Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Борис Антоненко-Давидович
СЛОВО МАТЕРИ

Если бы вы знали, паничі... Тарас Шевченко
Этот рассказ рассказал один пенсионер. Как и я, он пришел до нашего общего знакомого, начальника цеха крупного киевского завода. Мы вели разговор о стилягах и дебоширов, в которых через футбол голова часто отстает в своем развитии от ног. Хозяйка пожаловалась на нынешнюю молодежь, которые не слушают и мало уважают своих родителей и «слово матери уже имеют за ничто». Она посмотрела на своих притихших сыновей, выполняли домашнее задание, но все же прислушивались к разговору взрослых.
Новый гость долго сидел молча, но, когда заговорили о слово матери, он задумался и с уважением начал свое повествование.
- Мой отец был простым деревенским кузнецом. Он едва мог написать свое имя и фамилию, но печатное читал неплохо. Читал он только одного «Кобзаря», потому что в нашем доме других книг не было. «Кобзарь» Тараса Шевченко был для него утешением и в праздники, и в трудные минуты. Поэзия шевченко заслонила для него все: и библии, и «Житии», и историю, и энциклопедию.
Отец у меня был трудолюбив, хорошо разбирался в своем кузнечном деле, мог и за слесаря справиться.
Учителю он часы починил, паничеві из помещичьего имения склепал поломанного велосипеда.
Если бы не его гордость, то мог бы он себе деньжат немало сделать и жить в достатке. И отец не падок был на денежки. В кузнице с людей брал по-божески, а если кто-то очень бедный приходил, то отец за спасибо сделает, а денег не возьмет.
Во всем до пары была ему моя мать, из бедного и гордого рода. Вот только иметь в церкви ни одной службы не пропускала, а отцу было все равно. Я часто видел, как до слез ее трогали малопонятные божественные слова. Так ее зворушувала и судьба Екатерины Шевченко, которую отец часто читал «Кобзаря» для нее.
Однажды родители поссорились. Это произошло из-за меня. Я окончил церковноприходскую школу, и надо было мне или в кузнецы, или в пастушки идти. А отцу вздумалось меня отдать в гимназию. Видимо, и это ему «Кобзарь» Шевченко подсказал.
Я был у родителей одиночка, то могла ли мать думать о разлуке с дитем своим единственным. А еще она была женщиной старосветской и боялась всякой новизны, огорода и всякого городського, что казалось ей соблазнительным, розпустим и пройдисвітським. Как же можно отдать туда возлюбленного, да еще и в науку, где одни кавалеры учатся!
Начала перечить отцу мать, хоть никогда этого и не было в нашей семье. И он же хотел меня в механики или инженеры изучить.
Отец и сам хотел в город переехать, там бы он не пропал со своими умелыми руками, и не равняться сельской кузнице до городского механики. Еще у отца произошла неприятная стычка с нашим помещиком, который был в долгах, которую репьях, но надменный и мстительный. Весной у отца было много работы, а тут он со своей поломанной бричкой. Отец озабочен и не взглянул на него. Пришлось господину ждать своей очереди, пока коваль справился с крестьянами. И не обошлось этом отцу. Обиженный хозяин натравил на него сословного, мол, коваль мятежник, нелегальщину прячет. Чиновники сделали обыск, везде понышпорили, но ничего, кроме «Кобзаря», не нашли.
Этим же летом отец хотел переехать в город, но мать не захотела покидать родные места и ехать в чужой огород, который был ей противен. Отец уступил перед ее волей.
В гимназию я сдал вступительные экзамены лучше барчуков. Отец купил мне гимназическая фуражка, заказал портному форменные костюм и шинель на вырост, устроил меня на квартире в ремесленника.
Грустно было без родителей. В школе дети за мою фамилию Сметана дали мне прозвище «Сметана без сыра», учителя смеялись над моей украинского произношения. Долго я тренировался говорить, боролся со своим геканням, оканням и смягчением гласных, где не надо. Часто и долго заставлял меня учитель русского языка скороговоркой повторять: «гетман, а не гетман», «изъян, а не вода». До второго класса я перешел с похвальным листом и приехал домой на летние каникулы с базара на подводе.
Зайдя в дом, я по-городскому поздравил мать: «Бонжур, мама-ша! Как вьі поживаете? Что нового и все такое прочее?»
Мать выронила из рук ухват, которым приставляла в печь горшок. С укором и болью она на меня смотрела и горько плакала.
Я попросил у нее прощения и больше никогда не викаблучувався ни перед односельчанами, ни перед отцом. Не любила" мать города, где каждый ей казался вором.
