Статья
Василий Эллан-Голубой
(1894 - 1925)
Поэт, журналист, политический и государственный деятель, публицист, редактор правительственной газеты «Известия ВУЦИК» и некоторых других изданий он, по признанию М. Зерова, был «сильной, влиятельной фигурой» на литературном поле. В. М. Элланский (литературные псевдонимы - Василий Эллан, В. Голубой, Валер Проноза, А. Орталь и др.) родился 12 января 1894р. в с. Козел (теперь - Михайло-Коцюбинское) на Черниговщине в семье священника. Учился Василий в Черниговской бурсе, а затем - в духовной семинарии, которой искренне не любил. По окончании четвертого класса (1914) поступил на экономическое отделение Киевского коммерческого института (где уже учился его давний, еще с бурсы, товарищ - П. Тычина). Но институт не закончил: «сурмамы мировыми 17-й год заиграл» (В. Сосюра), и недавнего студента захватил водоворот революции. А до того, еще в Чернигове, было посещение вместе с П. Тычиной и другими знаменитых «суббот» в гостиной М. Коцюбинского, первые стихи и доброжелательная внимание мастера. От революционных кружков, от обществ «Просвита» и участия в организации уездного крестьянского съезда в начале лета 1917г. В. Элланский приходит к партии украинских эсеров, становится ее активистом, а вскоре ее главой Черниговского губернского комитета. В начале 1918г. значительная часть членов УПСР при активном участии В. Голубого порывает с основным ее ядром и создает партию украинских левых эсеров. По названию своего центрального органа - газеты «Борьба», редактором которой был В. Голубой, - ее члены стали называть себя боротьбистами, позже - украинскими коммунистами-боротьбистами. Они, несомненно, были одной из найлівіших партий украинской революционной демократии, в 1919 - 1920 гг. совместно с большевиками входили в состав советских правительств Украины, имея свой отличный от большевистского взгляд на национальный вопрос. В марте 1920p. боротьбисты объединились с КП(б)У, а в 30-е годы почти все были уничтожены физически и оббріхані, очерненные морально, - посмертно этой участи не избежал, в частности, и В. Эллан-Голубой. В. Голубой был непосредственным участником многих событий в Украине как активист «левой ориентации». В мирные годы свои служебные посты и достаточно высокое положение в государственных органах В. Голубой использует преимущественно для сбора сил украинской литературы, культуры в целом. Кое-кого из будущих известных писателей, как, скажем, Остапа Вишню, он вытащил из подвалов ЧК и привлек к работе в «Вестях», многим помог в их творческом и общественном становлении. С его именем связано создание еженедельника-приложения к «Вестям» - «Литература. Наука. Искусство» (впоследствии - «Культура и быт»), журналов «Вселенная» и «Красный перец». Одно из первых литературных объединений после 1920p. в Украине - союз пролетарских писателей «Гарт» - тоже было основано по инициативе В. Голубого, который его и возглавил. К «Закалки» входили уже известные в то время писатели - П. Тычина, М. Волновой, В. Сосюра, М. Иогансен, И. Кулик, В. Полищук и др. С раннего детства. Эллан-Голубой болел на тяжелую болезнь сердца, которая и свела его в могилу на 32-м году жизни - 4 декабря 1925p. Впоследствии имя поэта было надолго обречено на забвение, лишь после 1956p. снова начали издавать его произведения. Повседневная напряжение жизни революционера, одного из «первых храбрых», спады и подъема борьбы, суровая и увлекательное романтика «красных зорь», иллюзорные, хотя и распространены в свое время, надежды на мировую революцию - без всего этого не понять ни пафоса поэзии В. Эллана, ни самой его кипучей натуры. Сын своей драматической эпохи, ее романтик, а отчасти, в душевных глубинах, и ее трагик - таким он был в жизни и творчестве. В ранних стихах В. Эллана (они известны от 1912г.) еще легко заметить популярные поетизми тех времен и достаточно отдаленные отголоски таких поэтов, как М. Вороной, А. Олесь, Г. Чупринка. Різнотонна и мозаика меняющихся юношеских настроений, однако вскоре в ней начинают доминировать характерные волевые оптимистические мотивы - «Тот не будет плашмя судьбы, кто закаляется в огне!» («Юный лад»). В феврале 1917г. написана поэзия в прозе «Украине (Из старых тетрадей)» - произведение вполне своеобразный в тогдашней украинской поэзии, хотя, конечно, не все в нем воспримет современный читатель. В своем порыве к социалистическому идеалу молодой поэт проявлял такой безоглядный максимализм - «Пусть исчезнет Прошлое во имя Будучини!», - в угоду которому готов был вырубить вишневые сады и взорвать старинные церкви, хотя апологетом такого тупого уничтожения он на самом деле никогда не был. О влиянии, которое имела поэзия В. Эллана-Голубого в послереволюционные годы, свидетельствует автобиографическое стихотворение М. Бажана «Дебора». Революционная романтика, которая в Умани 1920 - 1921 гг. захмелювала будущего поэта и его друзей, ассоциировалась главным образом с именами трех украинских певцов своего времени: «...