Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Земляк

 
 

(1923 - 1977)
Творчество Василия Земляка практически с первых его серьезных шагов в литературе привлекла к себе внимание, а после появления «Лебединой стаи» (первая публикация: Днепр. 1971. №№ 1-3) писатель на долгое время стал объектом дискуссий об украинской прозе 70-х годов, хотя изначально критика была не весьма единодушной в оценке этого романа. И все же вместе со второй книгой («Зеленые Мельницы», 1976) это произведение был отмечен 1978p. Государственной премией Украины им. Т. Шевченко, выдержал в течение немногих лет несколько изданий. Вместе с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василий Земляк (Василий Сидорович Вацык) в украинскую литературу 50-х годов. За плечами, в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его манило небо, и он, сельский парень из Винницкой области, стал курсантом авіаучилища в Харькове), жестоко сокращенное войной молодость, тяжкий ратный опыт (был партизаном и пребывал весь драматизм борьбы с оккупантами в их тылу). Как незаурядного прозаика В. Земляка заметили после появления в свет двух его повестей - «Родная сторона» (1956) и «Каменный Брод» (1957). Посвященные теме украинского послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взятые из жизни коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли «географию» образно осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х годов они представали и как произведения художественно своеобразные, и как заметна дань временные с «типичными» чертами так называемой колхозной прозы. Творческое возмужание Василия Земляка как писателя, что уже имел собственную тему и своеобразный стиль, показали следующие два его произведения - повести «Гневный Стратіон» (1960) и «Подполковник Шиманский» (1966), которые явили читателю уже опытного и сформованішого автора. Опираются в своей основе на факты времен войны (а их писатель часто брал с личного опыта), эти повести, по сравнению с двумя предыдущими, более искусно построены сюжетно, значительно читабельніші и, вместе с тем, выразительные как произведения именно Василия Земляка: общий их тон приобретает ту очерченность, гибкость, прежде ассоциируются с творческой личностью этого писателя. Возможно, что на формирование новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его интересы. Работая на Киевской киностудии им. О. Довженко, он создает ряд сценариев, названных, впрочем, кіноповістями, - «Олесь Сапожник», «Новеллы Красного дома», «Последний патрон» (1956 - 1963). Писатель ощущает вкус к динамичного сюжета, до четко выраженного противоборства сил, которое граничит с пригодництвом. Но при этом не теряет приобретенного раньше, то есть в целом не меняет уже произведенных манеры речи и взгляда на изображаемый мир. И только «Лебединая стая» убедительно показала восходящее направление его творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерології, впитав в себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика. «Зеленые Мельницы» доказывали сюжет этого романа во времена войны. Задуманы были и виношувались «Веселые Боковеньки», третья часть произведения, который должен был бы развернуться в эпопею. Но полностью осуществить задуманное Земляку не суждено... Содержание «Лебединой стаи» и «Зеленых Мельниц», казалось бы, совсем нетрудно определить, приняв во внимание зовнішньоподієве начало дилогии. Это, прежде всего, воплощенная в образе села Вавилон история украинского Побужье, начиная с послереволюционных событий, когда возникали коммуны и шла смертельная «классовая» борьба, и кончая освобождением края весной 1944-го от фашистских оккупантов. Элементы условности, фантастики, гротеска помогают читателю замечать в истории и историях вавилонских не только прямое, но и дополнительное, второе значение, что ассоциируется не просто с идеей, а с ее философичностью. Не случайно почти все, что происходит в Вавилоне или вблизи него, находит соответствующий комментарий в устах доморощенного, «самодеятельного» философа Левка Хороброго. В этом произведении проблема рассказчика вообще относится к особо сложных и значимых, поскольку речь идет не о стиле, не о точку зрения, как о оценочную позицию - героев, автора, читателя. Однако события, изображенные в романе-дилогии, без всякой двусмысленности адресованные в жизнь, в реальность с конкретным соревнованием сил, социально, исторически порожденных. В «Лебедином стаи» это - бедняки, которых объединяют в коммуну, а с другой стороны, на втором полюсе - богачи, бывшие владельцы - Бубелы, Гуси, Раденькі т.д. Пожалуй, только Явтушок Голый стоит посередине, колеблясь, перебегая из лагеря в лагерь в зависимости от политической погоды. Правда, некоторое время пытается остаться не то чтобы «над», а «возле» поединка и «философ» Левко Храбрый. Одна из самых примечательных признаков произведения - богатство и выразительность социально-психологического типажа героев, которые действительно достигают уровня типов, разнообразия живых, выпуклых, тонко вималюваних характеров. Максим Тесля и Клим Синица, «поэт-сыродел» Володя Яворский и Лель Лелькович, Орфей Кожушный и его (и, собственно, не его) Мальва, брать Соколюки и Харитон Гапочка, Явтушкова Прися и Паня Ластовенко, даже совсем эпизодические персонажи, как Тихон и Одарка, что любили обедать по соседям надурняка, - каждый предстает перед нашим взором как живой, думает, говорит и действует по-своему, по велению только ему присущей «природы». А вместе взятые они и образуют ту целостность, имя которой народ - в конкретно-исторической социальной его характеристике. По богатству деталей и подробностей почти нигде не теряется значимость: разные «беглые» описания, сцены, рассуждения не просто интересны, но и важны, содержательны с точки зрения общей идеи произведения (хотя тут, надо признать, отразились идеологические доминанты тогдашней советской литературы, в частности в трактовке «революционного преобразования действительности и «социалистического строительства»). Образ Явтушка - одно из крупнейших достижений автора - не исключение в этом плане, так же как и яркие описания быта, обычаев, сельской жизни в целом. Диалектика жизненных перемен и постоянства «основ жизни» - это стихия Василия Земляка, Вавилон с его глубинными традициями превращается, можно сказать, у нас на глазах, чтобы под конец романа «исчерпать себя исторически и социально» (говорится, правда, о названии) и стать Веселыми Боковеньками. Вместе с тем, есть и в Вавилоне, и в Глинскую, и в тех Веселых Боковеньках нечто вечное, непереходный - как народ, что здесь живет и будет жить. Зачем уже Явтушок, этот грех Вавилона, - его ненадія и неуверенность, но и он под конец «находит себя» в благородном деле. И Лев Храбрый, не без философского намека, так заключает его жизненный путь: «Он оживет в сыновьях, внуках и правнуках, и будет сукатися его ниточка в народе, пока будет существовать любовь к земле и пока будет жить носитель той любви - крестьянин, из всех общественных творений человеческих, может, самый сложный и самый противоречивый». Верный себе автор не удерживается, чтобы и здесь не подправить высочества этих слов уже Прісиним выводом в стиле целого романа: «Вспомните меня, что этот дьявол переживет и сам Вавилон...». В последние годы жизни Василий Земляк создал трагедию «Президент» (1974 - 1976), посвященную борьбе и смерти национального героя Чили Сальвадора Альенде. ...В украинской литературе середины XX века творчество Василия Земляка заняла свое, подобающее ей место - среди самых заметных явлений. Сравнительно небольшой по объему доработок с выразительным звучанием в литературном процессе своего времени, неповторимым колоритом надежно прописан в стилевой палитре нашего писательства. Г. Сивоконь История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.