На зимние каникулы я приехал домой. И не узнал нашего дома. Все люди к Рождеству готовятся, а тут кутерьма и чужие люди вздыхают. Лежит моя мать на полу больна: в халате, без очипка, и мечется, бледная как мел, а на коврике под ней большое темное пятно. Отец уехал по
фельдшера. Этого вечера умерла моя мать и оставила мне маленькую сестренку Настю. И я запомнил последние слова своей матери, что успела мне сказать: «С господами, сынок, не водись, с богатыми не знайся, горнись до тех, что... Горнись, дитя мое, до простых, работящих людей... Это мое тебе последнее слово...»
Когда меня отец завел поздно вечером до дома, то она была одета на смерть. И это уже не моя мамочка, было в ней нечто, что мешало пригорнутись.
Странно и грустно смотреть на тот холмик черной земли, что возвышался над материнской гробом. И вспомнились мне ее последние слова.
Все на свете забывается, и я позабыл свою потерю и материнские слова.
Отец весной переехал в город, где я учился. Хоть и чтил он нашу матушку, и женился во второй раз, потому что надо было хозяйничать кому-то в квартире, ухаживать за нами.
Мачеха наша была простой женщиной, сама вдова, бездетная, поэтому мы л Настей не могли жаловаться, что нас обижают. Она следила за нами и нашим одеждой, и заменить родной матери не могла. Я смотрел на нее зло, потому что не мог простить, что кто-то занял маменькино место. Выучу уроки и иду с ребятами то в лес, то на реку. Учился я хорошо, с похвальными листами переходил из класса в класс. Может, поэтому отец не контролировал меня строго, я то и вообще не обращал особого внимания.
С произношением у меня все было в порядке. Я был уже в седьмом классе и изучал литературу - словесность, как тогда ее называли в гимназии. Теперь уже не бегал по улицам, а зачитывался произведениями Гоголя, Тургенева, Сенкевича, Дюма. Представлял себя д'артаньяном, графом Монте-Кристо и нигилистом Базаровим, но окончательно остановился на образе Инсарова, герои тургенєвського романа «Накануне».
Мои мысли начали крутиться и у героинь. Я думал, какая из них встретится на моем жизненном пути: это будет помещица Одинцова, в которую влюбился Базаров; Елена, что поедет с Інсаровим освобождать Болгарию; мы лермонтовская княжна Мэри? Все они были из другого мира. Они заступили мне простой образ Шевченковской Катерины. Я лишь мечтал, потому что никаким образом не мог попасть в тот высший мир.
И вдруг передо мной прочинились к нему дверь, это был мир, о котором не могли мечтать мои родители.
До нашего города из Орловской губернии приехал новый земский начальник. Он был одним из первых уездных аристократов. В седьмом классе ко мне за парту посадили его сына Анемподиста Кузьмина-Караваева. Этот юноша не был высокомерным чваньком. К наукам он не был способным да и отстал в учебе за время переезда. Парень мечтал об учебе в кадетском корпусе, и через либеральные папе взгляды ходил в обычной гимназии. Анем-нодист хотел стать военным. Он разбирался в мундирах, породистых лошадях
и охотничьих собаках, хорошо танцевал, играл в преферанс. Из литературных героев ему импонировал лермонтовский Печорин. Из истории его интересовали только походы Наполеона и бои Ермолова на Кавказе.
Мы сдружились, потому что он часто обращался за помощью - я же хорошо учился. Также я знал местность и мог быть хорошим проводником для рыбалки или охоты, на которое мы собирались следующего лета. Меня заинтересовали его аквариум и пейзажи курортов, на которых успел побывать мой сосед по парте.
Анемподист часто приглашал меня в гости, но я не решался, боясь выглядеть униженным и нищим среди богатой обстановки хозяев.
Одного майского дня за юношей приехал отец, Николай Николаевич (он имел большое влияние в нашем городе). Кузьмин-Караваев пригласил меня и мы вместе поехали в фаэтоне.
В разговоре Анемподистів отец извратил мою фамилию, называя меня Ваней Сметановим. Моя фамилия теперь звучало лучше, подобно Базарова или Волохова. Кузьмин-Караваев со снисходительной надменности сеял свои похвалы относительно моих успехов в учебе.
Сын и отец решили посетить цирк приезжает в город. Я не мог мечтать о таких развлечения, потому что не хотел у папы брать деньги, тем более, что их и не было достаточно.
Мы въехали на двор. Я был поражен богатством и изяществом барского дома. Я боялся этой изысканности и чистоты: я не знал, можно ли в нечищенихботинках ходить по паркету и коврам; боялся разбить какой-то предмет; не знал барского этикета, поэтому не поцеловал руку хозяйки Калерії Александровне, поздоровался с горничной Зінькою.
