, Васильченко не разделял буржуазно-либеральных взглядов сотрудников и издателей газеты. Он часто ловил на себе презрительные взгляды панков-либералов, которые опекали газету. Но это была единственная ежедневная украинская газета, выходила после революции 1905 года. И Васильченко согласился работать в "Раде". Ведь здесь печатались такие писатели и деятели украинской культуры, как Коцюбинский, А.Тесленко, М.лысенко...

Выходец из гущи трудового народа, Васильченко всегда стремился честно служить ему. Однако кое-что он поверхностно понимал сложность классовой борьбы на Украине. Национальные проблемы писатель рассматривал иногда в отрыве от социальных, классовых. Поэтому наряду с такими произведениями, как "Мужицкая арихметика" , "На чужбину", где дается выразительный социальный подтекст, он пишет и рассказы ("Под школой", "Инспектор" и другие), статьи ("Народная школа и родной язык на Украине", "В современной школе"), в которых говорится только о педагогической необходимость преподавания в народных школах на родном языке.

В газете Васильченко ведет отдел театральной хроники. Невысокой платы, которую он получал, едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Жил он в дешевый квартире на Соломенке, убогой окраине города, на работу и с работы ходил пешком, потому что тратить деньги на извозчика для него было бы чрезмерной роскошью.

Васильченко всегда был неприхотлив в быту. Он заботился о самое святое - творчество, любую сердечные литературный труд. Писатель упорно работает. В литературу он пришел с богатым жизненным опытом. Годы учительства по селам Киевщины и Полтавщины, революционные вихри 1905 года, мытарства в тюрьме, встречи с множеством человеческих судеб и характеров - все это определило тематический диапазон писателя.

И, кроме жизненной школы, была еще и литературно-художественная, в которой формировался небудничный талант Васильченко - мастера слова, художника-реалиста.

За сравнительно короткое время имя Степана Васильченко стало достаточно популярным. Лучшие его произведения из учительского жизни, о крестьянах и их детей получили признание среди широких читательских кругов.

Отдельным сборником произведения Васильченко впервые увидели свет в Киеве в 1911 году. В маленькой книжечке "Эскизы" было напечатано всего три новеллы ("Роман", "У господ", "Мужицкая арихметика").

В 1913 году в Киеве впервые ставили пьесу Степана Васильченко "На первые шишки", которую он написал в дар украинской крестьянской молодежи, что после того так нашумела везде по маленьких и больших сценах по Украине. Прекрасно обставлена, пьеска произвела на публику сильное впечатление. Молодежь была очарована. Говорили, что в зале все время одчувався дыхание таланта. "Я смотрел спектакль с галерки, думая таким образом лучше спрятаться на это время от знакомых. Однако меня в конце спектакля студенты разоблачили и впорядили овацию. Три курсистки преподнесли мне букет цветов. Я сначала спрятал его на груди под пальто. Курсистки начали протестовать, просить, чтобы я нес его открытым. "Мы, бедные курсистки, - говорили они, - купили эти цветы на последние свои копейки, а вы их так презираете". Пришлось вынуть. Была печальная судьба того букета. На улице стояла непогода, дождь, грязь, а жил я на Соломенке. Хотел взять извозчика - не поехал. "Ты мне заплатишь полтинник, а шапка у меня стоит трешку". На Соломенке ночью нападали на извозчиков и грабили шапки. Три рубля! - он зарядил мне цену. Пришлось тащиться пешком, под дождем. А темно, хоть бей в глаз. Собираясь на Соломенскую гору, я поскользнулся и так хлопнулся несколько раз букетом в путь, что, войдя в свою квартиру, увидел, что в руках у меня был один деркач: все головки в букете поодлітали. Это были мои лавры... Жалко было выбрасывать! Долго стояли они у меня без головок..."- вспоминал позже Степан Васильченко.

Вторая книга - "Рассказы" - большая по объему, чем первая, должна была выйти в 1914 году, но была задержана царской цензурой, которой показался подозрительным ее демократизм. Только через год она пошла в люди. А сам автор в это время находился далеко от Киева, на фронтах империалистической войны.
Годы империалистической и гражданской войны

Командир саперной роты Степан Васильченко воевал на Галицком, Двінському, Румынском фронтах. Страшным адом показались писателю три года, когда он гибов на передовых позициях. В минуты затишья все виденное и пережитое записывал в свой "дневник Окопного". Ужасы империалистической войны писатель отразил в новеллах "Русин", "Черные маки", "Ядовито цветок", "На золотом лоне", "Во святой гомон". У них на мрачном фоне изображен страдальца-солдата в серой шинели. Черная мара смерти повсюду подстерегает людей. Здесь писатель обратился к новым для него художественных средств, осложненных и условных. Рассказы населяют образы-символы, в них много мрачного, пессимистического.

Годы империалистической войны, а затем гражданской войны стали для Васильченко время идейных испытаний. Как интеллигент-демократ он в своих произведениях разоблачает империалистическую сущность мировой войны, с общедемократических позиций выражает протест против ее ужасов, правдиво передает глухой протест и даже откровенны проклятия широких масс в адрес тех, кто бросал их как пушечное мясо в самое пекло бойни. Однако писатель и в дни пребывания на русско-германском фронте, и позже, когда был свергнут царизм, а впоследствии и буржуазное Временное правительство, не смог до конца понять характер общественно-политических событий, происходивших, в частности, и всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Не случайно в первые післяжовтневі годы он пытается отойти в сторону от непримиримой борьбы между трудящимися и контрреволюцией, находится некоторое время в плену узко национальных иллюзий, вызванных, в частности, активизацией украинской националистической буржуазии.

В первые пожовтневі года Васильченко стоял в стороне от бурных событий, бушевавших вокруг. Это отразилось и на его творческой активности: во время революции и гражданской войны он почти ничего заметного не написал.
Последние годы жизни

Однако популярность Васильченко как писателя росла, ибо в течение 1907-1920 годов вышли многочисленные сборники его дореволюционных новелл и повестей. Васильченко избирают делегатом на военные съезды. Вскоре писатель демобілізовується за болезни сердца, некоторое время живет в родной Ичне, а потом снова переезжает в Киев.

Летом 1920 года Васильченко как корреспондент путешествует с хоровой капеллой "Думка" по Левобережной Украине. Зоркий глаз писателя заметило, как среди руин, бедности, обнищания пробиваются ростки нового, социальной жизни. Встречаясь с рабочими, крестьянами, красноармейцами, Васильченко восхищался их мужеством и твердой верой в светлый завтрашний день, в построение нового мира. Свои впечатления он записывает в дневнике, который назвал "С песней сквозь огонь и воду".

