Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII веков

Иван Вышенский (? - ?)

О жизни Ивана Вышенского существует немного сведений: неизвестно, кто его родители, когда он родился и где учился. Родом он был из Судовой Вишни, городка возле Перемышля, но сам себя нередко называл «Иоанн, инок из Вишни».

Примерная дата рождения Ивана Вишенского в различных научных исследованиях определяется где-то между 1538-1550 pp. В 70-х годах XVI века он переселяется на Афон, крупнейший в то время на Востоке центр православного монашества. Там он некоторое время пребывал в монастырях, но в конце концов переселился в пещеру. Украинские друзья Вышенского, в том числе львовские братчики, уговаривали его вернуться на Украину и принять участие в братском движении. В конце 1604 года он прибыл во Львов, но отказался проповедовать в братской церкви и вскоре переехал сначала к Уневського монастыря, а затем - до Манявского скита. Львовское братство возмутил такой отъезд Вышенского, и один из руководителей братства присылает ему резкого письма с упреками о нежелании помогать в борьбе против унии и требованием немедленно вернуться во Львов. Но Иван Вышенский, несмотря на эти требования и упреки, вернулся на Афон, Там он и умер примерно в 20-х годах XVII века.

До нашего времени дошло 17 произведений Ивана Вышенского. Главные из них - «Послание ко всем, в лядской земли живущих» (до 1596 г.) и «Послание к епископам» (1597-1599 гг.).

При жизни Ивана Вышенского его произведения не были напечатаны (исключение составляет «Послание от Афонской горы», опубликованного в «Острожской книге», 1598 г.), но распространялись в рукописных списках.



«Послание ко всем, в лядской земли живущих»

Уже с первых своих литературных выступлений Иван Вышенский занял непримиримую позицию к политического и общественного устройства Речи Посполитой. Он пишет, что нет теперь в этой земле ни веры, ни надежды, ни любви, ни правды, все теперь станет «...струп, все рана, все опухоль, все гниль, все обман, все коварство, все лжа, все суета, все смертоносный грех, все воняет адом...». Автор выражает острую критику привычек и быта магнатов, епископов, короля и феодализма в любых его проявлениях.



«Послание к епископам»

Это послание было адресовано архиепископам Михаилу, Потієві, Кириллу, Леонтієві, Діонісієві и Григоркові, которые 1596 года провозгласили в Бресте унию православной церкви с католической.

Уния (союз) имела целью отделить украинскую православную церковь от Московского патриархата и вернуть ее на сторону Западной Европы. Это должно прекратить преследования православных христиан от поляков-католиков, а украинскому духовенству предоставило бы возможности получить равные с католическими священниками права. Но большинство верующих не поддержала унию.

В «Послании...» епископы изображены жестокими феодалами, которые имеют целью лишь еще больше угнетать народ, а «их труд и пот кровавый продавать». Иван Вышенский клеймит епископов: «в достатке неунывающих и роскошных, как в масле плавают», а «сироты... голодные, и жажда их мучает», они не имеют и гроша, за что соли купить», а «пожертвования лупите...», «здираєте налоги...», «шкуру с них живьем лупите... мучаете, изнуряете...».

Впервые в украинской литературе писатель открыто выступил на защиту простого народа и опроверг «истину» о превосходство господствующего класса. Вышинский считал, что никто не имеет права совершать насилие над волей человека, а нарушение этого права- «насилие и тиранство».

В произведениях Ивана Вышенского возникает противоречивый образ монаха, который отказался от мирской жизни, но остался патриотом родной земли. Он не давал ответа на то, как поступать народным массам в условиях порабощения, но пробуждал национальный дух и сознание, человеческое достоинство.

Обличительный характер, простота и взволнованность изложения делали произведения Вышенского понятными. Язык его произведений чрезвычайно богата: риторический вопрос и риторической возглас; нагромождение слов, похожих не только значением, но и звучанием; имитация диалогов с помощью вопросов и ответов. Эти средства придают произведениям полемиста патетики, эмоциональной приподнятости.