III. Литература конца XVIII - начала XX вв.
Тема 14. И. Карпенко-Карый
(1845-1907)
«Сцена - мой кумир, театр - священный храм
для меня!» (Иван Карпенко-Карый)
Настоящая фамилия - Иван Карпович
Тобилевич. Один из основателей театра корифеев (1882 год). Родился 29 сентября
1845 года в селе Арсенивци на Кировоградщине, Умер 15 сентября 1907 года в
Берлине. Похоронен в поселке Карлюжине, неподалеку от хутора Надежда. Иван Франко
писал: « ...Он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся
артистом и при том большим драматургом, которому равного не имеет наша литература».
Основные произведения: «Бродяга»,
«Наймичка», «Мартын Боруля», «Умный и дурак», «Сто тысяч», «Хозяин»,
«Житейское море», «Савва Чалый», «Чумаки», «Бесталанная»
«Мартын Боруля» (1886)
Литературный род: драма.
Жанр: трагикомедия.
Тема: дворянство как самая сокровенная
мечта.
Основные идеи: разоблачение взяточничества в
судопроизводстве, осуждение отказа от личностных ценностей ради становой
принадлежности.
Сюжет. В основу сюжета произведения
положено невыдуманной анекдотическую историю погони крестьянина за дворянством и
потери надежды на него через досадный недосмотр, допущенный писарем в былые времена -
расхождение в одной-единственной букве фамилии. Драматург взял семейное событие, когда
отец Карп Адамович пытался доказать свое дворянство, чтобы вывести по крайней мере
детей из крестьянского состояния по происхождению в состояние барский. И все старания
пропали напрасно. В документах его фамилия фигурировала в двух разновидностях: Тебілевич
и Тобилевич. Иван Карпенко-Карый хорошо помнил, что пришлось пережить отцу
после официального отказа ему в дворянском звании. Старый, как и главный герой
драмы «Мартын Боруля», чуть не умер от обиды.
Композиция: комедия в 5-ти действиях -
так определил жанр произведения автор. События происходят в течение нескольких недель.
Драму было напечатано в львовском
журнале «Заря» в 1891 году. Роль Мартына Борули блестяще играл Марко
Кропивницкий.
События в драме происходят в
середине XIX века в семье богатого арендатора земли.
Действующие лица: богатый крестьянин Мартын
Боруля, его жена Пелагея, дети: Марыся и Степан; богатый шляхтич Гервасий
Гуляницкий и его сын Николай; регистратор с ратуши Націєвський; поверенный
Трандалєв; батраки Емеля и Трофим.
Действие И.
Мартын Боруля собирается подать
иск на шляхтича Красовского, который назвал его «быдлом». Уверенности в
выигрыше дела ему добавляет документ Дворянского собрания о принадлежности к
дворянского рода. За дело берется поверенный Трандалєв, из монолога которого узнаем
о том, что он ведет «дело Борули против Красовского, а дело Красовского -
против Борули». Мартин хочет выдать замуж дочь за чиновника Націєвського и
просит сына привезти губернского секретаря в гости. Отец упрекает Марыси за
«мужичу произношение», заставляет говорить «папінька, мамінька». Марыся любит Николая,
они хотят сообщить родителям о свадьбе. В комическом плане передается
подготовка Емелю до поездки в город со Степаном, которого следует называть панычом.
Действие II.
Гервасий Гуляницкий помешает разговор
о свадьбе своего сына Николая с дочерью Борули Марысей. Боруля отказывает,
ссылаясь на то, что дочь его дворянка. Палаяска радуется, что будет такого
хорошего зятя, но Мартин убеждает жену, что не сегодня-завтра их утвердят
в дворянстве, поэтому Марыся выйдет замуж за секретаряреєстратора. Пелагея
соглашается с ним и собирается расспросить про все обычаи и порядки дворянские.
Из города возвращается Емеля, у которого украли кафтан, сапоги и прекрасных
хозяйских лошадей. Мартин с горечью говорит: «сынок...сынок!.. Я здесь с
шкуры вылезаю, чтобы его в люди вывести, а он там п'янствує...»
Действие III.
Мартин возмущен документом о том,
чтобы его вывезти из имения Красовского. Мечтает о том времени, когда дочь
«пристроит» и заживет по-дворянськи: собак разведет, будет ездить на охоту, в
карты играть. Посылает Емелю на дорогу, чтобы тот заранее предупредил о приезде
жениха. Николай рассказывает Марыси о ссоре родителей, о том, что Гуляницкий
приказывает сватать дочь Котовича. Марыся в отчаянии, она советует покориться отцу,
но не спешить с сватовством. Мать не поддерживает дочь, потому что не хочет ссориться с
мужем. В это время приезжает Націєвський - с гитарой в руках, в шерстяном
накидке.
Действие IV.
Из разговора Борулиних батраков
узнаем, что Мартин купил «какие-то бумаги на Красовского, а Красовский
заплатил дороже, и он (поверенный) продал ему бумаги уже на нашего господина».
Націєвський не скрывает, что приехал жениться по расчету, и заранее
выторговал у будущего тестя немалое приданое, о чем Мартын Боруля извещает
Палажці с простодушной наивностью: «500 рублей приданого, свадьба на наш счет, 2
веки доставят в город топливо и некоторые предметы на продовольствіє и дом
поставит в огороде». Марыся говорит Націєвському, что любит другого. Это не
останавливает жениха, который считает, что женщины от него тают. Подслушав разговор
Мартина с Палажкой о выборе будущих кумовьев, секретарь окончательно решает бежать
с помолвки, сомневаясь, не подсунут ему невесту, которая ждет ребенка.
Действие V.
Боруля, догнав Націєвського,
лупит его. Домой возвращается Степан, потому что после отмены земского
суда остается безработным. Марыся рассказывает, что Мартин заболел после
известия о том, что нужно выселиться из арендованной земли. Кроме того, с
Сената пришел отказ, потому что в одном документе написано не «Боруля», а
«Берулля». На помощь приходит Гуляницкий, который уговаривает отказаться Борулю
от дворянства. Мартин сжигает злосчастные документы, которые гарантировали ему
дворянство, и решает женить Марысю с Николаем. Мысль о дворянстве потомков
остается его самой сокровенной мечтой, поэтому Боруля обращается к Николаю и
Марыси со словами: «Учите детей своих, чтобы мои внуки были дворянами».