Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



  

1956 год. После знаменитого XX съезда КПСС, на котором тогдашний большевистский генсек Никита Хрущев ужаснул мир убийственно-обличительной докладом о неслыханные злодеяния сталинской бандократии, казалось бы, на нашей выстраданной земле никогда не повторится разнузданная вакханалия многомиллионного людомора. И недаром в народе говорят: из крокодильих яиц орлы не вылетают. Как показывает жизнь, никогда тоталитаризма не вступить человеческого лица. Не прошло и десяти лет после последнего цунами сталинских репрессий зимы 1953 года, как над Украиной снова замаячила зловещая призрак политического террора. На то время на историческую арену ступил бунтующее поколение шестидесятников, которое и стало объектом звериной ненависти притихших после критики культа личности сталинистов. Еще одебілений от неограниченной власти Хрущев оставался на всех высших партийных и государственных ступенях, а вчерашние сталинские вороны стаями тайком слетались под черное крыло Леонида Брежнева и упорно точили топоры для реваншистского террора. Первыми должны были взлететь головы умников с «гнилой» интеллигенции, которая по природе своей была непримиримым врагом любой тирании. А первыми среди первых должны были розкришитися под обухом нового людомора черепа свободомыслящих писателей. И когда началась ползучая реставрация сталинизма, именно народные представители открыли своими лбами ворота концлагерей и тайных кагэбистских психушки. В Украине скорбный мартиролог брежневского террора суждено начать не кому другому, как двадцятивосьмилітньому талантливому поэту, сурмачеві обездоленного поколения детей войны Василию Симоненко. Родился Василий Андреевич на второй день Рождественских праздников (8 января 1935 года в глухом поселении Биивцы Лубенского района на Полтавщине в семье колхозников. Детство его, по словам Олеся Гончара, слышал рыдания матерей, что сходили с ума от горя над фронтовыми похоронками, оно брело за ними скородити послевоенные поля, тяжело добывать хлеб насущный. Скупое на ласку было, минами и снарядами забавлялся его детство, когда от запоздалых взрывов где-то у степного костра становились инвалидами дети - эти найбезвинніші жертвы войны. После окончания в 1952 году средней школы Василий поступил на факультет журналистики Киевского университета. Получив через пять лет диплом «летописца современности», работал в редакциях газет «Молодежь Черкащины», «Черкасская правда», «Рабочая газета». Однако содержанием и смыслом его жизни была поэзия и только поэзия. О становлении поэтов, как правило, пишут: стихи сочинял еще на школьной скамье, печататься начал в студенческие годы. Этот стереотип совершенно не подходит для Василия Симоненко. По-юначому искренне поверив после XX съезда КПСС в торжество правды, свободы и демократии, он полной грудью вдохнул озон хрущевской «оттепели» и не вошел, а ветром-вітровінням ворвался в затхлую область тогдашнего изящной словесности. Уже первые его поэзии, что бурхонули на страницы периодики, показали: в украинской литературе появился самобытный и зрелый Мастер. Как справедливо отмечала рожденная хрущевской «оттепелью» критика, Симоненко поразил читателя не головокружительными формалістичними новациями, не изысканным кружевом слов, а озарением красоты собственной души, подлинностью чувств, интеллектуальной высочеством и молодецким задором. Уже первый его сборник стихов «Тишина и гром» (1962) стала ярким явлением не только в тогдашней зпекотілій литературе, но и в общественной жизни Украины. Такой творческий старт легко мог вскружить молодого поэта, сбить его на соцреалістичні окольные пути. Как это, кстати, произошло со многими его ровесниками-віршописцями. Малоодаренные от природы, но жадные до денег и славы, они наперегонки пробивались в «верные подручные партии», чтобы прицмулитися к номенклатурного корыта, нахапать литературных премий, получить депутатские мандаты, усесться в редакторские кресла, стать хотя бы временными владельцами государственных автомашин и дач, бесплатных заграничных вояжей. Симоненко ничуть не манила вся эта мишура. Не по служебной обязанности, а по велению сердца Василию