"Казалось бы, - пишет Васильченко, - что в эти времена людей, которые находятся в самом дыма крупных исторических событий..., людей, которые творят историю, которые увлечены героической борьбой и находятся все время среди необычных обстоятельствах великой революции, менее всего должна интересует скромная народная бытовая песня и вообще искусство..." Но "песня очаровывала их далеко больше, чем кого-то другого".

Путешествие с хоровой капеллой показала, что Васильченко в первые же годы советской власти с радостью укрепляет свои связи с революционной действительностью, с новым строем, который утверждал народное искусство и открывал путь к искусству народа. Васильченко вернулся из путешествия обогащенный впечатлениями, идейно и политически возмужавший. Новые светлые горизонты открылись перед ним. Уже известный писатель, он становится воспитателем и учителем детворы. "После первых бурь, когда в пустой школе начали появляться первые ученики, я ушел после такого долгого перерыва снова за учителя, теперь уже в новую, украинскую школу. Не бросал также и литературной работы", - рассказывает писатель в очерке "Мой путь".

Сначала он - воспитатель детского дома, затем (1922-1928)- учитель 61-й трудовой школы имени Ивана Франко в Киеве. Его, чистого и приветливого, требовательного и доброжелательного преподавателя украинского языка и литературы, бессменного руководителя школьного драматического кружка, любили ученики, уважали родители. Работать было тяжело, но он мужественно преодолевал трудности и учил этому своих воспитанников. "Нет зимой дров, нет нужного инвентаря, нет принадлежностей, убогий физический кабинет, почти пустая библиотека...- писал Васильченко. - Но школа бодро смотрит вперед".

Степан Васильченко, как никогда, был оптимистично настроен. Скромный и корректный, он тихо сиял внутренней улыбкой, что так принаджувала к нему людей. Говорил неторопливо, рассудительно. Больше любил помолчать. Современники вспоминают, как он, бывало, придет в редакцию журнала "Нова громада", сядет сбоку, задумается и слушает разговоры друзей-писателей. В основном молодые люди, они горячо спорили, а Степан Васильевич прятал в усах ласковый смех. Таким видели его и на различных литературных вечерах, в разговорах с друзьями-писателями. Васильченко искренне дружил с талантливым прозаиком Григорием Косынкой. Андрей Головко имел Степана Васильевича за одного из своих самых любимых учителей.

Напряженная, интенсивная деятельность писателя сказалась на его здоровье. В последние годы он все чаще жаловался на сердце. И когда болезнь начала донимать, оставил работу в школе. Правда, думал, что это временно, потому что жизни своей без детей-школьников не представлял.

Мечтал летом пешком попутешествовать по Украине - людей увидеть, полюбоваться живописными пейзажами. Но этот, как и многие другие намерений писателя, так и остался неосуществленным. Болезнь все чаще приковывала его к постели. Единственным утешением и радостью для Степана Васильевича осталась внимание и любовь читателей, круг которых было достаточно широкое, - рабочие,студенты, учащиеся, воспитанники детдомов, учителя. Именно они и собрались 1 марта 1929 года на юбилейный вечер Степана Васильченко по случаю 50-летия со дня его рождения. Юбиляра на вечере не было - он болел. Ему прислали много поздоровчих телеграмм, с любовью оформленных поздравительных адресов.

Читал их потом Степан Васильевич, и надтруджене сердце его радовалось. Значит, не зря жил. Ему хотелось еще много чего сделать, довести до конца начатое, задуманное... Но силы с каждым днем таяли.

11 августа 1932 года Степан Васильченко умер.

В тени яворов на Байковом кладбище в Киеве - пожизненный сумм его могилы.

А калиновыми мостами в новых и новых поколений читателей идет красочное Васильченкове слово, живет о нем добрая память. К этому времени бывшие воспитанники Степана Васильченко восторженно рассказывают о нем.
Творчество

Художественные произведения Степана Васильченко, которые стали известны читателям в 1910 году, обозначении яркой мастерством, оригинальностью; они свидетельствуют о тонкий художественный вкус автора. Знаменательно, что уже одно из первых рассказов - "Мужицкая арихметика" - стало в ряд лучших произведений писателя.

Конечно, творческой зрелости предшествовали литературно-художественные влияния, которое претерпел молодой Васильченко. Речь идет не о примитивных ученические подражания и заимствования, а о органическое усвоение определенной эстетической системы, определенного художественного метода. Именно такой характер имел влияние на Васильченко народной песни, произведений Шевченко и Гоголя, то есть влияние фольклора, украинской и русской литературы - влияние, которому сам писатель придал решающего значения.

В творчестве Васильченко отчетливо ощущается ее созвучность с народно-песенной поэтикой. Эта созвучность оказалась в языке и стиле, в принципах построения художественных образов. Все его творчество насквозь пронизано мотивами народных сказок, песен, народно-поэтической фантастикой.

Материалом Васильченкової творчества была современная ему действительность; народная песня "озвучивала" размышления его героев, создавала у читателя настроение, который отвечал идеи произведения.

Народно-поэтические традиции в творчестве Васильченко органично сочетались с традициями украинской и русской литературы. Не случайно именно те писатели, которые близко стояли к народно-поэтических источников (Кольцов, Гоголь, Короленко и особенно Шевченко) произвели на молодого литератора самое сильное впечатление.

Творчество великана поэтической мысли, полна мотивов решительного социального протеста, было для Степана Васильченко высоким образцом, когда он отстаивал идеи гражданского звучания и в своих литературно-критических высказываниях, и в художественной творческой практике. Органично войдя в сознание Васильченко, в мир его художественных образов, "Кобзарь" создал, так сказать, иммунитет против воздействия на него эстетических принципов различных упаднических течений.

Творческий контакт Васильченко с русской литературой был обусловлен родством двух литературных процессов. Вспомним связки Тараса Шевченко с русской революционной демократией, творческое содружество Марка Вовчка и Некрасова, неослабевшем интерес, что его проявляли к России и ее культуре Франко, Леся Украинка, Коцюбинский. Укрепляя российско-украинское литературное единение в новых исторических условиях, Васильченко тем самым продолжил традиции своих предшественников.

