Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Урок

Лина Костенко. Роман в стихах "Маруся Чурай"




Тема. Лина Костенко. Роман в стихах "Маруся Чурай". Историческая основа произведения, его сюжетная канва. Мастерство автора в изображении характеров. Маруся Чурай, Григорий Бобренко, Иван Искра, Лесь Черкес, странствующий дьяк. Образы матерей. Трагические картины тяжелого прошлого украинского народа. Художественная ценность произведения.

Цель: формировать навыки и умения анализа романа в стихах, раскрыть характеры, проблематику произведения; воспитывать старшеклассников в духе уважения к прошлому и гордости за свой народ, формировать высокие нравственные качества на примере героев романа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Лины Костенко, роман "Маруся Чурай", эпиграф, запись песни "Засвіт встали козаченьки".
Ход урока

I. Организационная часть.

II. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. В какой поэзии Лины Костенко звучит мысль о вечность, непрерывность жизни на земле? ("Пастораль XX века".)

2. В котором стихи автор силой поэтического слова проникает в духовный мир "утомленных солдат", которые умерли, не прожив и полжизни. ("Здесь обелисков целая рота.")

3. Проанализируйте поэзии "Светлый сонет" и "Расскажу тебе мысль тайную". НЕТ. Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

ее песни - как перло многоцінне,

Как дивен сокровище среди земных сует, -

пусть эти слова Богдана Хмельницкого из романа "Маруся Чурай" станут эпиграфом сегодняшнего урока.

Исторический роман в стихах "Маруся Чурай" писался Линой Костенко в годы ее вынужденного молчания. Это произведение поэтессы представляет в украинской литературе редкий жанр - роман в стихах. Запишем определение в словарик.

Роман в стихах - одна из самых сложных литературных форм, суть которой заключается в том, что в большом художественном полотне эпический способ изображения жизни через систему событий и развернутый сюжет, через изображения сформированных характеров сочетается с глубоким лиризмом - стихотворной, эмоционально окрашенной речью, с непосредственным выражением внутреннего состояния и чувств автора.

В романе "Маруся Чурай" Лина Костенко описывает, с одной стороны, целую галерею эпических образов (Маруся Чурай, Григорий Бобренко, Гордей Чурай и другие) в их сложных взаимоотношениях. С другой стороны, в сюжетную ткань романа и эпического рассказа вплетаются лирические мотивы, представляющие непосредственную оценку поэтессой тех или иных поступков и действий героев. Именно поэтому "Маруся Чурай" воспринимается не только как объективная история жизни автора произведения. Форма романа в стихах дала поэтессе возможность показать широкий фон украинской действительности XVII в. и глубоко раскрыть свое отношение к изображаемому.

1979 год - счастливый год для Украины: к читателю пришла "Маруся Чурай" Лины Костенко. Жизнь произведения начиналось непросто. В. Брюхове-кий писал: "Обвинение внутренних рецензентов, причем упреки даже политического характера, задержали выход романа не меньше, как лет на шесть... Только после специального постановления Союза писателей Украины сочинение был выпущен в 1979 году "Советским писателем."

Исторический роман в стихах "Маруся Чурай" является жемчужиной украинской литературы XX века.

Звучит запись песни "Засвіт встали козаченьки."

Считают, что автором этой песни была певица-поэтесса из Полтавы Маруся Чурай. Что известно про эту полулегендарную девушку?

(Заранее зорієнтовуємо учеников на самостоятельные исследования фольклорной основы образе Маруси Чурай и образа девушки-піснетворки в других художественных произведениях: М. Старицкого, В. Самойленко, С. Рудонського, 0. Кобылян-ской. Заслушиваем ученические исследования.)

Основные моменты жизни Маруси Чурай были использованы в сюжете романа. Они словно ожили, приобрели реальности, психологической содержательности. Художественный мир романа "Маруся Чурай" отражает существенные моменты социально-политической и духовной жизни Украины середины XVII ст. Читая произведение, мы проймаємось атмосферой того времени, находимся в Украине периода Хмельнитчины.

(Привлекаем учеников к сообщению о историческую основу произведения, исторические фигуры Богдана Хмельницкого, Якова Остряницы, Северина Наливайко.)

Итогом разговора о казацкое движение в Украине и его главарей могут быть вопросы такого плана:

1. Достойны ли мы с вами своего прошлого, той славной страницы в истории Украины?

