Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

АНДРЕЙ МАЛЫШКО
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУДЬБА И ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. МАЛЫШКО

Поэтический голос А. Малышко (1912-1970) - это голос народа, голос жизни, он является одним из настоящих наследников Великого Кобзаря. Родился Малышко в семье земледельца на Киевщине, в Обухове. Как вспоминал поэт, «семья наша была большая - одиннадцать детей, и отец с матерью, и старенькая бабушка. Земли же отец имел около двух десятин - всех не прокормишь». И еще одно воспоминание: «Тот незабываемый огонек отчего дома, где впервые услышал я думы Великого Кобзаря, материнская песня, ласковая и строгая, напоили и вскормили меня, дали мне душевный гарт и радость на всю жизнь».

О годы детства поэта Дмитрий Павлычко в предисловии к сборнику его произведений писал: «Днепр и заднепровская даль, над которой не мог не летать он малым на своих воображаемых крыльях, дали ему ощущение шири, которое переросло в его собственную душевную риса. Напівгірські пейзажи Обуховщины, что обрываются трипольскими утесами и резко переходят в безграничную равнину Левобережья, должны были вызвать в чувствительной душе малого Андрея впечатление контраста, которое позже, будто какая-то внутренняя закономерность Малишкової поэзии, будет отражаться на смелом сочетании в ней антагонистических метафор». От «малой» Родины «большой» - один шаг:

Украина моя, мне в мире ничего

не надо,

Только бы голос твой слышать и нежность

твою беречь.

Дальнейшая жизнь Малышко связано с городом на Днепре - древним Киевом. Учился в Киевской медицинской школе. Но, поняв, что врачом ему не быть, поступил в Киевский институт народного образования, который окончил в 1932 г. Затем учительствовал на Житомирщине, служил в армии. А с 1936 г. посвятил себя литературной работе. В этом же году вышла первая сборка Малышка «Батькивщина», а уже в 1940 г. - восьмая. На ранних стихах поэта сказалось влияние творчества В. Маяковского, впоследствии - П. Тычины.

А. Малышко в это время создал несколько своеобразных поэтических портретов - «Учитель», «Лесник», «Урожай». Его герои - простые и скромные люди, патриоты и гуманисты, неутомимые труженики. Такой Трофим Иванович в стихотворении «Учитель» (1938). Он вложил всю душу в свое благородное дело, учил детей человечности и доброте. Поэтому они помогают учителю и всегда будут вспоминать его:

Осенним дням шла зима на смену.

Морозы кріпшали неистово,

И мы несли в школу по полине -

Учитель комнатку протопить.

Трофим Иванович, над нашей рекой

Я все скажу и сердце успокою.

Человеческим идеалом и авторитетом, самой дорогой женщиной для Малышка была мать, Ивга Остаповна (по-уличному Базилиха). Она помнила множество народных песен и пела их по-своему, хорошо знала и любила произведения Т. Шевченко. В автобиографии поэт вспоминал: «...пела иметь ту журавку, что осталась с малыми детьми, и о вдовину ниву, незасіяну, невспаханную, и про чайку-племянницу «при битой дороге», о зеленый явор, что в воду наклонился, - и в этом широком мире песен и дум, в картинах народной жизни, героических и печальных, как слеза, горячих и буйных, как огонь пастушьей костра, - билось, оживало, щемило и тешилось мое маленькое детское сердце»:

Бывало, мать, Ивга Базилиха -

К ней и до сих пор лечу воспоминанием, -

В зимний вечер тихо споет

И докажет малого плачу.

......................................

Как синяя птица. Мать моя, мать.

Старая голубка в блеске седины...

Прошло тех лет не мало, не много.

И где они, малые твои сыновья?

......................................

Двор тихий и дедовскую хату.

Сказок днепровских золотые мосты.

Тебя, маленькую, родную, сивувату.

Дано навеки в сердце пронести.

Исследователи считают, что образ матери любимый и одновременно, возможно, лучший в творчестве поэта, к нему он возвращался всю жизнь.