болели раны родного народа, его нищета, бесправие, угроза национального вырождения. Именно обнародованию этих жгучих проблем он и посвятил свое талантливое перо, что, конечно же, не могло нравиться партноменклатуре. А еще больше не нравилась ей поэта неподкупность, его обостренная социальная чувствительность, причастность к общественно-политического движения, порожденного развенчанием преступлений сталинизма неконформістським племенем шестидесятников. Как известно, весной 1960 года в Киеве по воле пробужденного хрущевской «оттепелью» юношества был основан Клуб творческой молодежи. На общественно-политической арене на горе партократам появилась инициативная и динамичная общественная организация, которая ставила своей целью объединить духовные и физические усилия молодого поколения для развития обновленной Украины. Хотя на то время Симоненко жил и работал в Черкассах, однако вместе с Аллой Горской и Иваном Драчом, Линой Костенко и Иваном Светличным, Евгением Сверстюком и Василием Стусом, Николаем Винграновским и Михаилом Брайчевським он стал душой и украшением этого Клуба. Охотно разъезжал по Украине, как общепризнанный поэт принимал участие в литературных вечерах и творческих дискуссиях, выступал перед рабочей и сельской молодежью, стремясь пробудить в душах сверстников национальное самосознание и стремление к национальному возрождению. Однако просветительская деятельность не удовлетворяла Василия. От природы человек дела, он стремился работы с конкретными, зримыми результатами. Такими результатами, которые сделали бы невозможным в будущем реставрации сталинщины на родной земле. Скоро в Клубе творческой молодежи для Василия нашлась работа по душе. Тогда, когда он примкнул к комиссии, которая должна проверить слухи о массовых расстрелах в энкавэдистских застенках и отыскать место тайных захоронений жертв сталинского террора. Вместе с Аллой Горской они обходили десятки прикиївських деревень, опросили сотни и сотни местных жителей, обнаружили урочища, где, по свидетельству крестьян, большевистские палачи прятали следы своих гнусных преступлений, Именно с участием Симоненко на основе неопровержимых вещественных доказательств для человечества были открыты тайные братские могилы жертв сталинизма на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в зарослях Быковнянского леса. С его участием тогда же был написан и отправлен в Киевской горсовета Меморандум с требованием обнародовать эти места печали и превратить их в национальные Мемориалы. Конечно, управляемая «верными ленинцами» Киевский горсовет грубо проигнорировала призыв поэта к моральному очищению нагло перед убиенными. Однако этот поступок Василия Симоненко следует считать высоким гражданским подвигом и одновременно собственноручной смертным приговором. Ибо с тех пор талантливый мастер слова оказался, по компартийной терминологией, «в сфере особого интереса соответствующих государственных органов». Правда, еще задолго до политического краха великого «кукурузника» Хрущева Симоненко четко и недвусмысленно осознал, что за обнадеживающими «оттепелями» не всегда наступают вожделенные весны. Более того, ему все отчетливее виделось зловещее потрескивание грядущих общественных морозов. Разве не о ползучую реанимацию сталинизма свидетельствовал бандитский разгон с применением пожарных машин и водометов мирной сходки киевской молодежи возле памятника Тарасу Шевченко в сотую годовщину прибытия из Петербурга гробы с прахом для перезахоронения Кобзаря в украинской земле? А что означало спешное добыча сусловцями из идеологических прискринків пронафталіненого жупел украинского буржуазного национализма? Или как можно было расценить произвола цензуры, которая в каждом правдивом слове поэта или газетчика видела «клевету на прекрасную советскую действительность» или «осквернение социалистических идеалов»?.. Скорбной эпитафией звучат слова, записанные Симоненко до своего дневника 3 сентября 1963 года: «Друзья мои притихли, о них не слышно и слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и беспардоннее. «Литературная Украина» кастрирует мою статью, «Украина» издевается над стихами. Каждый лакей делает, что ему заблагорассудится... К