2. Насколько актуален роман в наше время? Слово учителя.

Роман состоит из девяти разделов, которые являются яркой поэтической картиной многострадальной украинской истории с ее трагической героикой, колоритными народными типами, взятыми из разных "этажей" украинской жизни XVIII в., с любовью девушки-казачки, которое открывается безміром душевных граней и переживаний, страстными размышлениями о миссии слова, поэзии в человеческой жизни в целом и в украинской судьбе - в частности. И. Дзюба писал: «Маруся Чурай" напоминает классический архитектурный ансамбль, воплощающий крупный план, великую идею. Поэтический материал разворачивается "сам из себя" по закону внутренней необходимости и внешней целесообразности. Каждая часть необходима для сохранности, а целость предоставляет каждой части высшего значения. Все живое сквозной симфонической взаимосвязанностью, взаємопідсиленням."

(Предлагаем отдельным учащимся сделать краткое изложение каждого из дев 'ять разделов произведения.)

Вопросы для беседы.

1. Определите кульминационные моменты в сюжете романа.

2. Почему, по вашему мнению, роман не завершается сценой помиловании героини?

3. На какие две основные группы вы разделили бы свидетелей на суде Маруси Чурай? На чем будет основываться ваш разделение? Раскройте разницу в нравственности представителей этих групп.

Комментарий учителя.

Процесс общественного расслоения как один из основных аспектов общественно-исторического контекста эпохи отчетливо и достоверно выписан Линой Костенко в сцене суда, где острота конфликта - осудить или оправдать Марусю, а если судить, то какую кару ей назначить, - сосредотачивает в себе не просто моральные принципы, но и социально-классовый статус эпохи.

В первой части романа имеем возможность выявить два разных мира, представленные героями произведения, определились такими двумя аспектами: во-первых, противопоставлением Сечи и Полтавы, во-вторых, отношением к Марусиної песни. Сцена суда дает возможность учителю не только выявить противостояние двух позиций, двух миров, но и дать полноценную характеристику всем героям произведения. На суде, как и в любой другой ситуации, казачество проявляет активную позицию защитников и гуманистов. Это касается и гетмана, потому что за всеми своими заботами Богдан способен заметить и тоску Ивана Искры: "что-То должно произойти, твоей печали достойно?", а после, приложив "сердца и головы" к делу Маруси, отменить позорный приговор полтавского суда: "Такую певицу покарать на горло. - Да это же не что, а песню задушит!" - "смерть повсюду, а жизнь одна."

Полтавский полковник Мартын Пушкарь наделен автором всеми самыми достойными качествами мудрой, рассудительной, сдержанной и доброго человека: "Еще не старый. И имел славу, и силу." Он уважает каждое отдельное человеческое жизни, осознает высокую его стоимость: "... мир уже так замешан на зле, как платить преступлением за преступление, то как же жить, люди, на земле?" Полковник и в суде, и в поединке с врагом остается честным и откровенным. Такое поведение дает право Горбаню сказать во всеуслышание: "У меня, господин, слово не покупное, и я его не продаю."

Каждый, от полковника гетмана к казаку-посланника, чувствует свою причастность к общественной жизни в различных его параметрах. Как своеобразную иллюстрацию этой позиции можно рассмотреть эпизод-разговор представителей полтавского суда с казаком-запорожцем. (Читаем этот отрывок полностью.)

Оценка Марусиного поступка гетманским посланцем прозвучала диссонансом до обывательского видения ситуации, на котором заклинилася полтавская судебный совет, и выдала нам осознанную казаком высокую мораль и умение распорядиться ею. Он предлагает свое решение, которое говорит о нем как о человеке с хорошо развитым понятием чести:

Эта девушка... Лицо, как с икон.

И вы ее собираетесь наказывать?!

А что, как выбрать другой закон, -

не со стороны убийства, а со стороны измены?

Что же это получается? Предать в жизни

государство - преступление, а человека - можно?!

Судейство вместе с підбрехачами Бобренчихи во взгляде на человека, общественная жизнь находятся на совершенно противоположной с казачеством позиции. (Учащиеся зачитывают строки романа, где речь идет об отношение героев романа к песням Чураивны.)

Проанализировав зачитаны фрагменты, выясняем, что ни Горбаню, ни гласным, ни Бобренчисі не под силу постичь острой потребности человеческой души в песне. Таким людям не дано понять величия и необычного дарования девушки.