Поэзия «Дядя мой, Никита-чернокнижник...» (1938) посвящена родственнику поэта, который был для него образцом народной мудрости и смекалки Дядя Никита черпал мудрость из книг, в общении со старыми, И можно только удивляться, почему он, прожив трудную жизнь, не потерял желание говорить о нежности:

Дядя мой, Никита-чернокнижник,

Швец и мрійних, славный человек.

Всю жизнь рассказывал о нежность,

Хоть ее не видел целый век

.....................................

Старости вчуваючи непогоду.

Все, что мечтал, все, что в серни имел,

Из нашего обуховского рода

Ты меня хоть песней поднял!

Благодарность родных и близких людей за их любовь, красоту, простоту - важный мотив творчества поэта. И когда он обращается к родной земле, своему дому, за этими картинами опять же вырисовывается образ настоящего патриота. Любовью к отчему краю пронизано стихотворение «Бусел». Образ птицы становится в стихотворении многозначным символом. Его поэтическое содержание раскрывается в последних строках стихотворения:

Или. может, за то, что во время предосудительный

Летит в гнездо, забывая усталость?

Не смейтесь, я тоже на бусела похож

Такой же любовью к отчему дому.

Родные пейзажи, любовь к девушке, молодость - все это становится красивым, волнующим, запоминающимся, когда пишет об это настоящий художник:

Приснилось: небеса и долины

Горят багрянцем весенним

И ключ в небе несется и несется.

Как сон, как молодость, как дым.

И гнутся две сестры-березы

К обважнілої воды,

Где грома широкие лезвия

Оставили огненные следы.

Но мне шепнули реки.

Что идет она раздольем нив,

Чье имя взял навеки.

С ним рос и мечтал, и любил.

Ее проводят родные долы.

Плодородные ливня и шум трав,

Моя девчонка смаглявочоле.

Мою голубку. Я не спал

И посміхнувсь, возможно, горько

Среди ночной темноты.

Так погасає в небе звезда.

Как ты прошла, как исчезла ты.

1941 г, Малышко вместе с писателями-добровольцами ушел на фронт. Уже в книге «Жаворонки» (1940) появилось предчувствие тяжелых военных испытаний, той угрозы, которую нес Европе фашизм:

Оденем шинели, возьмем с собой

Паек-однодневок, остановимся где?

И где-то за тропой за голубою

Детство и юность пыльцой придется.

Все четыре года войны Малышко служил военным корреспондентом, писал очерки и публицистические статьи. В то же время выходили в свет сборники стихов: «К бою вставайте» (1941), «Украина моя!» (выходила дважды 1942 г.), «Более пожары» (1942), «Слово о полку» (1943), «Битва» (1943), «Пленница» (1944), «Ярославна» (1946, которая объединила произведения поэта, написанные в 1943-1945 гг.). В основе стихов Малышко - настоящие факты фронтовой жизни, рассказы о бойцов и командиров. Наиболее популярным стал цикл «Украина моя!». Лирический герой цикла не скрывает своих страданий, своей боли за родную землю. Пять стихотворений цикла связаны между собой настроением, которое охватывает патриота, вынужденного временно покинуть родительский край. И все же герой не поддается отчаянию, чувству безысходности. Время расплаты с захватчиками - не за горами:

Я в Днепра спрошу:

- Скажи мне, седой Славуто,

Ты, забомблений сталью, свинцового спрашивал дождя?

И Днепр взревел:

- Мной обиду старую не забыто,

А новой надругательства я вечно палачам не прощу!

Да и запінився сильный, и время вспомнив Батиїв.

И немецких зажер в вісімнадцятім лете, в бою.

- Здравствуй, Киев дорогой! - И говорит, улыбнувшись,

Киев:

- Я жду вас, я жду, как воин, стою.

Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,

Полевая моя мрійнице. Капля в солнце с весла.

Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,

Чтобы из огня ты встала, тополем в небо росла.