этому еще можно добавить, что в апреле были сняты мои стихи в «Смене», зарезанные в «Октябре», потом поступили тыквы из «Днепра» и «Отечества»... Сколько в этих строках горечи и доконечного грусти! Правда, на то время Василий уже точно знал, что ему осталось три чисниці к смерти. Знал давно, но, будучи человеком мужественным и немного фаталистической, не жаловался на судьбу. Единственное, что жгло ему душу, отравляло последние дни жизни, то это - осознание того, что примасковані убийцы, которые обрекли его в могилу, останутся верховодить на белом свете и будут безнаказанно творить свои черные дела. Смерть двадцативосьмилетнего рыцаря украинской поэзии уже три десятилетия окутана едким туманом загадок, легенд, мещанских сплетен. Нет, в правильности выводов патологоанатомов никто не сомневается, а вот что предшествовало тем выводам... Не только в пору княжения «товарища» Щербицкого в Украине, а даже в годы горбачевской «перестройки» на эту тему было наложено жесточайшего табу. А суть тщательно охраняемого секрета заключается в том, что Василия Симоненко по-зверски «обработали», а точнее - прибили охранники общественного порядка в милицейских мундирах. Произошло это летом 1962 года. На железнодорожном вокзале в Черкассах между буфетчицей тамошнего ресторана и Симоненко случайно вспыхнула щонайбанальніша спор: за несколько минут до обеденного перерыва самоуправная хозяйка прилавка отказалась продать Василию коробку папирос. Тот, конечно, возмутился. На шум-гам попалось двое дежурных милиционеров и, понятное дело, потребовали у Симоненко документы. Не предвидя ничего дурного, Василий предъявил редакционное удостоверение. Если бы на месте Симоненко оказался кто-либо из черкащан, конфликт на этом, наверное бы, и иссяк. Но блюстители порядка, увидев перед собой известного поэта, вдруг будто показилися. Вместо того чтобы помочь ему уладить перепалку с буфетчицей и пожелать счастливого пути-дороги, как это полагалось бы нормальным людям, они бесцеремонное скрутили Василию руки и на глазах удивленной толпы потащили силой до вокзальной комнаты милиции. И была эта совершено надругательство над автором популярной в Украине книги «Тишина и гром» совсем не случайно. В цивилизованных обществах всегда считалось неписаным законом: только поэтам Бог даровал право быть представителями родного народа. В протруєній классовой ненавистью большевистской империи, где все общечеловеческие понятия поставлены с ног на голову, право говорить от имени трудящихся нагло узурпировали партийные вожди. Чтобы избавиться от любой конкуренции в борьбе за влияние на массы, они мобилизовали все ресурсы пропагандистского, административного и карательного аппаратов для дискредитации, обплевывания, а то и физического истребления настоящих народных представителей. Недаром же в устах сталинистов слово «поэт» было символом не просто «гнилого интеллигента», а политического отступника, примаскованого контрика, потенциального врага народа. В последней фазе правления Хрущева перелицованные сталинисты, пользуясь опытом политических судебных процессов 30-х годов, виновником всех бед в стране выставили творческую интеллигенцию. И первое место среди выдуманных ведьм по большевистской традиции было зарезервировано писателям. Поэтому воспитанные на постулатах неосталіністської політграмоти черкасские стражи порядка, встретившись с известным украинским поэтом, идейно и морально были подготовлены к тому, как с ним поступить. Уже никогда и никому точно не установить, какая «душевная» беседа состоялась у них с Симоненко, но факт остается фактом: той зловещей ночи Василий неизвестно почему оказался в камере задержанных линейного отделения милиции в городке Смела, что за 30 километров от областного центра. Когда на следующее утро в редакции газеты, где работал Симоненко, стало известно о печальной приключение Василия, в Смелу немедленно выехали его коллеги-журналисты Петр Жук, Виктор Онойко и поэт Николай Негода. Скорбный репортаж о той поездке опубликовала 27 февраля 1992 года «Литературная Украина». Вот отрывок из него: «Когда Василий (освобожден из заключения друзьями. - О. Г.) сел на переднее сиденье рядом с шофером, повернулся