Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Произведения художественной литературы как средство стимулирования природоохранной деятельности младших школьников (на материале прессы Галичины межвоенной суток)




Возрождение духовной культуры украинского народа, реформирование системы образования в контексте социально-экономических преобразований, происходящих в Украине, невозможно без изменений взаимоотношений человека и природы. Ведь экологическая ситуация сегодня практически зависит от поведения и деятельности в природе каждой личности и требует, прежде всего, глубокой перестройки всего образа жизни, и, соответственно, систем культуры и образования. Так, в проекте Концепции экологического образования и воспитания среди приоритетных задач формирования экологической культуры личности определено развитие ее личной ответственности за состояние окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения в природе, усвоение ценностных ориентаций [8, 4]. Таким образом, наряду с расширением знаний, формированием соответствующих убеждений, чувств и отношения к процессам и явлениям окружающей действительности, выработкой умений и навыков экологическое образование и воспитание предполагают усвоение норм поведения личности в природе и осуществления природоохранной деятельности в окружающей природной среде.

Ведущее место в освещении педагогического аспекта взаимодействия общества и природы принадлежит работам А.Н.Захлєбного, І.Д.Звєрєва, Л.П.Печко, І.Т.Суравегіної, В.В.Червонецького. Значительный вклад в решение проблем экологического образования, экологической культуры, экологически ориентированной деятельности школьников сделали Г.П.Волошина, В.М.Назаренко, З.П.Плохій, Г.П.Пустовіт, Н.О.Пустовіт, Л.П.Салєєва, Т.І.Тарасова и др. Авторы отмечают, что ведущее место в формировании экологической культуры личности принадлежит осуществлению деятельностного подхода, который проявляется в формировании мотивов, в овладении умениями и навыками экологической деятельности, нормами и правилами экологического поведения. В современных исследованиях ученых и педагогов нашли воплощение проблемы взаимосвязи познавательной и практической деятельности в конкретном соціоприродному среде с проблемами охраны природы (М.М.Вересов, М.Б.Дуденко, І.В.Лебедь, М.Г.Стельмахович, Є.І.Сявавко), природоохранной деятельности учащихся в связи с изучением природы родного края (П.В.Іванов), подготовки школьников к практической деятельности по ее охране (М.С.Матрусов). Однако отсутствуют работы, которые освещали бы анализ детских художественных произведений, напечатанных в прессе Галиции межвоенной суток по проблемам природоохранной деятельности. Поэтому в статье раскрывается воспитательный потенциал произведений тогдашней художественной литературы для детей, их влияние на стимулирование природоохранной деятельности младших школьников Галицкого края.

Известно, произведения художественной литературы - важное средство осуществления комплексного подхода к обучению и воспитанию младших школьников. Ведь назначение художественной литературы - пробудить у ребенка чистые, светлые эмоции, развить творческое воображение, самостоятельность мышления, тяга к красоте и добру. Именно поэтому, как отмечает А.Княжинський, "школа должна не только приучить ученика к книги, журнала или журнала, но - что больше - должен научить его читать, или - скажем определеннее - "вычитать" все содержание книги, журнала или журнала..." [3, 78].

Читая художественные произведения или слушая их, ребенок с раннего возраста приобщается к постижению тайн окружающего мира, учится вести наблюдения за ним, делать свои собственные открытия. Таким образом, художественные произведения для детей, а также "...книги из отдельных отделов знания надо брать в библиотеке, в определенной пропорции так, чтобы каждый участок заняла в целом объеме свое истинное место, в зависимости от своего влияния на развитие человека, значения для практической жизни" [1, 159].

Особое место среди произведений художественной литературы занимают произведения природоведческого характера. Они знакомят детей с законами развития природы, с жизнью растений и животных; приобщают к природоохранных знаний, выходящих за пределы школьной программы; способствуют формированию мировоззрения, выработке научного взгляда на мир, природу, отношение к ней; влияют на формирование экологической культуры младших школьников, а , следовательно, стимулируют их природоохранную деятельность как ее составляющую. Поэтому, как отмечает Н.Дорошенко, "к отделу естествознания (наука о природе) надо подбирать такие книги, чтобы читатель мог самостоятельно ознакомиться с природой в широком смысле..., чтобы мог познать ее явления, законы. Такие книжки должны быть с образками, в них должны быть примеры и показы опытов или наблюдений над теми явлениями, которые нельзя познать с самого описания..."[2, 217].

