Украинское село 20-х годов в пьесах Николая
Кулиша.
Фигура Николая Кулиша вернулась к нам из
забвения. Только сейчас мы открываем для себя наследие писателя, который за
тоталитарного режима был вычеркнут из национального и культурной жизни нашего
народа. Именно сегодня мы стараемся найти первопричины его трагедии и
ошибок, осознать сущность творца.
Кулиш был талантливым драматургом мирового масштаба.
По его современности он не имел себе равных. Сейчас пришло время по-новому рассмотреть
проблематику произведений художника, понять думы и боли его. Почему именно? Потому что для Николая
Кулиша важнейшими были судьба, будущее народа.
Лучшая часть творческого наследия драматурга
посвященная судьбе украинского села 20-х годов. Это такие его драмы, как
"97", "Копуна в степях", "Прощай, село". Что
волновало автора? Что побудило художника обратиться к проблемам человеческой жизни? Так,
это голод, поиски путей к лучшей жизни на селе, простой люд со своими моральными
ценностями...
Пьеса "97" - это горячий кусок жизни.
Суровою правдой о украинское село во время голода 1921 года предстает перед нами
это произведение искусства. По воле Совнаркома украинское село становится
"донором" для российских областей - вот жизненная основа пьесы. Главная
коллизия - борьба крестьян-бедняков во главе с Мусієм и Серегой с кулаками Гирей
и Годованим за изъятие из церкви драгоценностей золотого креста и чаши, - которые
якобы должны были спасти людей от голодной смерти. Конфликт с позиции автора, через
то, что он классовый, не может разрешиться мирным путем. Вот-вот вспыхнет
кулацкий мятеж. В слободке царит безвластие, а диктатура пролетариата - то
символ насилия и беззакония. Начался голод и причина не кулаки, а именно
партийные чиновники. Жизнь крестьян после установления советской власти становится
нищим, обреченным, опустошенным.
Своеобразным продолжением драмы "97" была
пьеса Николая Кулиша "Коммуна в степях". Именно в ней автор ставит "гамлетовский"
вопрос: быть или не быть коммуне? и решает его. Конфликт тот же: крестьянская беднота
и кулачество противостоят друг другу. Только Вишневый,хозяин хутора, понимает
бесперспективность коммуны. Члены коммуны у Кулиша - люди, искалеченные физически и
морально, одинокие, без корней, побитые судьбой, что не могут прочно стать на земле
и плодотворно работать. Не оправдалась борьба крестьянства за новую жизнь. И хоть автор
жил этой пьесе, верил в возможности построения счастья для крестьянства, но прозрение
пришло и он разочаровался. Мечта в "Коммуне в степи" окутана печалью.
Продолжением летописи о разрушении украинского
села советчиной была пьеса "Прощай, село!" - заключительная часть
трилогии Николая Кулиша из жизни крестьянства. Бедняк Роман - главный персонаж,
стал хозяином, полученными от оеволюціїї долгожданную землю, которая должна перейти в
колхозную собственность. Коликтивізація, что здійсніти ее имел Марко, стала причиной
разрушение семей. Перед крестьянами встает выбор: в колхоз или в Сибирь.
Символическое звучание приобретает оставления крестьянами своих обжитых мест. Автор
утверждает, что заканчивается старая жизнь, а новое вряд ли будет сулить что-то хорошее.
Драмы Кулиша на тему украинского села 20-х годов
- то внутренние драмы человека, брошенного в водоворот испытаний и экспериментов
советской властью. Конкретное приобретает у драматурга весомое звучание - оно перерастает
в общечеловеческое. Его пьесы становятся правдивым документом трагической эпохи, за которой
уничтожались и крестьянская культура, и традиции, и обычаи. Документом, что будет
волновать своей проблематикой еще не одно поколение украинцев.