к нам и закатил рукава рубашки: - Вот посмотрите... Мы ужаснулись: все руки были в синяках. - А на теле, кажется, никаких следов. Хоть били. Чем били, не знаю. Какие-то толстые палки, кожаные и с песком, что ли. Обработали профессионально. И целились не по мягкому месту, а по спине, пояснице. - За что? - вырвалось у нас. - Я, видите ли, им не понравился. Когда везли туда, угрожали: ну, подожди, ты еще будешь проситься на коленях повзатимеш. Я же их полицаями обозвал и еще... Они оказались ярыми. Как же: попала в руки такая птица. И, видимо, и привыкли относиться к людям, как к быдлу... - Василий выругался и затем добавил: - В том каземате меня закрыли. Я начал стучать в дверь. Долго не открывали. Я еще сильнее. Появился один здоровяк, как тисками, скрутил за спину руки, на запястья словно удавку накинул, толкнул вниз на деревянный лежак и привязал к нему поясами, которые там были. Теперь я уже не мог и шевельнуться. Руки жгло, как в огне. Говорю: что же ты делаешь, гад? Вот тогда он и начал меня избивать. И сейчас чувствую, будто что-то оборвалось внутри...» что-То оборвалось внутри... То Василеве признание друзьям «по горячим следам» и является ключом к пониманию его преждевременной смерти. Именно в задрипанном линейном отделении милиции города Смелы следует искать истоки Симоненкової трагедии. Да, его не убили в каталажці мордовороты в синих мундирах, зато садистскими побоями обрекли на медленное и мученическую смерть. С тех пор Василий уже не жил нормальной жизнью, а нудив миром. Ибо ни на минуту его не оставляли невыносимые боли в пояснице, притамувати которые медицина оказалась бессильной. И что бы там ни болтали компартийные адвокаты брежневщины, смерть поэта Симоненко отнюдь не была случайной. Как показали дальнейшие общественные события, подобным способом, заимствованным у гестапо, были «обезврежены» журналист Евгений Шинкарук, художница Алла Горская, композитор Владимир Ивасюк... Преждевременная смерть лишила Василия неотвратимой неизбежности пройти через голгофу мордовских тюрем и потайных психушки, как это выпало многим его ровесникам-шістдесятникам. А в том, что репрессии караулили на Василия, нет ни малейшего сомнения. Ибо еще при жизни поэта сусловская цензура поставила непреодолимые рогатки каждому его произведению на пути к читателю. А после панихиды, когда еще земля не запала на Василевій могиле, с чьего сатанинского благословения имя Симоненко стало быстро обрастать струповинням сомнительных выдумок, подлых инсинуаций, злобных наветов. Слепому было видно: поэт Симоненко даже мертвый был страшен и ненавистен денаціоналізованій брежневской партократии. С невероятными трудностями Василевим друзьям приходилось «пробивать» в мир каждую его книгу. И все же благодаря коллективным усилиям читатель получил возможность получить Симоненко «Земное притяжение» (1964), сборник новелл «Вино из роз» (1965), «Стихи» (1966), «Избранная лирика» (1968), «Лебеди материнства» (1981), том избранных стихотворений (1985) и две книжечки для детей. Отошел Василий Симоненко за грань жизни 14 декабря 1963 года. Олекса МУСИЕНКО Украинское слово. - Т. 3. - К., 1994. ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО (1935 - 1963) Честный и чистый, он напоминает большую рыбу, которая радостно выскочила из воды, схватила свежего воздуха, опьянела от кислорода свободы, затрепетала на берегу доверия и затихла... «Кажется, я стал писать хуже, чем год назад. Разленились мозг и сердце», - это его последние строки в дневнике, записанные 20 сентября 1963 года. А 14 декабря 1963 года Василия Симоненко не стало. Тяжелая неизлечимая болезнь упорно и последовательно вимучувала его тело. А что же обессиливало его дух, его непокорную голову, которая с такой надеждой «ухватилась» за провозглашенные на XXII съезде партии принципы демократизации общества? Василий Симоненко поверил в торжество правды, свободы и демократии, свободно вдохнул так необходимого художнику озона, и судьба была немилосердной... Хотел и дальше, как его прохожий, «вдохновенно и мудро творит ходу», не боялся споткнуться и услышать упреки: «Надо смотреть вот под ноги, Так можно голову потерять...», предпочел смотреть