Герой Малышко даже в боях не теряет любви к родным, любимой, жены. Именно это и придает ему силы, веры в будущую встречу. Исследователи подчеркивают, что «светлая радость надежды - лейтмотив многих лирических стихов Андрея Малышко». Настоящим гимном любви, которое является самым большим счастьем для воина, стало стихотворение «Я тебя вимріяв, нежную и страстную...»:

Я тебя вимріяв, нежную и страстную,

В снах узаконил, познал с поцелуя,

Кликну: приди! - и придешь неизбежно.

Крикну: спасай! - и воскресну в спасении.

Что в твоем имени есть чарівниче:

Напиток, или хмель, или радужная обольщение?

Звезда осветила твое лицо

И потемнела - светит не смогла-потому.

Как ты пела в нашей части.

Глаза ясніли, как синие росы,

Сняв пилотку и шинельчину.

Родная, далекая, золотоволосая!

Веют ветры и встречные перекрестные,

Где мы любили, - к саду и к дому.

С своя радость на веки вечные

В том, чтобы надеяться и выглядеть.

Главными персонажами стихов в послевоенные годы остаются простые люди, которые выстояли в тяжелых испытаниях, не потеряли достоинства и готовы отстаивать правду и дальше. Поэт пишет о единении с окружающим миром, с друзьями-единомышленниками.

В цитированной выше предисловии Д. Павлычко отмечает: «Малышко вдумується в так называемые вечные понятия и особенно часто стремится раскрыть суть правды:

Не достаточно слова, жажды и источники.

Не достаточно солнца в серый рассвет.

Есть свой масштаб у каждого крыла,

А правде же как искать углы и меры?

Правду и неправду, труд и науку, песню и дружбу, огонь и веру, разлуку и тревогу, цель и разочарование, любовь и смерть, мужество и ласку, и еще много подобных категорий Малышко подает не позачасово, а в контексте со своими переживаниями... И хоть он знает, что

Не подберешь одного тона.

Одной краски в жизни -

Молитве, боя и проклятия.

Беспощадности и доброте, -

утверждает: «А правда только одна...».

Последние сборки Малышко наполнены жаждой познания. Каждое стихотворение здесь - открытие малой или большой правды. Поэты знают, что самое трудное - это высказать правду. Не потому, что не хочешь или боишься, а потому, что просто-на-просто трудно сказать. Знает это и Малышко:

Ритиму землю,

ритиму гору,

камень світитиму, словно зворінь.

А докопаюсь, в чем сущность,

в чем правда

и в чем корень.

В данном случае его интересует правда человеческого счастья:

Может, оно в клетках боли,

Может, во встрече с добрым другом?

Может, в поединке с самим собой.

Может, в заре над вечерним лугом?

...........................................

Будто засияло и стало рядом.

Дыхание слышу я бессмертно,

А люди говорят, а люди советуют:

Ищи-ка глубже!

Ищи-ка сильнее!»

Малышко остался нежным лириком в тех 17 поэмах, которые он написал. Но, пожалуй, больше всего эта особенность его таланта нашла выражение в прекрасных песнях, созданных вместе с Платоном Майбородой. «Родная мать моя» («Песня о полотенце»), «Утра соловьиные», «Тропинка», «Белые каштаны», «Мы пойдем, где травы наклонные...» - это действительно народные песни, которые пользуются большой популярностью. Он работал с композиторами А. Билашем, Л. Ревуцким, П. Козицьким, М. Вериківським, Г. Майбородой, А. Штогаренком, С. Казаком. Песенность поэзии Малышко стала еще одной характерной чертой его творчества и свидетельствовала о прекрасное чувство украинского языка, знание фольклора. Народнопісенна основа стихов Малышко особенно чувствуется в «Песни про рушник» (1959), в которой он обращается к образу матери. Монолог сына проникнутый любовью к ней, благодарностью за ее заботу и ласку. Вышитый рушник, что дарила мать по традиции на дорогу, символизирует ее благословения. В ответ сын находит простые и в то же время искренние слова благодарности:

И твоя верная материнская ласковая улыбка,

И расстроенные глаза хорошие, голубые твои.

