Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ...» - достопримечательность Киевской Руси, написанное между 1037 и 1050 гг. Сказанное Иларионом Киевским - первым русским митрополитом в Десятинной церкви или Софийском соборе в присутствии князя Ярослава и его семьи. Полное название произведения «О закон, данный Моисеем, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом, и как закон обошел, а благодать и истина наполнила всю землю, и вера на все народы распространилась, и на наш народ русский. И похвала кагану нашему Владимиру, им крещены мы были. И молитва к Богу от всей земли нашей. Господи, благослови, Отче!».

Произведение относится к жанру ораторско-проповеднической прозы византийского типа. Стиль его прост, проповеднический с типичной поэтикой: многочисленными сравнениями, противопоставлениями, параболами, гиперболами, риторическими вопросами («Откуда ты проникся благоуханием Святого Духа? Как ты выпил памяти будущего жизнь сладкую чашу?»). Композиционно памятник состоит из трех частей: 1) анализ важной средневековой философско-теологической проблемы о Законе и Благодати, о иудейский Закон (символические сравнения - рабыня Агарь, Ефрем, луна, озеро высохло) и Благодать новых христианских народов (символические сравнения - свободная Сара, Манасій, Солнце, живет источник) со значительными ссылками на Священное Писание («Хорошо было благодати и истине между новыми людьми возсіяти. Не вливают так, по словам Господним, вина нового, учения благодатного в мехи ветхие, устаревшие в іудействі»); 2) соображения о распространении христианства в мире и Русской земли, в частности благодаря мудрости и далекосяжності Владимира Великого («Не видел ты Христа, не ходил ты с ним, а стал учеником его! Другие, видя Его, не уверовали, ты же, не видя, уверовал»); 3) прославление «кагана Русской земли» Владимира, Молитва к Богу. Автор подчеркивает, что Владимир является «славным от славных, благородным от благородных» внук Игоря, сына Святослава, сын Русской земли, которая и до Владимира была славной, авторитетной среди других стран мира. В проповеди выдержана четкая логическая последовательность от общего к частному, от вселенского характера христианства к конкретному его обнаружения на Русской земле. Главная идея «Слова...» - равноправие всех народов в христианской вере, в том числе русского народа как такового, что выбрал себе веру не по принуждению, а добровольно.

Иларион «Словом...» обращается к кругу лиц, «насищених книжного сладості», что свидетельствует культурный уровень книжников тогдашней Руси. Автор принадлежал к той плеяде русских книжников, которые ориентировались на более высокий, философский, максимальный уровень образования (Климент Смолятич, Кирилл Туровский), в противовес тем, что ориентировались на популярный уровень образования (Лука Жидята, Феодосий Печерский, Нестор, Серапион, Владимир Мономах, Даниил Заточник).

«Слово о законе и благодати» является сочетанием богословской и политической патриотической идеи, что предопределяет жанрово-стилевую неповторимость памятники ораторского искусства Княжеской Украины. «Слово...» по теме обращено в будущее Руси, а по совершенству формы предусматривает это будущее.

Лит.: Бары, И. М. Источники «Слова о законе и благодати» и евангельские песни. К., 1916; Лихачев Д. Великое наследие. М., 1979; Молодован О. М. Языковые особенности «Слова о законе и благодати» Илариона (за Синодальным списком). К., 1984; Мишанич О. Голос древних веков // Киев. 1988. № 8; Иларион Киевский. Слово о Законе и Благодати // Крекотень В. Киев. 1988. № 8; Лабунька М. Митрополит Иларион и его писания. Рим, 1990; Грушевский М. «О Законе и Благодати» 11 История украинской литературы: В 6 т. К., 1993. Т. 2.

Г. Усатенко