прямо, но уже дышала смертельным холодом недуг, вокруг сжималось черное кольцо недоверия и идеологических обвинений. «В прошлое воскресенье мы были в Одессе, где местные твердолобые натішили нас своим идиотским ужасом: чтобы чего не случилось. Фактически нам запретили выступить на Шевченковском вечере. Получается, Тараса некоторые боятся до сих пор. Обыватели от революции», - писал он 6 июля 1963 года. На Украине начинался печально известный период «завинчивания гаек» в литературе, в культуре с помощью безотказного инструмента под названием «национализм». Как было защитить слово правды, боли, страдания и надежды на свой народ от этого безжалостного приговора? Не было и нет до сих законодательства, которое бы гарантировало юридически реальные права свободы творчества, свободы мысли. Иначе бы слово правды не истолковывалось бы как клевета, то как злостная выдумка, то как очернение социалистической системы, наших идеалов. К сожалению, Василий Симоненко болезненно ощутил и быстро осознал, что за оттепелью не всегда приходит весна обновления общественной жизни и творчества. В общественной атмосфере уже слышались сухие потрескивания новых морозов. И это в то время, когда многих заполонила дерзновенна эйфория революционной перестройки общественного и духовного бытия. Это же те благословенные времена, когда состоится XXII съезд партии, легендарно взлетит в космос Юрий Гагарин, когда появятся в свет романы «Человек и оружие» О. Гончара, «Правда и кривда» М. Стельмаха, когда «Литературная Украина» печатать на целые страницы необычные поэзии «шестидесятников», когда с первыми сборками придут к читателю Василий Симоненко («Тишина и гром»), Николай Винграновский («Атомные прелюды»), Иван Драч («Подсолнечник»), когда С. Параджанов и Ю. Ильенко начнут снимать фильм «Тени забытых предков», когда М. Лукаш и Г. Кочур жадно и поспешно, иногда с авантюрной безоглядностью, открывать для украинского читателя страницы мировой поэзии, а Иван Дзюба своей экспрессивной печатной и устной критикой собирать вокруг себя окрыленных неофитов. И уже 3 сентября 1963 года печально, с горькой иронией В. Симоненко занотує: «Друзья мои притихли, о них не слышно и слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и дерзкими. «Литературная Украина» кастрирует мою статью, «Украина» издевается над стихами. Каждый лакей делает, что ему заблагорассудится. Как тут не светиться благодарностью, как не молиться каждый вечер и каждое утро за тех, что подарили нам такую вольготність. К этому можно еще добавить, что в апреле были сняты мои стихи в «Смене», зарезанные в «Октябре», потом поступили тыквы из «Днепра» и «Отечества». Ай, ай, ай весело! Все мы под прессом. Так оно надо ради прогресса. Эта осада политической недоверием и идеологической предостережением особенно окрепла за несколько месяцев до смерти Василия Симоненко. И он творит - появляется «Сказка о Обманывала», написанная, как он сам признает в дневнике, «одним дыханием, хотя кое-что было заготовлено ранее. Сегодня сказка еще мне нравится, жаль, что никому ее почитать». «Никому почитать». Горько, больно за поэта. Было кому почитать - народ знал и любил честного поэта, и некому было ее опубликовать. Лишь через 24 года, 12 декабря 1987-го, газета «Молодая гвардия» осуществит публикацию «Сказки о Обманывала». Или не в тех сирот - беспечных, циничных и наивных, искренних в своей слепоте и гнучкошиїх в приспособленчестве некоторых своих земляков - обращался поэт с предостережением: легко потерять дорогу к родному краю, но как тяжело будет впоследствии отыскать свою отчизну, утвердиться в своей правоте, в свободе выражения - мыслей, надежд, переживаний. Заслушался Дуралей речитативом старшин Рая, развесил уши, разинул рот - и поверил в их мудрость, всемогущество, абсолютную правоту: Мы пронесем, мы подведем и пойдем, мы дойдем, мы будем тянуться высот! И не давала покоя наивном Дурилі мнение, почему у них ноги в крови, почему и река, через которую пролегла дорога к счастью, из крови и человеческих слез, и чья же кровь в той неглубокой реке? - Чья? А известно чья - тех людей, Что подло не признали наших идей... Мы их, значит, немножечко, совсем понемногу Кого задавили, кого зарубили. Старшины Рая в «Сказке о Обманывала» вдохновенно поют о мудрость созданного ими Рая с подачи идола - основателя Рая. «А это что за идол?» - спрашивается в старшин любознательный и наблюдательный Дуралей. - Это тот, кто закон мудрейший нашел: научил нас хватать, научил убивать, научил людям в глаза заблуждение пускать, научил нас, как жить положено на свете, - читай завет его на граните. Не надо прилагать особых усилий для расшифровки образа идола - этого зловещего символа, почти архетипа. 