Близость к фольклору стихов Малышка оказывается в разговорной интонации, в использовании повторов: ребята-молодцы, тропинки-дорожки, рута-мята, хлеб-соль, Украина-мать. Все это сказалось на мелодичности стихов, многие из которых еще ждут внимание композиторов.

Малышко - мастер балладного жанра. В своих балладах, небольших стихотворных произведениях с напряженным, динамичным сюжетом, поэт воспевал ратный подвиг воинов, большую любовь, разбитую ужасами войны. Настоящим шедевром с точки зрения композиции, сюжетного изложения и образного наполнения является баллада «Любовь» (книга «Август души моей», 1970):

- Вспомни меня, Іваночку!

- Припомню.

- Вспомни меня, Оксаночко!

- Припомню.

А за войной, за черным пылью.

Травой, полем и звездами.

Как древнее марево рятівниче.

Далекий голос звенит и зовет:

«Уже не болит мне давняя рана,

Я хочу видит тебя, любимая.

Собери мое тело посреди боя.

Я нашу верность прикрыл собой;

Склады мои глаза по крапелині,

По тех осколочках, что в долине;

Руки - по корню не в пожарі,

Голос - во птиц в белом облаке...»

. Голос то зовет, вніч воскресает.

Она же - четвертое дитя колисае.

И зачем ей руки, скованные морозом.

Зачем те глаза, в летах забыты?

Вспоминает Николай Базилевский: «Вечером 8 или 9-го января 1965 года позвонил мне известный литература - и искусствовед Андрей Трипольский, который с Малышко был в давней дружбе, и попросил сейчас же зайти к нему. Придет Андрей Самойлович и хочет прочитать нам текст своей будущей речи на похоронах Владимира Сосюры следующего дня. Я сразу же ушел. Малышко был возбужден, раздражен и даже гневный - так остро он воспринял неожиданную кончину великого поэта.

- Нежный, искренний, с любовью в сердце, с муками в душе, с правдой на устах, он никогда не играл в двуликого Януса, а все выносил на человеческий суд, чтобы предстать перед собственным народом таким, как есть, твердо и жестоко офіруючи собой, - говорил тогда вечером о Сосюру Андрей Малышко...

Когда же немного успокоился Андрей Самойлович, он вынул из кармана лист бумаги и начал читать вслух.

' - Сложил свои крылья соловей нашей поэзии, кареглазый сын Украины Владимир Сосюра. Отзвенели его красные зимы, отпадали его синие звезды, умолкли уста, которые так неутомимо воспевали любовь, красоту, нежность...

Над твоим гробом в этот холодный зимний день мы клянемся, что будем любить свой язык, свой хороший народ, свои обычаи так, как завещал ты в своем стихотворении «Любите Украину»:

Любите Украину во сне и наяву.

Вишневую свою Украину,

Красоту ее, вечно живую и новую,

И язык ее соловьиный».

В определенной степени сказанное можно отнести и к самому Малышко, к его поэзии, жизни, неожиданно короткого. Олесь Гончар сказал, что он - «один из самых ярких наших национальных поэтов.... Человек пламенного темперамента, творческого неистовства, он сгорел досрочно, упал на полпути, оставив нам золотые россыпи своих стихов, невянучу красоту своих песен... Огненный сын Украины, любимец народа.. певец жизни, молодости, любви - такой он для нас, незабываемый Андрей Малышко».

В сборнике «Ярославна» (1946) есть стихотворение, показательный для всего творчества художника:

Эти ночи будем долго помнить:

Из гильзы - свет, луны паром.

Когда вспомнились и Шевченко, и мать,

И синие горы за старым Днепром.

О, земля родная, бью челом тебе

На жилах трех дорог, где ивы голубые.

Покрытые пылью, дышат, как человек.

Где нас ведет войны суровая погода,

Твердых, как сталь, не склонившихся в печали.

И через раны познаешь любовь

До этих дорог, к сожженных дубрав,

До кустика горькой чорном'яти,

Где нам вспомнились и Шевченко, и мать,

И синие горы за старым Днепром.