Украинское село 20-х годов в пьесах Николая 
Кулиша.
 
 Фигура Николая Кулиша вернулась к нам из 
забвения. Только сейчас мы открываем для себя наследие писателя, который за 
тоталитарного режима был вычеркнут из национального и культурной жизни нашего 
народа. Именно сегодня мы стараемся найти первопричины его трагедии и 
ошибок, осознать сущность творца. 
Кулиш был талантливым драматургом мирового масштаба. 
По его современности он не имел себе равных. Сейчас пришло время по-новому рассмотреть 
проблематику произведений художника, понять думы и боли его. Почему именно? Потому что для Николая 
Кулиша важнейшими были судьба, будущее народа.
 Лучшая часть творческого наследия драматурга 
посвященная судьбе украинского села 20-х годов. Это такие его драмы, как 
"97", "Копуна в степях", "Прощай, село". Что 
волновало автора? Что побудило художника обратиться к проблемам человеческой жизни? Так, 
это голод, поиски путей к лучшей жизни на селе, простой люд со своими моральными 
ценностями...
 Пьеса "97" - это горячий кусок жизни. 
Суровою правдой о украинское село во время голода 1921 года предстает перед нами 
это произведение искусства. По воле Совнаркома украинское село становится 
"донором" для российских областей - вот жизненная основа пьесы. Главная 
коллизия - борьба крестьян-бедняков во главе с Мусієм и Серегой с кулаками Гирей 
и Годованим за изъятие из церкви драгоценностей золотого креста и чаши, - которые 
якобы должны были спасти людей от голодной смерти. Конфликт с позиции автора, через 
то, что он классовый, не может разрешиться мирным путем. Вот-вот вспыхнет 
кулацкий мятеж. В слободке царит безвластие, а диктатура пролетариата - то 
символ насилия и беззакония. Начался голод и причина не кулаки, а именно 
партийные чиновники. Жизнь крестьян после установления советской власти становится 
нищим, обреченным, опустошенным.
 Своеобразным продолжением драмы "97" была 
пьеса Николая Кулиша "Коммуна в степях". Именно в ней автор ставит "гамлетовский" 
вопрос: быть или не быть коммуне? и решает его. Конфликт тот же: крестьянская беднота 
и кулачество противостоят друг другу. Только Вишневый,хозяин хутора, понимает 
бесперспективность коммуны. Члены коммуны у Кулиша - люди, искалеченные физически и 
морально, одинокие, без корней, побитые судьбой, что не могут прочно стать на земле 
и плодотворно работать. Не оправдалась борьба крестьянства за новую жизнь. И хоть автор 
жил этой пьесе, верил в возможности построения счастья для крестьянства, но прозрение 
пришло и он разочаровался. Мечта в "Коммуне в степи" окутана печалью.
 Продолжением летописи о разрушении украинского 
села советчиной была пьеса "Прощай, село!" - заключительная часть 
трилогии Николая Кулиша из жизни крестьянства. Бедняк Роман - главный персонаж, 
стал хозяином, полученными от оеволюціїї долгожданную землю, которая должна перейти в 
колхозную собственность. Коликтивізація, что здійсніти ее имел Марко, стала причиной 
разрушение семей. Перед крестьянами встает выбор: в колхоз или в Сибирь. 
Символическое звучание приобретает оставления крестьянами своих обжитых мест. Автор 
утверждает, что заканчивается старая жизнь, а новое вряд ли будет сулить что-то хорошее. 
 Драмы Кулиша на тему украинского села 20-х годов 
- то внутренние драмы человека, брошенного в водоворот испытаний и экспериментов 
советской властью. Конкретное приобретает у драматурга весомое звучание - оно перерастает 
в общечеловеческое. Его пьесы становятся правдивым документом трагической эпохи, за которой 
уничтожались и крестьянская культура, и традиции, и обычаи. Документом, что будет 
волновать своей проблематикой еще не одно поколение украинцев.