19 сентября 1962 года Василий Симоненко записывает: «Дети порой неосознанно говорят выдающиеся вещи. Вспоминаю: год назад мы с Олесем гуляли возле Казбетського рынке. Увидев памятник деспота, он спросил меня: - Папа, кто это? - Сталин. Одно мгновение он смотрел на него и как бы между прочим спрашивает: - А чего он туда вылез? Действительно, Сталин не взошел на пьедестал, не люди поставили его, а он сам вылез - через вероломство, подлость, вылез кроваво и вызывающе... Теперь, - читаем далее, - он погиб бы от ярости, если бы узнал, какой находкой для сборщиков металлолома стали неспособные, лубкові памятники ему». «Это страшно, когда прижизненная слава и обожествляння становятся посмертной позором. Это вообще не слава, а только игрушка, которой радуются взрослые дети. Не понимают этого только убогие душой и мозгом». Прошло четверть века - и мы возвращаем себе, обществу эти честные суждения о государственной преступность Сталина. Но тогда, сразу же по смерти Василия Симоненко, эти и другие откровенные мысли поэта расценивались как политическая крамола. Конечно, его «Горбушки мыслей» не опубликовали, зато идеологические противники этим воспользовались и начали трубить на весь мир о том, что Василий Симоненко был чуть ли не врагом Советской власти и ленинских идей. Да и сейчас мы подумаем, имеем ли моральное право печатать дневниковые записи поэта, эпиграфом к которым он поставил неизвестный афоризм простофили Вильсона: «Читать без разрешения чужие дневники - Эверест подлости». Там, за границей, не спрашивали разрешения, морально-этические «границы» легко преодолевались ради накопления идеологического «капитала». Поэтому я уверен, с нашей стороны будет вполне моральным поступком собрать и опубликовать отдельным изданием всю известную на сегодня, не печатную пор литературное наследие выдающегося украинского советского поэта Василия Симоненко, часть которой мы сейчас предлагаем читателю. Кроме «Окрайців мыслей», записанных В. Симоненко с сентября 1962 года по сентябрь 1963 года, следует опубликовать его письма, которые хранятся не только в архивах, но и у частных лиц, различные редакции его известных стихотворений. Да и теми стихами, которые подаем сегодня, не исчерпывается, пожалуй, его поэтическое наследие. Василий Симоненко был скромным человеком, честным тружеником литературы, оценивал свой талант невысоко, осознавая, что время наложило и на его мысли, на его характер образного самовыражения печать перестрахования. Это недоверие к слову, которое готово было разразиться гневом, отчаянием, мучительной правдой, саркастической інвективою, въедливой иронией, невольно всотувалася в мысли и настроения художников, создавая и в них самих «домашних», внутренних цензоров, которые иногда так пристально стерегли собственное слово, что оно не решалось переступить порог редакций и издательств. А люди того честного слова ждали. Потому что знали, что от Василия Симоненко и его можно и нужно ждать. Я помню, после выхода второй, уже посмертной, сборники поэта - «Земное притяжение» (1964‑м), которую передавали, словно угольки в послевоенные безсірникові года, из искренних рук в доверчивые руки, по ночам студентки переписывали его стихи, заучивали наизусть и декламировали в тесном кругу. Вспомним его до слез впечатляющую «Думу о счастье», в которой поэт повествует о тяжелой судьбе колхозной доярки и обращается к своим коллегам-литераторам: Где фотографы? Где поэты? Нуте, хлопцы, сюда скорее! Можно снимок выкинут И в газеты - ужасно веселый стих. Застрибають веселые цифры В основательно тяжелых статьях, И не встанет Из словесных вихрей Многотрудне ее жизни. А судьба его стихотворения «Вор»? Земляк Василия Симоненко киевский инженер Григорий Миняйло обратился в редакцию «Литературной Украины» с просьбой опубликовать этот крик боли поэта за упосліджену судьбу и обворованы надежды человека на земле, создателя хлеба. «...