Учат нас неслыханных нами песен Тычина, Голубой, Чумак». Поэзия В. Эллана - это произведения высокого волевого напряжения, импонировали современникам своими порывистыми лозунгами и конденсированными образными «формулами» социальных переживаний: Муром упорно горизонт. Ударьте по разгону: р-раз... Мы - только первые храбрые, Миллион подпирает нас. («Удары молота») Образный мир В. Эллана (основная часть его лирики была написана в 1917 - 1920 pp., составив сборник «Удары молота и сердца») - это мир, каким видит его революционер, признал за закон своей жизни борьбу и саможертовність (со всем ее аскетизмом и... невниманием к «простых» жизненных реалий тех самых «миллионов», за которые он борется). Мир, что имеет широкие пространственные координаты: от тюремной камеры («К берегам») и киевской улицы до Кремля, Будапешта, Парижа, всей Европы и, наконец, планеты! Мир, в котором «каждый день мобилизации и очереди, с остями хлеба кромки», но в котором даже это притишене признание сопровождается предупреждающим возгласом лирического героя, точнее, его второго, непіддатного шатанием и панике, «я»: «Кто там поет заунывные песни? Кто там поет?» («На отяжелевшие...»). Поэтические представления о действительности концентрируются в этом мире в основном вокруг новейшей социальной символики и близкой к ней системы понятий-образов. Здесь и такие характерные для В. Эллана «зари», разумеется, красные, и «коммуна», и разные «буруны» и «бури», и Кремль, как антитеза «Бастіліям», и опять-таки сугубо елланівські «удары молота» в такт с ударами сердца». Символическая красная краска вообще доминирует в произведениях В. Эллана (хотя в его ранней лирике превалируют романтические голубая и синяя краски, недаром первая из них стала псевдонимом поэта). Широкую известность принесли В. Еллану такие стихи, как «Вперед», «После Крейцерової сонаты», «Красные зори», «Удары молота», «На страже», «В разгуле» и др., полны высокой и вместе с тем искренне-лирической патетики. Но есть у В. Эллана и стихи конкретно-повествовательной тональности, и среди них - «Восстание», один из лучших в его наследии. Только что упомянутую интонационную экспрессию меняют в «Восстании» неквапні оповідні ритмы; почти емблематичну символику - подробные предметные описания с выразительными деталями; «монохромную» бодрость - горьковатая соединение невыразимого сожаления с утверждением, освящением героического подвижничества: ...А к вечеру - все укрыл туман, Снег ложился (так мягко - мягко таял...) На заціплений в руках наган, На красно-черную рану. («Восстание») Все это вновь и вновь преподносит очень важный для всей тогдашней поэзии вопрос о взаимоотношении личного и общего, интимно-человеческого и социального в духовном мире. Наиболее обостренно эта проблема была обозначена в стихотворении «После Крейцерової сонаты» с его знаменитыми первыми строками: «Положить бы голову в колени... Почувствовать бы руку на главе...» Сентиментальность! Да погибнет и память нежных на земле». Но, несмотря на категоричность этого судебного решения, конфликт между сердцем и умом поэта здесь вполне очевиден, так или иначе он присутствует в других стихотворениях В. Эллана - вплоть до конца его жизни. После 1921 - 1922 гг. творческая активность В. Эллана в области лирической поэзии медленно спадает. Кое-кто объясняет это тем, что поэт, разочарованный, по некоторым предположениям, нэпом, «заморозил» (Г. Зеров) или даже «повесил» (Г. Волновой) в себе лирика. Часто цитируемый в этой связи стихотворение «На отяжелевшие, растрепанные нервы...» (1922) действительно свидетельствовал о диссонансе в сознании поэта, вызванные общей ситуацией в стране, на явления которой он теперь реагирует преимущественно сатирической поэзией. Один из немногих исключений является и «Утро» (1923), который можно назвать поэтическим завещанием В. Эллана: Ясным взглядом глаз в глаза прямо И громким, бодрым криком-пением: - Го-го-го... Приходите, Повоюймо! («Утро») Как редактор «Известий» В. Голубой, часто выступал и в «амплуа» Валера Проныры - поэта-сатирика, который по-своему комментировал и разъяснял события внутренней и международной жизни. В течение 1924 - 1925 гг. он издал три книги этой стихотворной газетной сатиры - «Заметки карандашом», «Советская горчица», «Государственный ум». Тесная привязанность к «злобы дня», а порой и торопливая приблизительность литературного исполнения оставляют сегодня за значительной частью этой сатирической поэзии главным образом историко-литературное и, так сказать, историко-социологическое значение. Но было в Валера Проныры и немало талантливого, остроумного («Чванько», «Песенка с прозаическим концом», «Лулу», «Тишина в Гамбурге», «Героическая поэма», «Патриотическая присяга»). Автором «веселых и метких пародий на украинских поэтов» назвал Эллана (здесь - Маркиза Пепельного) М. Зеров. Действительно, он умел иронически «перевоплощаться» в Я. Мамонтова, Я. Савченко, Н. Кибальчича, В. Тарноградського и других авторов, комично акцентируя самое характерное в их стилевых манерах. Творческую многогранность В. Голубого-писателя свидетельствуют и ряд его новелістичних этюдов и набросков («Фабричная», «Письмо без адреса», «Наши дни» и др.), и значительная по объему публицистическая проза политической и общекультурной тематики, а также ряд весомых статей и выступлений по вопросам литературы и искусства. В. Голубой был одним из первых теоретиков и критиков украинской литературы. Определяющей в его эстетико-литературных рассуждениях была идея социальной роли искусства. В то же время он подвергал критике пролеткульт, с окончательной ясностью квалифицировав его 1925г. как «революционную» маниловщину, в основе которой лежит «вера во всемогущую силу кабинетного плана, декрета, тезисов или резолюции». Овладеть «всем ценным из достижений предыдущих поколений, не замыкаясь в рамках какой-то «своей», специфически пролетарской культуры», - так мыслил В. Голубой магистральную линию пожовтневого культурного развития. В. Эллан-Голубой никогда не забывал и о национальной культуре. Призывая сделать украинский язык «языком Октября», он имел в виду широкое ее внедрение во все сферы государственной и общественной жизни: довольно смелое желание для 1922г., когда «Известия» лишь недавно перестали быть «Известиями», а центральный орган КП(б)У - газета «Коммунист» - выходил на русском языке! Л. Новиченко История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.
|
|