Бесспорно, тяготение к русской литературе не ограничивало круг художественных симпатий и предпочтений Васильченко. Будучи человеком образованным, он знал лучшие произведения мировой литературы, усматривал в них совершенные образцы техники письма, художественного мастерства.
Произведения об учителях

Работая в школах, Васильченко собрал богатый материал о жизни сельской интеллигенции, в частности учителей. Его сердце обкипало кровью, когда он видел, как учитель скитается, но вместо протеста иногда ломает шапку перед начальством, сгибается в три погибели перед попом и жандармом, предотвращает ласки в богачей, приспосабливается к подлости. Таким вывел писатель героя рассказа "Вова". У него русые волосы, серые застенчивы, полны темного огня глаза, юношеское лицо и нежный на губах пух". Всего несколько портретных красок, но они дают читателю возможность четко представить внешность юноши, полного светлых надежд и стремления к прекрасному и благородному жизни.

Приехав в село работать учителем, Антон Вова хочет познакомиться с местной интеллигенцией. Но после того, как господа "интеллигенты" с пренебрежением и презрением отвернулись от него, мужика, Антон Вова оказывается в группе пьяниц и развратников. Писатель не оправдывает своего героя. Учитель должен быть борцом, подвижником, идти к трудовому народу, к своим братьям по классу, с ними объединиться, им, темным и презренным, нести "разумное, доброе, вечное". Вова только на некоторое время пренебрег своими обязанностями подлинно народного учителя и жестоко поплатился за это. Правда, пока он сделал только первый шаг по скользкой тропе. Новелла не вызывает безнадежно-пессимистическим чувств. Человек способный, честный и правдивый, Вова, может, выкарабкается из пропасти, в которую начал сползать.

Чем-то похожий урок барского высокомерия и пренебрежения получил также молодой, энергичный и трудолюбивый учитель Яков Малинка (новелла "С самого начала"). О нем сразу понеслись добрые слухи: "За неделю все село знало уже нового учителя". Но своей внешностью и неумением вести себя между панами он не понравился попечительці школы сельской багатійці Александре Андреевне. Верный служака власти имущих, "пожилой, сухой инспектор с остреньким носом и с лицом старого лиса" переводит учителя в другое село, "как можно дальше с вишневской школы". Что дальше ждет Малинку? Или он разделит судьбу всегда полуголодных нищих Недбая и Петльованого, которые даже в рождественский праздник нечего кушать и собирают детские объедки в классе под партами (новелла "Ужин"), или , может, Малинка пойдет путем непокорного протестанта, неутомимого искателя правды, как старый учитель Райко из новеллы "Над Росью"?

О Феодосия Райка смолоду "слава гуляла по всему уезду" - слава непокорного правдолюба. Все неприятности учительского жизни выпали на его судьбу. Восемнадцать раз перегоняли его с места на место: "там с квартирой плохо приходилось, там поп был злой человек, там чиновник цеплялся, там с голоду пропадал, оттуда выгнали..., а радости, ясных дней - как не было..."

Художественной удачей автора был образ второго учителя - хитрого карьериста Воблого. На фоне образа Воблого становится очевидным благородство Райка. Образ Райка утверждает мысль, что в антагонистическом обществе путь честного человека устлан терниями.

Наконец, третье действующее лицо рассказа "Над Росью" - автор, молодой учитель, который только начинает свой нелегкий труд. Именно в свете его восприятия предстают образы Райка и Воблого, как две судьбы, две жизни. И он спрашивает себя: "Каким же путем я должен идти? Или мне пойти вслед за Воблим и начинать строить себе тепленькое место в жизни; или, бросившись навстречу молодым порывом, пойти тернистым путем, по которому шел Райко; или, может, пока не поздно, оставить предательскую обшарпанную учительскую судьбу другим, самому же попутешествовать по миру искать себе лучшей..."

В рассказе отсутствуют авторские сентенции. Читателю не возвышается готовый ответ на вопрос о дальнейший путь героя. Однако из повествования ясно, какой жизненный путь выберет лирический герой: все симпатии автора и читателя на стороне непокорного Райка; его жизнь - подвиг, который стоит подражать.

Рассказ "Над Росью" занимает центральное место среди произведений Васильченко об учителях. Это определяется прежде всего тем, что автору удалось на конкретных образах показать широкую картину "задрипанной учительской судьбы" в дореволюционное время, - картину, которая приобретает обобщенного значения. Васильченко осуждает учителей, которые по-казенному относятся к труду в школе (рассказ "Роман"), наказывает карьеристов (Вобла в рассказе "Над Росью"), развенчивает мерзкую роль душителей живой мысли - церковников (рассказ "Божественная Галя", повесть "Талант").

Новеллы и повести Степана Васильченко с учительского жизни - выдающееся творческое достояние украинской литературы.
Крестьянская тема

Одной из социально острых тем Васильченкової творчества является так называемая крестьянская тема. Лучшее произведение на эту тему, безусловно, знаменитая "Мужицкая арихметика". Еще в 20-е годы это повествование стало хрестоматийным.

Сюжет "Мужицкой арихметики" несложен. Вместо книги "о землю и волю", которую крестьяне просят прочитать, местный хозяин дает им старый задачник. Дает с явным намерением посмеяться с них. Однако этот своеобразный поединок заканчивается поражением не крестьян, а господина.

Рассказы обозначено четкостью классовых симпатий автора, его несгибаемым демократизмом. Васильченко отчетливо противопоставляет "мужицкую" правду барском праву, праву, по которому один помещик владеет таким количеством земли, что, как говорят крестьяне, "когда бы вот на всех хоть один то кусочек, то было бы нам, и детям нашим". Васильченко уверен, что такое положение вещей - не вечен, что земля в конце концов будет собственностью крестьян. Отсюда и оптимистичное звучание произведения.

В чисто комедийной ситуации, показывая, как крестьяне трактуют условия задач из учебника Евтушевского, Васильченко удачно передает влияние революционных событий на пробуждение классового сознания украинского крестьянства. Всем своим поведением крестьяне доказывают свое превосходство над монопольщиком Василием Ивановичем. Они выше него своим здоровым мировосприятием, своим благоразумием, своим искрометным юмором. Васильченко не заботится о детальную характеристику всех крестьянских образов. Каждый из них наделен одним-двумя характерными штрихами, что не повторяют друг друга, составляя впечатление яркого, красочного целого. "Рыженький и резвый" Охрим остроумно посмеивается над барскими установками; хурщик Антон с красным от напряжения лицом и веселыми глазами преодолевает книжную премудрость; "дед в белых штанах" дополняет чтение задачника былью; "мрачный человек" комментирует их упоминаниями о горькие приключения крестьянской жизни. Эти удивительно мастерски выписанные образы поражают лаконичностью, экономностью красок, точностью портретных черт искренним юмором. Ласковый доброжелательный юмор связан только с крестьянскими образами. Там, где речь идет о представителей эксплуататорского класса, юмор становится саркастическим, гранича с сокрушительной иронии.