Анализируя детскую художественную литературу природоведческого характера, что была напечатана в прессе Галиции первой трети xx вв., находим произведения, которые расширяют знания школьников о окружающую природную среду, воспитывают ответственное и бережное отношение к природе. Так, на страницах журнала "Наш приятель" в рассказе "Как птенцы обедают" [6, 24-26] неизвестный автор знакомит детей с тем, что "это, что пичужки съедают, то все в основном хробачки и букашки, то лютые враги овощных деревьев и пожиточних вскрытие. Они подъедают то корни, то кори, то листья деревьев и вскрытие и так уничтожают много человеческого труда. Итак пичужки, зїдаючи насекомых и червей, делают большую пользу и добро хозяйству да и Вам всем, что любите хорошенькие яблочка и всякие добрые овощи...". Как видим, автор рассказа не только вооружает молодых читателей новыми знаниями, но и подчеркивает важную роль, которую выполняют птицы в природе. И далее: "Некоторые из птичок одлітають на зиму от нас на юг, в теплые страны, потому что им у нас булоби холодно. Но есть у нас и такие птички - между ними воробці и вороны - остаются у нас на зиму... И не только холодно им в зиме вредит, но и голод...". Здесь автор призывает: "Надо бы Вам, дети, потому віддячитися как-то между вашим маленьким приятелям, что так помогают Вам весной, летом, осенью. Ведь сердечко Ваше и Бог на небе хотят, чтобы Вы любили Ваших приятелей...". Данное повествование пробуждает у детей любовь к природе, в частности к птицам, способствует формированию бережного отношения к ним, а также помогает овладеть отдельными умениями и навыками природоохранной поведения, в частности, как учит автор произведения: "...возьмете крушинок хлебушка (только мелких и не твердых, ибо их птичья не могу съесть) и поставите это на дощиці или бумаге за окошко, где на плотик... Не забывайте же об этом ни денек другой." Заканчивается повествование призывом: "Будьте сострадательны для своих братіків, а Бог полюбит Вас и даст Вам много-много хорошего в жизни...!". Таким образом, на примере данного произведения, можем говорить о том, что младшим школьникам создают условия для овладения природоохранными знаниями, усвоением норм и правил поведения в природе, приобретением практических умений и навыков по охране природной среды не только в процессе обучения, игры, общественно полезного труда, но и благодаря дополнительному чтению художественной литературы природоведческого характера.

Много художественных произведений в прессе Галиции основываются на разнообразных наблюдениях за природой в разные времена года: весной, летом, осенью и зимой. Так, стихотворение "Весна" наполнен радостью, восторгом от прихода весны, змилуванням красотой природы:

"...Щебечут птенцы, поют девушки,

Іграються маленькії дети,

Кажется тихоньку пісоньку шепчут

И цвета, цвета весенней..." [6, 63].

Приведенные в стихе наблюдения создают условия для осознания учащимися основных закономерностей природы, осмыслению ее значение в жизни человека. Вместе с тем в ходе наблюдений младшие школьники убеждаются в том, что человек своей хозяйственной деятельностью осуществляет большое влияние на окружающую среду.

Наблюдения в природе способствуют также воспитанию у младших школьников любви и бережного отношения к ней, ощущение ее красоты, заботы о ней, изучению природных явлений и объектов. Ведь "...осмотр облаків, цвітів, плавающую воды, полета птиц и насекомых принадлежит к крупнейшим приятностей ребенка... Из всех произведений природы оттаскают ребенка больше всего цветы. Ребенок, что смотрит на цветы с любовью и восхищением, имеет уже определенное эстетическое приготовления. В той цели надо лелеять кормление цвітів, потому что дети с большим увлечением посвящают этой работе..." [4, 20]. Так, в стихотворении "Под снегом" О.Сиротинська описывает:

"Веет метелица, Цветы торішнії
Крутится, вертится, Зернышки ніжнії

Катится полем в мгле. Пололи там осенью,
Ковром-каймой падает, стелется Поэтому их прикрывают ковры сніжнії,

Снег по замерзшей земле. Чтобы не замерзли они" [6, 32].