Талант Маруси Чурай достойно оценен представителями Сечи, особенно Иваном Искрой. Ивану судьба вывела Марусю в двух величинах: любимой девушки и художника необыкновенного таланта. Во время суда ему все равно болит и, вместе с тем, значимым и вартіснішим проступает жизнь Чураивны-поэтессы, піснетворки: "Эта девушка не просто так, Маруся, Это - наш голос. Это - песня. Это - душа".

В ответственный момент цена Иоаннова жизни определяется содержанием дела, которую любой ценой необходимо довести до конца:

"Если я упаду, - неврятована песня, задушенная песня в петли захрипить!" Значимость человеческой жизни Горбанем, Бобренчихою, Вишняками измеряется другими мірками. их правда звучит как антитеза к казацких норм и законов.

Предлагаем ученикам задуматься над вопросом: кому же будет принадлежать будущее, если жизнь так несправедлива к хорошим людям, ибо "во всех этих скорбях и печалях, во всех этих вечных передрягах - и чураївські головы на сваях, и вишняківські головы на плечах." (В памяти народа потеряются все Горбуны и Вишняки, а останутся со своей боевой славой и Пушкарь ("О нем потом думу іскладуть"), и Лесько Черкес ("выкинет еще штуку не одну. Он потом станет побратимом Разина - Леськом Хромим. Погибнет на Дону.")

Полтавский люд только сначала кажется безликой, безголосой, однообразной массой. На самом же деле имеем целый ряд конкретных фигур, таких непохожих друг на друга, за которыми характеры, личности. Если Сечь активизировала в человеке все самые лучшие черты характера, обострила выросшее чувство ответственности, то полтавский народ в основном молчаливый, притихший. Лишь кое-кто отважился держать слово на суде. Так, например, на слова Марусиної матери - "люди Притихли, сникли свидетели, сльозина блиска у какой-то тети...", а на предложение судці поделиться мнением - "все Молчали. Не вызвался ни один." Из этого круга проступят колоритные фигуры Параски Демихи, Ящихи Балаклейской Кошевой.

Важным для полноты и целостности образа Украины эпохи Хмельнитчины есть раздел "Паломничество". Здесь Лина Костенко вводит достаточно распространен в нашей литературе тип странствующего дьяка. Глазами человека образованного, думающего, склонного к осмыслению как тогдашних реалий, так и нашей истории в целом поэтесса получила возможность показать тогдашнюю Украину.

Итак, мы коснулись одной из проблем произведения - воспроизведение общественно-исторического контекста эпохи Хмельнитчины через характеры персонажей, что являются выразителями и носителями общественных законов времени.

Проблема любви и предательства, которая лежит в основе романа, будем рассматривать в русле двух тематических линий:

1. Маруся Чурай - Григорий Бобренко.

2. Маруся Чурай - Иван Искра. Вопросы и задания для учащихся.

1. Что, по вашему мнению, является причиной раздвоенности Гриши: нищета его души или лишь стремление нажить Вишнякове добро?

2. Раскройте значение родительского дома в формировании мировоззренческих позиций и выборе жизненных идеалов (Григорий Бобренко, Маруся Чурай, Иван Искра, Галя Вишняківна). (Ученики зачитывают соответствующие строки произведения.)

3. Как вы понимаете такие слова?

Моя любовь достигала неба,

а Гриша ходил ногами по земле.

4. Что общего у Маруси и Мавки из "Лесной песни" Леси Украинки?

5. Почему Маруся не может простить Грицькові измены?

6. Почему Ивана Искру недолюбливали?

7. Отношения Маруси и Ивана Искры по своим художественным смыслом, за психологической вирізьбленістю и по эстетической виписаністю - одна из найпре-красніших страниц не только романа, но и всей украинской литературы. Докажите это, зачитав самые яркие эпизоды произведения.

8. Как вы понимаете слова Ивана Искры, в которых выражено его отношение к Марусе:

Мы с ней родные. Мы одного корня.

Пожалуй, один аист нас принес.

Комментарий учителя.

Любовь Маруси и Григория, отравленное страшной в своей коварности изменой, вырисовано Линой Костенко ретроспективно, дало возможность читателям вместе с Чураївною переживать измену не мгновенно, не фрагментарно, а в течение всего произведения. Таким образом все прошлое жизни девушки окутано болью предательства. "Жгучее прозрение" болит Маруси невыносимо:

Ведь дело не в том - женился, не женился...