Образ г-монопольщика Василия Ивановича вызывает определенные ассоциации с героем новеллы Коцюбинского "Кони не вине". И там и здесь есть "народолюбця", который охотно отдает дань распространенному в годы первой русской революции моде притворяться "братом и другом" трудящихся.

Во вступительной части рассказа перед нами "панок среднего возраста, красненький, с круглым животиком"; разговаривая,. Он забавно хмурит "родненькие брови", косит набок глаза, закусывает губу, сам к себе осміхається "в рыженькую бородку" или самодовольно "хихикает". Но тот Василий Иванович, которая предстает перед читателем в дальнейших разговорах с крестьянами, в поступках, наконец, во внутренних монологах, - то уже вполне определенный общественный тип. И у читателя нет сомнения, что Василий Иванович - это скрытый враг бедноты, который люто ее ненавидит.

Есть в "Мужицькій арихметиці" еще один персонаж - крестьянин Литовка, "здоровенный мужичура", который "покорно кланяется" Василию Ивановичу, "как дуб в время непогоды". А непогода эта - его долги, его зависимость от ростовщика. Монопольщикові кажется, что крестьяне кланяются ему из уважения. Но они, как бы между прочим, раз раскрывают свое истинное отношение к панка. Ироничные пожатие плечами, язвительные взгляды, наконец, спокойно-грозное обещание разделить помещичью землю "по своей, по мужицькій арихметиці" - все это выявляет истинное отношение народа к своего угнетателя.

Поднятая в "Мужицькій арихметиці" тема крестьянского безземелья получила своего дальнейшего развития в новелле "На чужбину". При создании этой новеллы Васильченко, как и всегда в таких случаях, шел от жизненных фактов. В очерке "Мой путь", вспоминая свое обучение в селе Потоки на Киевщине (1898-1902), он писал, что тогда волновало крестьян: "Говорили о крестьянское безземелье, о попов и о странствиях поточан на поселение - события, которые произвели на меня большое впечатление".

Эта жгучая проблема того времени и нашла художественное воплощение в новелле "На чужбину", в которой писатель показал себя мастером психологического, "настроенческого" трактовки тем.

"Тихая и грустная весенняя ночь, словно молодая монахиня. Не слышно на селе ни гомона, ни пения. Все повилося в тени. Белеют против месяца дома с темными окнами, - не то дремлют, не то что-то думают".

Так начинается рассказ. Этой картиной автор подводит читателя к восприятию тяжких размышлений людей, которые вскоре отправятся "из родного села в далекую, неведомую чужбину - туда, где среди диких степей, как говорят люди, гуляет с метелью мужицкая судьба". Село должно покинуть чуть ли не половина общины.

Проблему разлуки с родным краем Васильченко решает не с узко национальных, а с социальных позиций. Автор не осуждает тех, кто вынужден покинуть свою деревню, но с таким же сочувствием становится и тех, кто, не смотря ни на что, не порывает связей с ним. Девушка ни за что не хочет бросать родных мест, а для парня дороже всего - воля, независимость: "То милее тебе жить по найму, - укоряет он девушке, - господам угождать, чем работать на себя? Что нам родная сторона, когда нет в ней нам жизнь.

Радостное и трагическое находятся в новелле в чрезвычайно выразительной, художественно мотивированной взаимодействия. Вот идет спор между двумя крестьянами о том, что лучше: умереть на родине или жить на чужбине; п'яненька и заплаканная баба, пританцовывая и припевая, вдруг начинает тосковать; в светлые цвета солнечного дня вплетаются заунывные мелодии народных причитаний ("Там и солнышко не похоже, и звезды не сияют, и ветер туда не довіє с родной сторононьки")- весь этот калейдоскоп цветов и звуков воспринимается как единая ткань настоящего художественного произведения.

Переживания героев подано в новелле с тонким лиризмом. Это касается и картин природы. Пейзажеві здесь отведена особая роль. Он то импонирует тяжелым думам людей ("грустит терновник и, словно слезами, осыпает грустную пару своим белым цветом"), то выступает резким контрастом душевному состоянию отъезжающих: сцена происходит на фоне весеннего утра, буйного цветения садов.

Есть здесь и яркие метафорические сравнения придают произведению подчеркнуто трагического звучания. Вот одно из них: "Вся толпа людей растянулась в длинную ленту, затем лента делалась все тоньше и тоньше и разорвалась. Казалось, что целый живой организм разорвался на две половины".

Богатство личных впечатлений писателя, умение типизировать социальные явления в художественных образах, мастерство художника-пейзажиста, введение в произведение, наряду с пейзажем, народной песни и причитания, мастерское воспроизведение целой гаммы цветов и звуков, - все это составляет творческую оригинальность Васильченко, и благодаря ей новелла "На чужбине" не затерялась среди многочисленных "переселенческих" произведений, на которые была довольно богатой украинская литература начала ХХ века.

Поэтическим обаянием проникнутое рассказа "На хуторе". Трудно представить более искусно сочетание зрительных и звуковых впечатлений. Акварельно прозрачная картина летней ночи. В немой тишине серебром звенит голос девушки. Ее пение завораживает людей. А сама же она сирота, служанка в старом рванье. Только с "кучи тряпок выглядывает мраморное девичье личико с очень большими пречудними глазами". Новелла звучит как поэтический гимн всем "талантам родного народа". Сердце писателя терзала мысль, что они "из беднейших бедные, из самых темных темные".

Горькой судьбы способных сыновей и дочерей своего народа Васильченко посвятил также новеллу "У господ" и трогательную повесть "Талант", опубликованную уже в советское время.

Героиня повести "Талант" - сельская учительница Татьяна - незаурядные артистические способности. Она чувствует, что жить нельзя без песни, без театра. Татьяна выступает на кону помещичьего театра, поет в церковном хоре, и этого мало. Она хочет учиться, стремится к вершинам искусства. Только не сбылись ее мечты. Господа надругались над Татьяной. Затравленная попом, обманутая и униженная, талантливая девушка накладывает на себя руки.
Произведения о детях

Горькая, порой трагическая судьба героев Васильченко зависит не от них самих, а от окружения, обстоятельств, общественного строя, которые и определяют их жизненный путь.

А путь начинается в детстве. Степан Васильченко, писатель и учитель, всегда любил детей и посвятил им немало искренних и правдивых произведений, в которых подал целую галерею детских образов.

Болея за судьбу детей из народа, Васильченко считал, однако, "за неестественное рисовать их жизнь одними печальными красками... Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни..."