Итак, раскрывая красоту и величие родной природы, художественные произведения воспитывают детей, способных ценить и оберегать ее. Они способствуют обогащению духовного мира подрастающего поколения, помогают прививать черты человечности, призывают творить добро.

В прессе Галиции межвоенного периода находим и произведения назидательного характера, которые направлены на формирование бережного и ответственного отношения к природе. Так, в рассказе "Плохой Ваня" [6, 158] автор рассказывает о мальчике, который "...мучил насекомые и зверьки: ловил мухи и хрущики и обдирал им крилці, гнал за курами, гусями, утками и бил их батіжками...". Проучил мальчика лошак, которого Ваня "дернул за хвост", а "лошак рассердился и ударил Ваню копытом в ногу...". Как видим, автор призывает детей не причинять вреда животным и на примере недоброго Ваню показывает, что мальчик понял это тогда, когда ему было больно, когда он лежал в постели и пил горький лик". Именно "от того времени Ваня не мучил больше ни зверей, ни насекомых.". Этим самым автор указывает на то, что надо бережно относиться к природе, в частности к животных, оберегать их, а не причинять боль, а тем более уничтожать.

На страницах журнала "Мир ребенка" находим и байку для юных читателей "Старец и дети" [9, 156]:

"Раз мальчики, сїльські пустії

Воробчика поймали,

На нитку присилили

И нужно показывать штуки с ним свои...".

Автор указывает на жестокость детей, незнание ими того, какую пользу приносит птичка, непонимание того, что они притворяют ей боль. Однако, продолжая читать, узнаем о том, что по дороге шел старец, который, увидев жестокость ребят, купил у них птичку, а потом выпустил ее на волю. Этот поступок старшего мужа и его обращение к детям стали примером чувственной поведения для учащихся. Это передано следующими словами:

"...Стидились хлопцї и было им по сердцу тяжело,

Так старец им сказал:

Не надо пташцї причинять боли,

Потому и птица любит волю".

Эти последние строки уже своей мудростью, неповторимостью закладывают основы бережного, заботливого отношения к природе, порождают неприятие психологии насилия над ней.

Для формирования нравственных качеств личности важное значение имеет воспитание у младших школьников действенной любви к природе, что подтверждается полезными делами, заботой об охране природы. Ведь "ребенок познает родную природу..., должна - управляемая благородной любовью - лелеять в своем сердце и разуме желание работы над подъемом культуры родного края..." [7, 21]. Важным в этом смысле является, например, стихотворение Р.Завадович "Утренние птички" [9, 299]:

"Еще далеко до ранних зорінь, Ах, здравствуй, цвірінькало мой,

Еще избушка окутана сном, Ты не спишь, хоть и ранний это время?..

А в садике что-то тихонько: повторно чирикать, ..Поэтому прими ты мой друг, привет

Языков "здрасьте" мне под окном. За сладкий твой досвітний пение!..."

Именно в таких художественных произведениях, автор находит слова, которые убеждают детей в том, что любовь к природе, ко всему прекрасному на Земле начинается с любви к птички, цветочки, деревца и др.

Произведения художественной литературы природоведческого направления, которые находим в прессе Галиции межвоенного периода являются интересными и доступными для младших школьников. И здесь важны не столько научные факты или обобщения, сколько те мысли и чувства, которые могут возникнуть у читателей, их нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности. Таково, например, стихотворение С.Калинець "Мой сад":

"...Птички песни щебочуть, Ивы буйно развились,

Сад розвеселяють, Везде кругом садике,

Майські хрущики гудят Выглядит мой сад языков

Пчоли мед собирают... Девушка в веночке..." [6, 77].