После публикации поэмы А. Твардовского в журнале «Новый мир», Есть. Евтушенко в журнале «Знамя» и других, не напечатанных в период застоя произведений известных поэтов, было бы несправедливо не напечатать стихотворение В. Симоненко «Вор». Несправедливо замалчивать не только творчество этого поэта, который был и является народной совестью в украинской литературе, но также и его трагическую судьбу. Не суждено. Симоненко раскрыться полностью, да и литературное окружение в Черкассах не способствовало творческому окриленню, наоборот, чаще угнетало поэта недоверием, скепсисом, изматывало мелочными дрязгами, тяжелой журналистским «поденщиною». «Будьте прокляты вы, ничтожные деньги! Вы сделали меня рабом газеты...» - писал он в дневнике. «Я понимаю, что поэт из меня так себе. Но бывают и хуже. Такие, как я, тоже необходимые для литературы. Мы своими хилыми мыслями угноюємо почву, на которой вырастет гигант. Грядущий Тарас или Франко. Жду его, как верующий пришествия Христова. Верю, что мне повезет услышать радостную осанну в честь его прихода. Пусть только не презирает он нас, маленьких чернорабочих поэзии. Он вырастет из нас». В том же сентябре 1962 года Василий Симоненко пожалеет, что не может услужить литературе больше и потому, что не видит всех оттенков, не слышит всех звуков. Его чувства обостряются, слух становится еще более чувствительным к звукам жизни, не хватает образов, чтобы воссоздать и передать драматическую гамму многоцветного мира. Чувствуется, что поэт зреет и готовится выходить на новую - более высокую орбиту образного постижения человека и действительности. Ему уже тесно в скованных формах традиционной поэтики, он разрывает классический размер и иногда уже вырывается на простор парадоксального смещения стилей, мифологических образов и современных реалий («Хулиганская Илиада, или Посрамление Гомера»), Василий Симоненко много размышляет над безоговорочными до недавнего времени истинами - постулатами, осознает, что догматична закутість в латы идейной непогрешимости к добру не приведет. В 1962 году он записывает: «Никакое учение не смеет монополизировать духовную жизнь человечества. Безумно ненавижу казенную, патентованную, откормленную мудрость. Какими бы цитатами человек чувствует свою умственную потолок, однако она низковата для нормального человека. Как пространство немыслим без движения, так поэзия немыслима без мысли. Что это за пространство, когда в нем нельзя двигаться? Какая поэзия, когда она не мыслит? Поэзия - это прекрасная мудрость». Василий Симоненко с большой, достойной народного поэта надеждой и доверием, реально и осознанно воспринимал неизбежную и так необходимую перестройку общественного мышления и бытия. И эта перестройка погрязла в болоте парадного застоя. Он был образом своего времени. А время не нуждался воспитательной, дидактической литературы, а преобразующей, деятельной, такой, которая бы перерабатывала сознание, создавала новые, ценностные ориентации. Поэтому он с таким гневом и сарказмом обращается к тем своим землякам, которые любят свой народ тогда без меры, «когда в меру выгодно любит», которые влюблены в идею за хорошую плату. Надо было превращать человека - она не могла дальше оставаться безмолвным, подавленной, бесправною - такой, которую обезличивала страхом репрессий сталинская эпоха. Именно на взлете осознание новой исторически важной гражданской миссии поэзии и оборвалась жизнь Василия Симоненко. Нет, Василий Симоненко не из когорты забытых. Он из тех, кто оценен и известный нами во всей полноте драматического осознания своей сложной эпохи и своей трагической судьбы. Поэтому свет его жизнь честного и правдивого поэтического слова должно увиразнювати современные исторические изломы, конфликтные ситуации и ускорять своей эмоциональной энергией времени перестроечный шаг. Жулинский М. Г. Из книги «Из забвения - в бессмертие (Страницы подзабытой наследия)». (Киев: Днипро, 1990. - С. 397-401).