Дети - герои Васильченкових рассказов - живые, остроумные, полные энергии, сообразительные, любознательные. Жизнь бедняцких детей - безхлібне и невеселое, от недоедания они худые аж светятся, становятся печальными и грустными, но достаточно им ласковое слово сказать, приласкать, и они искренне, по-детски радуются. И это лишь начало пути, на котором их будут ждать разочарования, столкновения с социальной несправедливостью и борьба за человеческое достоинство. Детский мир маленьких героев, словно капля чистой родниковой воды, вбирает в себя и отражает лучи солнца и облака жизненные.

Девушка Устина ("Васильки") с любовью собирает букет нежных полевых васильков, чтобы подарить его учителю. Но, узнав о его аморальности, швырнула цветы к порогу. Чистая детская душа исполнилась гневом и чувством решительного протеста. Устина уйдет из дома, наймитуватиме, чтобы не видеть никчемных людей, которые облипли грязью.

С мягким, доброжелательным юмором писатель рисует образ Васи, который любит "староваты", то есть серьезно, по-взрослому поучать старших ("Свекор"). За внешне благополучным семейным уютом кроется социальная несправедливость: не так уж беззаботно живется родителям и старшим братьям и сестре Васи, которые с утра и до ночи тяжело работают. Их жизнь полна всевозможных невзгод, но они умеют пошутить, посмеяться.

Мальчика жизнерадостного нрава, который любит пофантазировать и хочет понять пытливым детским умом и сердцем окружающий мир, видим в новелле "Басурмен". Мать. Сама не очень богомольная, заставляет Семена ревностно молиться. А малого совсем не манят поклоны и скучное моления перед иконами. В нем подсознательно рождается протест против бога. Его не пугает и картина "страшного суда", что висит в доме.

Немногословны, но глубокие по содержанию, проникновением во внутренний мир персонажа, окутанные светлым лирическим дымкой - такие Васильченкові новеллы о детях.
Новеллы о войне

Новелла "Черные маки" начинается картиной: "Спят мои товарищи, как мертвецы, стонут во сне - мучают их мертвячі сны". Лирическому герою кажется, что "все на свете остывает и каменеет, и каменный ужас пробирает мозг и кости". Не меняет общего мрачного тона и сцена братания, которая заканчивается трагически: по солдатам, что вышли на встречу друг другу, бьют из пушек.

Среди руин и немой пустыни живыми кажутся только "молчаливые черные маки - грустные, священные цветки".

Настроение отчаяния и бесперспективности царит в произведениях Васильченко о чужую и враждебную трудящимся империалистическую войну. Гнетущее впечатление производит рассказ "Ядовитое цветок". Идет полк царской армии - длиннющая вереница измученных людей, "каких-то чудовищ с человеческими глазами". Триста верст до фронта - пешком по розгаслій дороге. Солдаты затаили гнев и возмущение. Боль и усталость, патоки грязи исказили их лица. Попытались пошутить с девушкой, которая случайно встретилась, но из этого ничего не вышло: они и человеческий смех забыли.

А вот миниатюра "На золотом лоне" - произведение насквозь символичен. Поле - словно поле битвы: "трупом лежит рожь, избито и потолочене", все уничтожено и изуродовано, только волчцы и бур'янища уцелели.

Ужасы войны вырвали на время из рук Васильченко перо оптимиста. Со страниц его новелл исчезли сильные, уверенные в своей судьбе герои. Вместо них появились покорны, обессиленные, растерянные люди, которые не находят выхода. Правда, Васильченко сочувствует крестьянину, надетому в шинель царского солдата. В новеллах отразились настроения и взгляды, характерные для народных масс, которые проклинали войну. Писатель по-своему протестовал против кровавой бойни. Но дальше глухого протеста против ужасов войны, дальше проклятий Васильченко, к сожалению, не пошел. Он не увидел и не запечатлел в своих рассказах новых борцов за свободу, за мир, за превращение империалистической войны в гражданскую.
Пожовтневі произведения

Об интересе Васильченко до всего нового, что появлялось в жизни и искусстве, убедительно свидетельствует его обращение к такому жанру, как киносценарий. Писателя увлекла мысль подать языке и средствами кино целую серию украинских народных песен. Несколько из этих замыслов ему удалось реализовать, однако задумано было значительно больше. В тетрадях Васильченко находим разработаны планы таких киносценариев, как "Голь", "Ганджа-Андибер", "Лимеривна", "Морозенко", "Чечетка", "Киселик". Он мечтал создать несколько киносценариев за произведениями выдающихся русских и украинских писателей, в частности подготовить к экранизации ряд чеховских новелл, рассказы В.Короленка "Лес шумит".

Темы для своих произведений Степан Васильченко черпал прежде всего из жизни советской школы. Здесь он находил интересные сюжеты, острые конфликты, яркие полнокровные характеры героев. А новый материал - писатель хорошо понимал это - не укладывался в рамки уже произведенной им образно-стилистической системы. Но при этом он всегда подчеркивал необходимость использования реалистических традиций прогрессивных художников прошлого. Васильченкова публицистика начала 20-х годов, как и ряд рукописных материалов убеждает в том, что обучение в советской школе было для него неразрывно связано с творческими писательскими исканиями. Нельзя не видеть, что именно в рассказах "Приблуда" (1922), "Красный вечер" (1924) и в еще большей степени в повестях "Авиационный кружок" (1924) и "Олив'яний перстень" (1926) оказалось стремление Васильченко к новой, выдвинутой жизнью проблематики, новых форм изображения.

Своими произведениями советского времени Васильченко окончательно утвердился как писатель, что пишет для детей. До революции он не был собственно детским писателем, - писал "про детей", но не "для детей". В советскую эпоху ученики Васильченко и становятся прототипами героев его рассказов, и читателями; в творчестве писателя властно и тактично входит дидактический струя - важная примета детской литературы.

Новые черты, обусловленные стремлением писателя показать новое в человеческих отношениях и в человеческой психологии, ощутимые уже в первом его "детском" произведении советских времен - рассказе "Приблуда".

Вспомним, что в дореволюционных произведениях Васильченко образами детей в основном был присущ, пусть и глубоко скрытый, но бесспорно трагический смысл, и судьба их вызывала только сочувствие. Герои рассказа "Приблуда" знают уже про свои возможности, перспективы, и это придает им уверенности, оптимизма.

Уже наблюдая воспитанников детского дома, которые живут в довольно стесненных материальных условиях, писатель видит в их психологии, в их взаимоотношениях ростки новой морали. Нельзя без волнения читать, каким трогательным вниманием и заботой окружают дети будущего "Моцарта" Мышка, узнав, что этот поющий мальчик, как и они, - сирота. Это чувство коллективизма, общительности становится определяющей чертой маленьких героев в Васильченкових произведениях советского времени.