пришел, ушел, забыл или не забыл.

А в том дело, когда он так изменился?

Или, может, он такой и в жизни был?

и - как продолжение: "Неровня душ - это хуже, чем имущества!"

Грицкова душа, действительно, очень ненадежная. Четко и точно прочитает ее розщеплену суть Каким Шибилист: "От того кидавсь берега до того, Любил изобилие и любил песни. Это как, скажем, веровать в Бога и продавать душу сатане." Грицко - противоречивый человек. Он сам признается в этом Маруси: "Как хочешь знать, - да, я им продался, но в душе на тебя я молюсь." На выбор жизненных идеалов героев произведения большое влияние имела семья. Даже в любви Маруся хочет быть похожей на своих отца-мать, жаждет любви чистой и искренней, как и у них: "...я когда как вырасту и у меня будет такая любовь!"

- Кого ты любишь, Иван?

Меня или свою память?

Красивая я была, правда?

Похожа на свою мать.

Смелая я была, правда?

Похожа на своего отца.

Певучая я была, правда?

Похожа на свой народ.

Ивану Искре, как и Марусе, светит папина заря. Взаимоотношения Ивана и Маруси - это своеобразный выразитель большой любви двух одинаковых людей, двух высоких и чистых душ. Любовь Ивана Искры к Марусе словно оттеняет любовь Грица, помогает понять ее недостаточную глубину. В одну из минут "жгучего прозрение" Маруся пришла к мысли о "неравенстве душ" - своей и Григория. Иван же был ей ровней, ибо, как никто другой, понимал и ценил исключительность его личности. И если Маруся поднимала к себе, ошляхетнювала Гришу, то с Иваном была совсем другая ситуация - ему самому во многом надо было подниматься к нему. Иванова речь на защиту Маруси показала редкую глубину и масштабность его мышления - он очень точно понимал значение талантливого художника для общества и этим резко выделялся среди других.

Иван и Маруся духовно близки, но судьба судила им неразделенной любви. Последнее прощание с Иваном, который отправился в военный поход, вызвало у Маруси большую тоску - она почувствовала в нем по-настоящему близкого человека.

И я, которой давно уже все безразлично,

уже ничем я слезы не впиню.

Прощай, Иван, самый верный друг,

благородная искро вечного огня.

Вечный огонь - это любовь, а Иван - его благородная искра. Только болезнь и смерть Маруси остановили этот процесс - процесс рождения в ней новой, по-настоящему большой и счастливой любви.

Видное место в произведении занимает другая "вечная" проблема литературы - проблема художника и народа, художника и общества. Главная героиня романа Маруся Чурай вполне справедливо показана Линой Костенко как гениально одаренный художник, как один из создателей украинских песен, снискавших всемирную славу нашему народу. Во времена, когда жила Маруся Чурай, украинская письменная литература через определенные причины была еще слабо развита. Однако народ имел своих художников, которые были его голосом, его душой. Маруся Чурай - одна из них. За Линой Костенко, она имела свое понимание задач собственного творчества, ее общественного значения. Как художник, как человек необычная, исключительная, она чувствовала и глубоко переживала разное отношение к себе со стороны современников - от искреннего восхищения и любви до полного непонимания и даже агрессивности к себе как к человеку, что является "не такой, как все."

В разговоре я сказала бы, и не очень, А в песне могу выпеть все,-

признается Маруся.

V. Итоги урока.

Слово учителя.

Роман "Маруся Чурай" является одним из тех произведений, которые через свою непроминущу художественную ценность навсегда остаются в литературе. Это - произведение, неисчерпаемый своим содержанием, богатством поэтических тем, философско-нравственных коллизий, общечеловеческой и национальной проблематикой. Многим поколениям он будет открывать образный мир нашей непростой истории, ошляхетнюватиме души высоким патриотическим чувством, дарить наслаждение.

VI. Домашнее задание.

Выписать из романа 5-6 афористических высказываний. Подготовить характеристику образа Маруси Чурай по плану. Ориентировочный план.

1. Портрет героини романа как средство раскрытия его характера.

2. Родители Маруси.

3. Художественная одаренность.

4. Отношения: Маруся - Грицко, Маруся - Иван.

5. Піснетворчість.

6. Общее и отличное между Марусей Чурай и Нимфа из "Лесной песни" Леси Украинки.

7. Мое отношение к образу Маруси Чурай.