ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Украинская литература Ренессанса и
барокко
ИВАН ВЫШЕНСКИЙ
ПОСЛАНИЕ К ЕПИСКОПАМ
(Фрагмент)
(...)
Покажите же мне, о вы, которые согласие вяжете, или кто-то из вас, будучи в
мирской жизни, выполнил те шесть заповедей, узаконенных Христом: т.е.
голодных накормил, жаждущих напитков, странствующих людей приютил, голых
одел, или больным послужил, темничників навещал? Не ваши милости те
шесть заповедей не только попрали в мирском чине, но и сейчас, вроде бы в
духовном находясь, постоянно попираете!
Или
не ваши милости голодных оголоднюєте и делаете жаждущими бедных подданных, которые
носят тот самый образ Божий, что и вы; на сирот церковных и их прокормления
поданное от благочестивых христиан грабите и с гумна стога и обороги тянете,
сами с со своими слугами годуєтеся, их труд и пот кровавый, лежа и
сидя, смеясь и играя, пожираєте, водки очищенные курите, пиво
трояковиборне варите и вливаете в бездну ненасытного брюха, сами и с гостями
своими пересичуєтеся, а сироты церковные голодные и жаждущие, а бедные подданные в
своей неволе годовой потребности не могут удовлетворить, с детьми в затруднении: еду себе
уймають, боясь, что им хлеба до следующего урожая не хватит.
Или
кто-нибудь из вас завел в дом страннього, приютил, удовлетворил, ноги
по-авраамському путешествующему человеку помыл? Не ваши милости, которые сами якобы
в духовном чине, странніх огуджуєте, позорите, клевещете, ненавидите,
лихословите, оббріхуєте? А что появилось с тех уст, которые вяжут сморідну
согласие - они таким духом огуджували, говоря: "А что они, эти патриархи или
греческие владыки? Нищие, бродяги, притворщики!" Вот видите, как вы
понимаете гостеприимство для странніх.
Или
было, что вы одевали нагих? Не ваши милости сами оголюєте: из загона лошади,
волы, овцы в бедных подданных забираете; денежные налоги, налоги поту и труду
от них вытаскиваете; из них с живого лупите, оголюєте, мучаете, морите, гоните к
ком'яг на шкут, не смотря на время: зимой и летом, в непогоду, а сами, как
идолы, на одном месте сидите или, если и случится перенести на другое место
того ідолотворного труда, безскорбно переносите его на люльках, так как вы
дома сидите. А бедные подданные и день и ночь на вас трудятся и мучаются, вы же
потому, их кровь, силу, труд и старания высосав и починивши голыми в хлеву и
кладовой, ваших вирванців, что ступают перед вами, фалюндишами, утрфинами и
каразіями одеваете, чтобы красным видом тех слуг глаз насытить, а те бедные
подданные простой доброй серм'яжки не имеют, чтобы покрыть наготу. Вы из их
пота мешки полно напихаєте золотыми деньгами, талеров, півталярами, ортами,
четвертаками, тройными суммы прилагаете, ищете в шкатулах места, где бы сколько
лице из тех упомянутых денег достойно было бы почивать, а те бедняги гроша, за
что соли купить, не имеют.
Или
было, что вы больным послужили? Не ваши милости сами поступаете больных с
здоровых: бьете, мучаете и забиваете? Поскреби только свою лысую головку,
ксьондзе біскупе луцкий, сколько ты за своего священства живых мертвыми к Богу
послал, одних рубленной, вторых водотопною, третьих огнестрельным смертью выгнал из
этого жизнь? Я думаю, что помнишь, ваша милость, всех тех, если захочешь
покаянную правду на исповеди виригнути? Вспомни-ка Филиппа, маляра багатогрошового!
Куда те румяные золотые после его невольного смерти подевались, в чьем сейчас
сидят заключении?
Или
же было, что вы узников в темницах посещали? Не ваши милости в темнице за
правду зачиняєте и даете терпеть беды христианским людям? Не ваши милости и
Никифора хорошо посетили и в темницу закрыть
его позаботились, чтобы безопасно при лжи властвовать и не иметь с его уст разоблачения
за свое отступничество со своим папой? Но вот и такое: когда даже человеческий
язык замолчит, и зритель сверху видит тех, что внизу,- уздрите вы все свое теперешнее
тогда, когда, исполнив таинство этой жизни, отойдете в страну будущего
возраста. Тогда все то вам откроется, чего сейчас не можете ощупать и увидеть
через окрадення слепоте мира сего и его славы.