В рассказе "Приблуда" качественно иное, по сравнению с дореволюционными произведениями, решение получила проблема взаимоотношений детей с педагогами. По-новому писатель ставит в своих пожовтневих произведениях и проблему мировосприятия детей. Теперь природные качества юных героев - радостность, остроумие, сообразительность - не вступают в противоречие с условиями их жизни. И Васильченко юмор уже не граничит с трагизмом. Оптимистическое звучание, приглушенный когда-то ощущением безысходности, теперь, в пожовтневих произведениях, усиливается, сознательно противопоставляется мотивам уныния и отчаяния.

Рассказ "Приблуда" своим художественным уровнем уступает перед другими школьными сочинениями Васильченко 20-х годов. Но это повествование ценно для нас тем, что оно поставило в литературе такую насущную проблему того времени, как ликвидация детской беспризорности, и в то же время показало качественные видоизменения Васильченкового художественного метода.

Еще отчетливей проявились черты Васильченко как советского писателя в повести "Авиационный кружок". В ней, как и во всех произведениях Васильченко на темы советской жизни, писатель прибегает к композиционной структуры, которую можно определить так: "мечта - действительность - мечта" (от грез юные герои идут к ее осуществлению, которое порождает у них новый заряд, новые планы). Герои "Авиационного кружка" умеют мечтать. Мечта освещает всю их деятельность, вызывает трудовой энтузиазм. И это уже мечта не о том, чтобы "выйти в люди", а о полете в стратосферу, на Марс.

Романтическая окрыленность, энтузиазм школьной молодежи противопоставляется крестьянском консерватизмові. Романтизм Васильченкових героев советского времени стал, так сказать, социальной приметой. Это, безусловно, новое свойство метода писателя, который все увереннее становится на позиции социалистического реализма. В произведение властно вошли новые явления тогдашней жизни. Написанная более полувека назад, повесть "Авиационный кружок", благодаря широкой масштабности авторского взгляда на действительность, воспринимается как произведение и про современную школьную молодежь. Повесть Васильченко своим искренним словом питает благородные порывы, зовет к творчеству.

Возбужденное в "Авиационном кружке" тема трудового единения города и села получила свою дальнейшую разработку в "Олив'яному перстни". Заменяя первоначальное название повести "Гости из города" ("Смычка") на "Олив'яний кольцо", Васильченко, надо полагать, не хотел раскрывать тему уже в названии (как это было в произведениях "Мать", "Приблуда", "Авиационный кружок" и др.).

Жизнь давало для литературы колоссальный материал, но, как отмечал А.Луначарський, у молодых классов при огромном богатстве содержания часто не хватает художественно-оформительских средств. В 20-х годах появляется много произведений-агиток, в которых или нехтувався художественный сторону, или відшукувалась особая, "пролетарская" форма. Искания такой художественной формы приводило часто к формалистических выкрутасов. Выступая за развитие новых художественных средств передачи содержания, Васильченко отстаивал необходимость изучения совершенных форм искусства дооктябрьского.

Он пишет: "Новая форма, новые художественные средства - дело, оказывается, не такая простая, по сути, еще не освоенные формы Чехова, Короленко, Стефаника".

Можно смело утверждать, что повесть "Олив'яний кольцо" писатель вошел в советскую литературу как новатор, причем новаторство его оказалось и в идейному содержанию произведение, и в художественном мастерстве.

Творчества Степана Васильченко на всех этапах был присущ юмор. В дооктябрьский время он был проявлением сочувственно-доброжелательное отношение писателя к маленьких героев в произведениях советского времени, начиная с "Приблуды", юмор приобрел качественно новые черты, избавившись от побуждений скрытого трагизма и отчаяния, заиграл новыми красками, стал средством положительной характеристики. В повести "Олив'яний кольцо" множество юмористических сцен. Вот наши путешественники устраивают суд над ступой. Вот школьник объявляет о своем намерении жениться с Настей, тронутый ее заботой и гостеприимством. Вот дед Маркиян с миной международного обозревателя ведет беседу о Чемберлене и Лигу Наций... все эти эпизоды проникнуты мягким, доброжелательным юмором, что служит средством положительной характеристики героев.

Юмор в "Олив'яному перстни" непременно сочетается с лиризмом. Лирическая стихия властно входит в повесть, проявляясь и в характерах героев, и в обрисовке быта советской деревни, и в описании картин природы.

Тесная связь с жизнью писатель обнаруживает своим ощущениям самого духа времени, пониманием изменений в человеческой психологии. Тема трудового единения города и села была, без сомнения, исторически перспективной. Своим произведением Васильченко утверждает моральное оздоравливающее воздействие на детей физического труда, утверждает поэтическую красоту и моральную необходимость образа жизни, который ведут его юные герои в советской школе.

В повести "Олив'яний кольцо" получила свое дальнейшее проработки тема коллективного труда. Одним из первых в украинской советской литературе Степан Васильченко показал труд как творчество. Это уже не подневольный изнурительная работа крестьян, о которой писал Васильченко в "Мужицькій арихметиці", в новеллах "В темноте" и "Дождь", - это труд-радость, труд-творчество. Писатель показывает, что именно в коллективном труде рождается новое советское село, новая жизнь.

Носители нового - это Валерий Лещина, Витя Барановский, Константин Ясинский, Василий и Настя Бондари, пионерка Соня - полнокровные художественные образы, которые создал писатель.

"Олив'яний кольцо" знаменовал собой утверждение в творчестве Васильченко таких черт и признаков, которые показали, что писатель овладел методом социального реализма. В его произведении соединились романтическое и реалистическое начало, и конкретно исторически изображены процессы и явления советской действительности.

Итак, одна из самых любимых тем Васильченко - "детская", "школьная", отразила изменения в его творческом методе особенно наглядно и ощутимо.

Однако в других произведениях 20-х - начале 30-х годов, написанных на материале прошлых времен, ярко ощутимый свежее дыхание идейно-творческого подъема. Это особенно заметно в знаменитом цикле "Осенних новелл", тематически связанных с событиями 1905 года. Только одна из новелл - "Осенний эскиз" - написана и напечатана была в 1912 году. Все остальные - "Фиалки", "Чайка", "На калиновом мосту", "Лесная новелла", "Ветер" - печатались в советское время, преимущественно в 1928-1932 годах. Возможно, замыслы многих из них у писателя возникали раньше, но осуществить их он смог только после революции, когда обогатилась его творческое воображение и художественный метод усовершенствовался. Старые сюжеты воспринимала уже новое сознание художника, и они получали новую интерпретацию. Так проходил процесс обновления принципов отображения действительности, вызванный тем, что идейные принципы художника стали четче, а классовые симпатии и антипатии - вирзливіші.