На страницах журналов "Мир ребенка" и "Наш приятель" находим и произведения, авторы которых изображают не только любовь детей к природе, но и их заботу о ней, желание сохранить ее. Так, в стихотворении "Мальчик и воробец" читаем [9, 3]:

"В зиме в большие морозы

Воробчик под дом сїдав,

От зымна в глазах он имел слезы

И поживи напрасно искал...".

Поражают своей теплотой слова мальчика, его забота о птичке, большое желание помочь ей:

"...Печальный он - знать замерз на морозї.

К тому голодный видимо,

Я булки дам пташцї небозї,

Пусть радость войдет в ее грудь.".

На примере данного произведения можем говорить, что любовь к природе порождает у младших школьников желание оберегать ее, воспитывается бережное и ответственное отношение к окружающей среде, благодаря чему у детей возникает потребность в деятельности по охране природы.

Отметим, что большое влияние на юных читателей имеют и художественные произведения, в которых автор призывает детей беречь родную природу, охранять ее. Например, в стихотворении Я.Вільшенко "Голодные птички" автор призывает:

"Дівчаточка, мальчики Ни крышек, ни зернышек,

Зернышки укрыл снег, Бедные все птички,

Голодные воробушки, Бедные уже, мизерные так -

Вплоть падут у ног! Сыпьте им крышки!" [6, 100].

Итак, детская художественная литература природоведческого характера создает условия закладывать основы экологической культуры младших школьников, формировать умение и навыки пользования природными богатствами, способность самостоятельно познавать законы природы, понимать ее значение для человека. Кроме этого, любовь к природе, к родной земле может пробуждать у ребенка активного гражданина, патриота своей Родины. Так, в стихотворении Марийки Пидгирянки "Что я люблю?" читаем [9, 70]:

"...Люблю ту реку, что в даль летит, Потому что те груночки, нивы, леса,

Нивку, что хлебом кормить меня, Милые для меня, полные красоты.

Студню, что с нее воду несу, Потому что здесь вижу, что люблю я,

Грудник, где белые овцы паса. Это моя красная, родная земля!".

Как видим, привитие любви к природе, высоконравственного отношения к ее богатствам - это вопрос не только эстетического и нравственного обогащения личности, но и формирование гражданственности, прежде всего - патриотизма.

Интересным является то, что в прессе Галиции межвоенного периода находим и стихи природоведческого характера, написанные самими детьми. Например, "стишок", который прислал на страницы журнала "Наш приятель" Юзе Ботва (ученик II кл.):

"Лето приходит, Сонічко ясное
Птички поют Светит и греет

Детишки в поле А земледелец пашет,

Цветы срывают. Пшеницу сеет..." [6, 93]

Ребенок в стихотворении "Лето" обращает внимание не только на красоту природы, пение птиц, но и, как отмечает І.Ющишин, "...убеждается, что каждая человеческая работа важна и полезна, что любой труд надо ценить..." [10, 72].

Отметим, что наблюдения в природе, любование ее красотой формируют у младших школьников экологическое мышление, а именно: умение определять, обобщать и оценивать состояние окружающей среды, понимать нравственную, духовную и эстетическую ценность природы. Дети при этом осваивают различные оценки природы, учатся считать природу не только объектом, но и приобретают соответствующими моральными нормами и гуманным поведением в рамках общечеловеческих ценностных ориентиров относительно природы добра, чуткости, благородства поступков, сочувствие, сопереживание. Примером может служить стихотворение "Осень", написанное учеником III кл. Богданом Заячківським:

"Уже желтеет лист деревьев, И улетают уже птички

Становятся зимнійші дни. С печальным пением в теплые края,
И солнышко не греет так Бурлят и летят аисты

Тепленько как в весне. В теплую страну грез..." [6, 157].

В целом анализ детских журналов Галичины межвоенного периода "Мир ребенка" и "Наш приятель" удостоверяет, что художественные произведения природоведческого направления полны вдохновения, согретые теплотой чувства, написанные легким языком, свободным, игривым, доступной самым молодым читателям.