Но
теперь не имею места, чтобы этим забавлять время, хочу только, идя путем повести,
вивершити и наглядно показать вещь относительно степеней евангельских, как вы сами от
себя отвергли их и потоптали.
Покажите
мне вы, которые согласие вяжете, или кто-то из вас мира отрекся, крест Христов
взял на плечо и свою душу в этой жизни возненавидел? Не ваши милости в себе
сейчас проявляете большую помпу и таинство своевольного жизни века сего, большие
достатки в так называемом духовном, чем в мирском чине, схватили, к славе и
богатства дорвались, чего в мирском чине не имели - товщаєте, кормите,
харчуєте, насыщаете брюхо роскошными яствами, улещуєте горло вкуснее
кусками, усолоджуєте, смакуете, мажете, себе пригоджаєте и во всем выполняете
похітливу волю?
Покажите
мне вы, которые согласие вяжете, или один из вас покинул дом, села, имения,
имущество, родственников и мирскую жизнь ради Господа? Не ваши милости для того и к
бискупства докопались, чтобы найти в Божьей церкви больше имений, имущества,
денежных сокровищ и прибылей, слуг счетом двойной и тройной, чем имели их
сначала, славой возраста этого коронуєтеся, плаваете, как в масле, в безпечальних и
роскошных достатке, дочерей обвіновуєте богатым біскупським вином, делаете зятьев
пишногордими панамы и забагатіли церковным, сиротским, убогих и тех, что следа
Христова держатся, добром своих подчиненных; титулы тем зятьям самые славные в
мире этом подавали: от войських на підкоморих, от підкоморих на судей, от
судей на каштелянів, от каштелянів на старост, от старост на воевод
переворачиваете!
Покажите
мне вы, которые согласие вяжете, или кто-то из вас выполнил тот конечный степень
Петрова слова: "Вот, мы оставили все и последовали за тобою, что же нам
будет за это?" - он сказал, услышав от Учителя, что нелегко богатым
войти в Царство Небесное. А не ваши милости больше теперь имеете, чем имели
сперва, и стали богаче и пышнее, чем сперва были? А когда неправду говорю,
відвалімо тот надгробный камень и уздрімо наяву всю жизнь ваше предыдущее в
мирском состоянии, а сейчас в так называемом духовном: кто кем в начале был и что
имел, а кем есть теперь и что имеет. (...)
Так
спрошу вас при этом на временной тех пяти ступеней. Покажите мне вы, которые
согласие вяжете, как это вы удостоились управлять верой, когда плоды веры сами от
себя разорили, а саму веру обезчестили и надругательство над ней поступили? Или не видите,
ничтожные мудрецы, того, что сказал Христос: "Так вот и каждый из вас, который
не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником". А когда не может быть
его учеником, как же он может познать таинство веры? А когда таинство веры познать
не может, как же этой верой управлять смеет? Не видите ли вы, согласие вяжете,
веру вас самих, ведь в воскресение мертвых не верите? Или же не видите вашу
смелость, ведь в пропасть упали! Или не видите вашу слепоту, ведь в погибель,
світолюбства погрязли! Или не видите вашу премудрость, ведь в звабах этого возраста
утонули! Или не видите ваш подвиг, труд, усердие и старание, ведь за благами
настоящего возраста гонитеся, а будущего память, тепло, страх и боязнь
погубили!
Но,
в возлюбленнії, веруйте, веруйте, ведь будет суд и страшный суд, и такой
страшный, как и ныне, если бы вам сердечные глаза открылись, и, ужаснувшись от
видение страшного судьи, бежали бы вы голые, как мать вас родила, от тех
біскупств, от титула того и санов тех, которые вы получили себе в Риме, и все то
за тряпку или тряпку не оціниться. Но что же, когда сместить мир, и его любовь,
и его государем вам не попустит? Поэтому я вас с повинности своей христианской
предупреждаю, напоминаю, молю, прошу и в ноги вам кланяюсь: бегите в Сігор с
Содома, чтобы сера и огонь геєнський в том неверии вас не спостигли, бегите на
покаяние, пока время вашего возраста вам идет - по смерти-ибо покаяние не найдете!
Когда же не можете показать великое покаяние подвига, по крайней мере дух свой в
православной вере спустите и уже не от всех частей Бога падете.
Правду-потому
говорю вам правду, если не покаетесь и заправским помыслом, сердцем и душой не
вернетесь в православие, то будете в геєнському вечном огне вместе с вашими
папами клокотать и кипеть, от которого вас бы спас сын Бога живого, который
пришел в мир спасти грешников. Аминь. (...)
Перевод Вал. Шевчука