Меняется прежде всего такая постоянная признак Васильченкової новеллистики, как лиризм. Лирика "Осенних новелл" - беспокойная, динамичная, проникнутая чувством революционного преобразования земли. Не случайно по первоначальному замыслу название цикловые должна была дать новелла "Ветер". Символика ветра, что в украинской советской литературе означала революционное обновление (вспомним, например, тичинське "ветра порывы ветра"), в Васильченко распространяется и на человека, который, как назвал Тычина, "слушает революцию". Герои писателя - Тася и Марко из новеллы "На калиновом мосту", сыновья матери Ковалиха из "Чайки", рассказчик из "Ветра" и "Фиалок - находятся в состоянии душевного беспокойства, горячего желания решительно изменить свою жизнь.

Идейная зрелость Васильченко оказалась в том, что герои его "Осенних новелл" - революционеры. Писатель показывает их нравственную чистоту, преданность своему делу. Это люди, сознающие своего общественного предназначения и своей жизненной цели. Они верят, что "будет правда на земле". Однако Васильченко избегает изображения гостроконфліктних классовых столкновений, не изображает революционного движения в его наглядных проявлениях (как это мы видим в близком Васильченкові знаменитой повести А.м.горького "Мать"), он выбирает более узкую, но тоже, без сомнения, очень важную сферу человеческой судьбы - сферу интимную, и дает почувствовать, как в этой сфере відлунюються бурные события времени.

Одно из самых заметных рассказов цикла - "Чайка"(1930).

...Много бед выпало на долю простой украинской крестьянки, матери трех сыновей. Все трое "ушли в революцию" и подверглись тяжким испытаниям: "Одна деревня против господина поставил - сидит в Киеве, второй не пошел служить царю - посадили в Екатеринославе, а третий, тот Андрюша бесталанный, все дошукувався правды, пока дали ему правды такой, что теперь лежит в Лубнах в больнице, умирает". С одним из заключенных сыновей не повезло матери поговорить: один умер, второго не пустили, третьего глаза глядят сослали. И отдалась мать-чайка своей тоске, пока гніве Тарасово слово - "Будет правда на земле" - не вывело ее из того состояния.

До предела простой сюжет. Стефаників лаконизм повествования. "Мозаичная" построение в духе Коцюбинского. Но в каждой из этих примет - Васильченко стиль.

Лирическое окраска авторского повествования достигается. В частности, самым любимым средством писателя - введением в сочинение песни. Народно-песенный лад сказался на самой манере авторского изложения.

Персонажи "Осенних новелл" ("На калиновом мосту", "Фиалки", "Лесная новелла") - передовые интеллигенты, учителя - люди, определившие свое место в рядах революционных борцов. Ни ссылки, ни муки пыток, ни холод тюремных решеток - ничто не останавливает мужественных Васильченкових героев. Писатель раскрывает их богатый духовный мир, воспевает непреодолимую энергию народа, его величие, красоту и силу.

В "Осенних новеллах" постоянно перекликаются, пересекаются и сочетаются тема революции и тема юности. Герои всех новелл - молодежь, у которой мысли о личном счастье неотделимы от мыслей о счастье общее. Даже упоминания автора о свадьбе Таси и Марка ("На калиновом мосту") постоянно сопровождаются упоминаниями о революционных событиях.

"...Так вот свадьба... Лошади воронії, бубны, музыки...

                               Загрібай, мать, жар-жар,

                               Будет тебе дочь сожалению-увы...

Вместе: - Радость, воля... Манифестации, пение, митинги, организации...

А дальше, как снег среди лета, - драгуны!..

А дальше казаки! А дальше засвистели лютым ветром нагаи, вскружили вихре. Вот тебе свадьбы! Ясную молодость, карие глаза, песни - все закружило, понесло-понесло, как в бурю зорваний письмо..."

Умение в поражении увидеть будущую победу, которое четко проявилось в "Осенних новеллах", - это умение рассматривать события в их связи с ходом жизни", умение, которое мы замечали и в "школьных сочинениях" Васильченко, назвав его среди важнейших признаков метода социального реализма.

В последние годы жизни Степан Васильченко обратился к образу Т.Г.Шевченка. он хотел написать повесть "Широкий путь" - небольшое полотно о гении украинского народа, которое должно состоять из пяти частей, но успел закончить только первую часть - "В сорняках", что стала одним из лучших художественных произведений о детстве Тараса Шевченко.

"Широкий путь" - одна из "недоспіваних песен" Васильченко, как называл он свои незаконченные произведения. Но из первой части, планов и набросков рукописи ясно видим стремление автора к новому для него жанру биографической или даже социально-психологической повести. Расширение жанровых границ тоже признак творческой эволюции, свойственной Степану Васильченкові.

Выдающийся прозаик время от времени брался и за перо драматурга. Первую пьесу "Волшебница" он написал еще в 1902 году. Попытка не удалась (невысокая сценичность, рыхлая композиция, бледные характеры действующих лиц). Зато вторая его пьеса - водевиль "На первые шишки" (1911) - вещь высокохудожественная. Она привлекла внимание выдающегося мастера украинского театра Николая Садовского, ставилась на профессиональных и любительских сценах. Одной из характерных черт Васильченко-новеллиста есть мастерство драматургической организации материала. Листая страницы драматических произведений писателя, можно заметить и обратное явление: характерен ряд примет, которые выдают в авторе новеллиста. Да и сам Васильченко соглашался, что некоторые из его пьес, "как справедливо отмечала критика, скорее смахивают на новеллы, чем на драматические произведения, и их... больше читают, чем выставляют". К новелістичних звеньев драматических произведений прежде всего следует отнести одноактовість, то есть краткость объема, лаконизм сюжета, значимость сюжетных ситуаций и мизансцен. "Одноактовність" как признак драматургического мастерства Васильченко заключается не только в "короткості" его пьес. Это и крайне сконцентрировано действие, и описания характеров, что дает возможность зрителю воспринимать их сразу же, а не в процессе их медленного развития и проявления; это, наконец, лирическая стихия, насквозь перенимает сюжет.

Все эти черты особенно ощутимы в пьесе, которую считают лучшей в драматическом наследии писателя, - "На первые шишки".

