Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СТОРОЖЕНКО ОЛЕКСА (24.11.1806, с. Лесогоры, теперь Ичнянского р-на Черниговской обл. - 18.11.1874, м. Брест в Беларуси) - писатель, публицист, мемуарист.

Родился в семье отставного армейского офицера, мелкого помещика, потомка старинного казацкого рода. Учился в пансионе при Слободско-Украинской губернской гимназии (Харьков). В 1824 - 1850 гг. служил в армии, участвовал в русско-турецкой войне (1828 - 1829), подавлении польского восстания (1831), в походе в Венгрию (1849). Затем служил в Киеве (1850 - 1863) и Свободные (1864 - 1868) в канцеляриях генерал-губернаторов. Выйдя в отставку, жил на хуторе Горішин вблизи г. Бреста, исполнял обязанности уездного предводителя дворянства и председателя съезда мировых посредников. Кроме литературной деятельности, занимался живописью, скульптурой (медаль Академии искусств), игрой на виолончели, а также садоводством. Одет в украинскую одежду, с пышными казацкими усами, всей осанкой напоминал тех запорожцев, которых изображал в своих рассказах и историко-этнографических очерках.

Дебютировал в литературе романом «Братья-близнецы» (1857) и циклом «Рассказы из крестьянского быта малороссиян» (1857), из которых предстает украинский старинный быт, изображенный в юмористически-ироническом ракурсе. Хотя произведения написаны на русском языке, однако в них бурлит украинская стихия, что проявляется в характерных фигурах украинских помещиков и крестьян, широком использовании фольклорно-этнографического материала и мифически-демонологических мотивов и образов. Эссе «Воспоминание» (1859) раскрывает выразительный образ М. Гоголя - гимназиста.

Украинская творческое наследие О. Стороженко тематически не очень разнообразна. Быт, обычаи, поверья тогдашнего крестьянства и героические страницы казацкой вольницы, связанные с последним периодом существования

Запорожской Сечи, с народно-освободительным движением во время Колиивщины, оседлой жизни казачества на хуторах и бывших зимовках, переход его к хозяйствованию на южных землях - такое круг отображаемых писателем проблем. Большинство этих произведений увидела свет в журнале «Основа» (1861 - 1862), а затем вошла в двухтомного сборника «Украинские рассказы» (1863).

К циклу «Из народных уст» попали миниатюрные по объему юморески. Это в основном литературно обработаны, несколько расширены содержательно, с шире выписанными персонажами народные пословицы, поговорки, анекдоты. Естественность повествования, остроумное раскрытие темы, динамичный сюжет с неожиданной развязкой, яркая образность, богатый лексически и фразеологически речь - такие особенности этих произведений. И. Франко назвал их автора «талантливым рассказчиком», который «хорошо владеет украинским языком», вместе с тем указал на ограниченность его «идейного образа мышления и... глубокого понимания человеческой жизни».

Ряд других рассказов («Влюбленный черт», «Межигорський дед», «Не в добрый час», «Чертова корчма») также иногда основывается на мифически-фольклорном материале, однако они сильнее отмечены чертами творческой индивидуальности автора, наполнены романтическим пафосом. Поєднуючії торгово-этнографическое изображение с романтизацией поверий и легенд, переплетая реалистичный и романтично-фантастический струи художественного моделирования действительности, А. Стороженко дал этим произведениям такой стилевой самобытности, которая при всей неповторимости его таланта одновременно близка к уснопоетичних восприятия спіту.

Рассказ «Кондрат Бубненко-Быстрый», «Прокоп Иванович», «Дорош», «Мельник», «Воспоминания о Никиты Леонтьевича Коржа» наполнены романтическим изображением казачества. Очерчивая образы запорожцев, писатель обращался к народному эпосу, в котором казак становился мужественным, храбрым защитником родного края, прибегал к романтической идеализации рыцарей украинской степи. Эти произведения окутаны искренним лиризмом, тоска и грусть доминируют в тех картинах, где говорится о коварном разрушения Сечи, прощание запорожцев с тем образом жизни, который уже никогда не вернется.

Несколько особняком в творчестве А. Стороженко стоят рассказы «Усы» и «Игла», в которых юмор в изображении чиновничества или жестокого магната - самодура Потоцкого набирал социального звучания, перерастал в сатирический осуждение «порядков», которые процветали в феодальном обществе.

Пезакінчена повесть «Марко Проклятый», над которой писатель работал длительное время (публикации разделов в 1870, 1876 г.; отдельное издание - 1879 г.), основана на литературной интерпретации легенд об убийце и кровозмішувача, известных издавна у многих народов. Украинскую версию легенды автор связал с развертыванием национально-освободительного движения середины XVII ст.; трактуя образ Марка, он придерживался народной морали, что страдания вечного странника, проклятого тенью отца за зловещие преступления, становятся легче, если он делает добро для общества. Такая религиозно-морализаторская идея пронизывает все произведение, придает ему гуманистической направленности.

Пьеса «Гаркуша» (1862), определенная автором как «драматические картины в трех действиях», воспроизводит историческую фигуру бунтарского главаря, бывшего запорожца, который со своим отрядом приводил в XVIII в. ужас на левобережное господа. Автор нарисовал образ героя романтическими красками, отметив благородство его поступков, смелость, бесшабашность, порядочность. Пьеса с успехом выставлялась не только на любительском, но и на профессиональной сцене.

Лит.: Стешенко И. Ол. П. Стороженко: Заметки к характеристике его творчества // ЗНТШ. 1901. Т. 13. Кн. 5; Драгоманов М. Славянские переработки Едіпової истории // Разведки Михаила Драгоманова о украинскую народную словесность и литература / Собрал М. Павлик. Л., 1907. Т. 4; Зеров М. Новое украинское писательство. К., 1924; Хропко П. II. Олекса Стороженко и его литературное наследие И И Стороженко О. Марко Проклятый. Рассказы. К., 1989.

П. Хропко