Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Улас Самчук

«Мария» - первый в украинской литературе произведение о насильственной коллективизации

1917 год принес огромные изменения в вековой уклад жизни всего общества. Грандиозные планы быстрого построения социализма сдерживало только крестьянство, которое и всех сил держалось за свое хозяйство, за землю и ни за что не хотело отдавать н общее пользование горбом нажитое добро. Но власть понимала, что коллективные хозяйства наиболее приемлемая форма, которая позволит выкачать ресурсы села и государственный бюджет, уничтожить главного «врага» советской власти - зажиточного крестьянина. Украина стала первой, где началось преобразование земледельца на государственного крепостного. Достичь этого можно было только грубым, насильственным путем. И пошли по деревням отряды коммунистов и комсомольцев, которые отнимали у крестьянина все, что он заработал своим тяжким трудом.

Старые люди, вспоминая те страшные времена, рассказывают, что активисты не оставляли в доме ничего съестного, даже горшки с вареным разбивали, уничтожали камни, на которых можно было смолоть зерно.

Черная ночь опустилась над селом. Люди бросали свои дома, пытаясь выехать куда-то из Украины. Но везде стояли кордоны из военных, милиции, крестьян не пускали, били, заворачивали назад. Миллионы украинцев погибли, а мир ничего не знал об этой трагедии.

Улас Самчук начал писать свой роман «Мария» того же страшного 1933 года. Писатель, который не был свидетелем событий, происходивших на Украине, с невероятной точностью передал страдания, горе вымирающего украинского села. Он был первым, кто заговорил о нечеловеческой жестокости тоталитарной системы, для которой человек - это винтик, который не имеет души. Самчуку удалось на примере жизни одной простой женщины с библейским именем Мария показать трагедию многомиллионного народа. Пером художника водил не только ум, им руководили глубокая сыновняя любовь и уважение к труженику, знание его характера, души, жизни, его стремлений и чувств. Роман «Мария» - это «хроника одной жизни». Мария - сельская красавица. «Выиграют те глаза черноземные, те бездонные... Глянет - опалить... А щеки полные, округлые, с ямочками. Кудри черным пламенем горят. Картина - неугомонная, поющая картина». И правду в народе говорят: «Не родись красивой, а родись счастливой». Мария - сирота. ей некому помочь, посоветовать. Она делает ошибку, пренебрегая большой любовью к Корнея, женится с Игнатом, который преданно любит ее. Много горя выпало на п судьбу, и она борется за свое счастье, тяжело работает, вырывается из бедности, которая преследовала ее с детства. Но наступили 30-е годы. Где-то там далеко, в Москве, было принято решение о коллективизации, и Мария потеряла все: хлеб, землю, семейное счастье, тру в возможность праведной жизни. Когда-то богатое, «кулаческое» село пришло в упадок. «Шел, шел и побеждал дух руины, и не было ему спину, потому что ни Корней, ни Мария, ни сотни, тысячи Корніїв и Марий не знали и не могли знать, что близится их упадок, их конец...» Распался, исчез Марии род. Так может исчезнуть и Украина, если молча и покорно позволять власть имущим проводить эксперименты над собой. Произведение «Мария» - это предостережение нам, сегодняшним. Коллективизация была не первым и не последним испытанием для Украины. В те далекие 30-е годы Улас Самчук осудил не только коллективизацию, а и всю тоталитарную систему.