В пьесе все непринужденное, до предела простое: от непритязательной интриги к четкой очерченности характеров. Васильченкові характеры поражают колоритностью, духовным богатством, живостью. В центре внимания автора - представители двух поколений: с одной стороны - летний Савка и его жена, а с другой - семнадцатилетняя Лена и парень Тимофей. Савка не пускает Аленку на первые шишки, хоть и понимает, что ничего противоестественного в желаниях дочери нет. Елена же, хоть и уважает отца, оказывает ему "непозволительно" резкое сопротивление. Оба поколения, какими антиподами они кажутся с первого взгляда, - комбинированные органической наследственностью судьбы и характеров. "Конфликт" не имеет какой-то серьезной, так сказать, классовой основы, - поэтому и решается он в доброжелательно-юмористических ситуациях. Это не конфликт господина-монопольщика с крестьянами ("Мужицкая арихметика") - это спор молодости со старостью, спор, в котором побеждает молодость и которая, несмотря на это, заканчивается их примирением. Отсюда - мягкий юмор всех сюжетных коллизий, юмор характеров и отношений. Юмор сочетается с лиризмом. Это сочетание - неотъемлемая особенность творческого стиля Васильченко - выразительно воплощается и всей его драматургии и роднит ее с новелістикою.

В окопах мировой войны, под грохот пушек родилась лирическая комедия "Не пойте, петухи, не вменшайте ночи" (1917). Васильченко - автор пьес "Зиля королевич", "Недоросль". Он много и вдохновенно работал над созданием народного героя Украины - Кармалюка.

Работая в школе, Степан Васильченко пишет небольшие драматические произведения, предназначенные для ученической самодеятельности. Заслуживают, в частности, на внимание его пьесы-миниатюры о Тарасе Шевченко.

В феерии "Проходят дни" (1923) сюжетная коллизия основывается на теме отстаивания народом памяти великого поэта от кощунственных нападок хулителей его революционных идей. Царские полицаи, которые пытаются преградить путь трудящимся к дорогой могиле, понимают роль "поэта в крестьянской одежде" в нарастании освободительной борьбы народа. Клятвой верности великому делу борьбы за новый мир, за светлое будущее звучат слова Девушки, обращенные к монумента поэту. Девушка украшает могилу Кобзаря красным флагом, пронесеним на груди через кордоны охранников. Драматург органично соединил Шевченко текст с действиями и поступками своих героев. Взяв за название своей пьесы Шевченкова строки, акцентировав на мысли поэта революционера о борьбе самоотверженной борьбы за свободу, Васильченко показал те новые силы, которые выступали за революционное обновление мира.

Драматическая композиция "Под Тарасово праздник" (1924) вызывает интерес не только искусным использованием шевченковских текстов, но и правдивым показом того нового, что появилось в післяжовтневому селе. Резким диссонансом в скучное чтение крестьянином Михаилом какой-то церковной книги вривають живые голоса школьников, что декламируют пламенные стихотворения Шевченко.

Выступал Степан Васильченко и как переводчик. Особенно увлекали его произведения российских авторов, в формировании писательского таланта Васильченко сыграли первостепенную роль. Степан Васильченко переводил М.Лескова, Н.гоголя, О.Серафімовича, В. Короленко и делал это с большой любовью и вдохновением.

Дооктябрьская творчество Степана Васильченко глубоко демократическая. Писатель создал правдивые картины жизни трудового народа, картины, романтически окрашенные, социально заостренные. Герои Васильченко не уступают своими гуманистическими принципами, не превращаются в моральных уродцев, не становятся жалкими и ничтожными. Наоборот, мужественные и дальновидные, они глубоко верят в светлый завтрашний день.

Оптимистичным звучанием, красотой коллективного труда, романтическим восприятием действительности обозначены произведения, написанные в годы Советской власти, когда Васильченко перешел на позиции социалистического реализма. Его герои - мечтатели и романтики - земные и правдивы, как сама жизнь.

В советское время творчество Васильченко идейно и художественно обогащается, углубляется политическое мировоззрение писателя. Новые черты приобретает его индивидуальный художественный стиль. Красота образного выражения, мелодичность языка, задушевный лиризм, точность и глубина психологической характеристики, народно-песенные мотивы - все эти признаки стиля Степана Васильченко становятся еще ярче, явственнее, определеннее. Произведения писателя последних лет отмечаются более стройным сюжетом, ясностью идейно-художественной характеристики, глубокой, эмоционально наснаженою мнением, лаконизмом и совершенством языка.

 
Имя ему-народный писатель

"Он был для нас как отец, - вспоминает учитель 187-й школы города Киева П.М.Крупський. - Всегда спокойный, кроткий. Когда, казалось, надо было хлопнуть, он ироничное что-то скажет, и это влияло несравненно больше. А с каким удовольствием слушает, было, и приветливо улыбается, когда кто красиво рассказывает урок, а кто не выучит, он покачает головой и скажет: "Пусть будет так, как решили вы , так же громада - великий человек".

Дежурил часто Степан Васильченко в детдоме вечерам и очень любил слушать когда мы пели. А то и сам, бывало, просит: "Девочки и мальчики, ну давайте вместе что-нибудь споем". А мы знали, что он очень любил петь украинских народных песен, и особенно "Запрягайте кони в шпоры". Ну, а мы пели так, что люди на тротуарах останавливались и слушали нас.

Степан Васильевич был настоящим режиссером. Он не только писал пьесы, инсценировки для нашего драмкружка, но и сам задавал их, вкладывая в это дело всю душу. А кто из нас сам делал попытки писать, всегда советовался с учителем. Он почитает, укажет, что не так, и всегда подбодрит: "На первый раз - хорошо!".

Для писателей-реалистов, что выступали в литературу 20-х годах, высокохудожественная и демократическая творчество Васильченко была надежным ориентиром. Не потому ли академик О.Білецький находил краски Васильченкової палитры в творчестве молодого П.тычины? не потому ли Максим Рильский, который называл Васильченко поэтом украинской природы, залюбленим в слово и в песню народа, почувствовал его влияние в пейзажных зарисовках Остапа Вишни и в песенном ритме новелл г. косынки? что же до литературы для детей и юношества, то здесь и Головка, и Копыленко, и Донченко, и многих других объединяет с Васильченко непосредственную преемственную связь.

Талант Степана Васильченко неповторимый, неубиваемой. Его произведения озвучивают в человеческих сердцах самые сокровенные лирические струны, оживляют веселые улыбки, утверждают высокие порывы до красоты и гуманизма.
Литература

1. О. Непорожний, В. Олийнык. Степан Васильченко. - Произведения.

2. Б.Деркач. Степан Васильченко. - Избранные произведения.

3. П.Хропко. Из омута народной жизни.

4. Мастер поэтической прозы СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО - (сборник)