Вообще, на страницах журналов "Мир ребенка" и "Наш приятель" (1920-1935рр.) было напечатано 30 художественных произведений природоведческого характера. Среди них: "Старец и дети", "Ручей и дети", "Мальчик и воробец", "Что я люблю?", "Как птенцы обедают", "Калина", "В садике", "Весна", "Лето", "Осень", "Добрый Иван", "Мой садик", "Под снегом", "пришла весна", "Цветы", "Голодные птички", "С весенним ветром", "Наши союзники", "Еж", "Апрель", "Росы, росы, дождика", "Осенней порой", "Жаворонок", "Утренние птички", "Пасхальная прогулька", "Сочельник в лесу", "идет весна", "Гнездо", "Приключение в лесу", "Старые приятели".

Отметим, что данные художественные произведения природоведческого характера направлены на развитие познавательных интересов детей, овладение ими знаниями о родной природе, воспитание любви к ней, к Родине, формирование бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде, а следовательно стимулирования природоохранной деятельности младших школьников.

Следовательно, исходя из задачи определения воспитательного потенциала художественных произведений для детей, напечатанных в прессе Галиции межвоенной суток, для формирования у них экологической культуры, можем сделать вывод, что они имели целью:

- расширить знания подрастающего поколения о взаимосвязи природы и общества;

- помочь понять ученикам многогранное значение природы для общества в целом и каждого человека в частности;

- выработать у детей потребность в общении с природой;

- создать условия для овладения младшими школьниками нормами правильного поведения в процессе взаимодействия с ней;

- сформировать стремление и умение младших школьников принимать активное участие в охране и улучшении окружающей природной среды.

Таким образом, произведения художественной литературы природоведческого характера, напечатанные в прессе Галиции межвоенного периода, были направлены на расширение знаний детей о явлениях и процессах окружающей действительности, воспитания у них бережного и ответственного отношения к природе, стимулирование природоохранной деятельности, что способствовало формированию экологической культуры младших школьников. Произведения данного характера не потеряли своей ценности и сегодня, ведь формирование экологической культуры личности является приоритетным на современном этапе развития общества.

 


 

Литература

1. Дорошенко Н. Выбор и восполнение книг в читальняних библиотеках // Жизни и знания. - 1933. - Ч.5. - С.159.

2. Дорошенко Н. О комплєктування читальняних библиотек // Жизни и знания. - 1934. - Ч.7-8. - С.217-218.

3. Княжинский А. Доповняльна украинская лєктура в народной школе // Учительское слово. - 1939. - Ч.11. - С.77-80.

4. Куц М. Эстетическое воспитание // Путь воспитания и обучения. - 1928. - Ч.1. - С.19-23.

5. Научный задел украинских галицких педагогов в области дидактики: Хрестоматия: Составитель Т.К.Завгородня. - Учеб. пособ. для студентов педагогических специальностей. - Ивано-Франковск: Плай, 2002. - 232с.

6. Наш приятель. - 1922. - С.24-26; 1923. - С.63; С.93; С.157; 1924. - С.77; С.158; 1926. - С.32; 1930 - С.100.

7. <В народных школах третьей степени для детей украинской национальности> // Путь воспитания и обучения. - 1934. - Кн.1. - С.7-31.

8. Проект "Концепции непрерывного экологического образования и воспитания в Украине" // Информационный сборник Министерства образования Украины. - 1995. - №14. - С.2-18.

9. Мир ребенка - 1920. - Ч.12. - С.156; 1921. - Ч.1. - С.3; Ч.8. - С.70; 1935. - Ч.10. - С.299.

10. Ступарик Б.М., Михайлишин Г.Г. Педагогическая концепция Ивана Ющишина. -Ивано-Франковск: Лилея-НВ. - 1998. - 88с.

11. Ткачук Г.П. Формирование экологической культуры учащихся. - К.: Т-во "Знание" УССР, 1988. - 32с.