Я чувствовал себя волчонком, которого загнали в покои ради развлечения. Старшая сестра Анемподиста вывела меня из этого положения, предложив поиграть в крокет. Игра шла успешно, и, оправившись, потихоньку рассматривал барышень. Кити, меньшая сестра, мне показалась злючкою. А вот Мэри, старшая, очаровала. У нее были большие зеленяві глаза и две длинные русые косы.
Во мне что-то перевернулось. В тот вечер я не изучил впервые уроки. Сначала получал четверки, а потом вообще скатился наземь. Все мысли крутились вокруг нее, и мне было все безразлично. Вспоминая литературных героинь, я сравнивал ее то с лермонтовською Мэри, то с пушкинской Татьяной, тургеневской Еленой и гончаровською Верой. Бесполезно, она на них не похожа. А вот я сам себе напоминал Андрея, сына Тараса Бульбы. Того Андрея Бульбы, который ворвался в покои молодой шляхтянки. Я начал стесняться своего происхождения, убогого вида. Наведываясь часто к Кузьминых-Караваевых, я научился играть в теннис и преферанс. Своего друга расспрашивал о правилах этикета - мне помогли его указания: как вести себя за столом, в гостиной, о чем можно разговаривать, а о чем лучше промолчать. Я быстро усваивал эту науку. И мой учитель мало о чем теперь мог от меня узнать, потому что оценки получал совсем другие - единицы, двойки.
Никто не догадывался о моем душевном состоянии. Но все понимала она, Мері. ее радовала моя застенчивость. Дома, как всегда, мачеха звала кушать, и после господских блюд меня тошнило от нищих каш и борщей. Сажусь учить уроки - на страницах вижу лицо Мэри.
Видимо, отец прослышал о моих «успехах» в школе и завел был разговор: «Ну, учись же, учись, Иван, и докажи всем, что мужицкий сын может не только волам хвосты крутить!» В его голосе слышались сожаление и надежда, мольба. Тогда я взялся наверстать упущенное.
Нас с Анемподистом перевели до восьмого класса: меня - за предварительные оценки, его - за родителей авторитет.
Однажды вечером я с семьей Кузьминых-Караваевых поехал в театр, где выступала труппа Саксаганского. Родители и дочери ехали фаэтоном, а мы с Зінькою, которую взяли прислуживать господам, ехали бричкой. На козлах сидел Афонька. Его хозяин привез из Орловской губернии. Господину нравилось издеваться над Афоньки, который прикидывался дурачком. А вообще, Афонька был рассудительным и здравомыслящим мужчиной. Это после смерти жены и дочери он стал печальным и заброшенным.
Дорогой Анемподист щипал Зинько, а мне было за них стыдно, потому что с девушкой своего круга молодой панич себя так не вел бы.
В театре Кузьминым-Караваевым не понравилось - публика другого круга, преимущественно студенты, народные учителя, перекупы, ремесленники, мелкие чиновники. Не нравилось, что актеры разговаривают «диалектной» языке. В течение спектакля Николай Николаевич и его жена ели бутерброды, пирожные, которые носила с буфета им Зинько. Они выражали свое недовольство. Спектакль не понравился ни Кити, ни горничной - и они смеялись над мужицкой речи. Мэри молчала.
Зато я был в восторге. Пьеса «Невольник» напоминала Шевченковское поэму «Слепой». Здесь были и влюбленные - Ярина и казак Степан,- и турецкий плен, и разлука, и возвращение, и разрушения Сечи. Вернулся ослепленный Степан, а дома кріпаччина. Ярина вышла за него замуж, потому что любила. Меня растрогал финал спектакля, в котором сельский толпа с главными героями поет:
Дай нам, Боже, дай с неба, Дай, чего нам больше надо,- Дай нам мира и спокойствия Под могучей рукой.
Я чуть не заплакал. Вспомнил свой знесиленийй и обескровлено народ, ощущая себя его частью.
Сорвалась буря аплодисментов, студент требовал прочитать «Завещание».
Мэри спросила, хотел бы я стать Степаном, если бы она стала Ириной. Конечно, я был в восторге от ее слов. Но тут она запустила в меня свои когти:
- А я бы... я бы никогда не могла стать этакой «Яриной».
Я нарочно, выходя из театра, смешался с толпой, чтобы не возвращаться домой с ними. Дорогой я думал о Мэри, о своем народе и о помещиках.
Через несколько дней я зашел в барскую усадьбу, тогда и получил последнего пинка.
В тот вечер мы, мужчины, играли в преферанс. Игра была вялой, потому уездный полицейский исправник Слатін задерживал игроков. Он всегда проигрывал, тогда, волнуясь, постоянно бегал куда-то звонить. Заскучал даже Николай Николаевич.
В это время пришла бедно одетая старушка. Это была Зіньчина иметь. Она хотела отпросить свою дочурку домой, потому что девушка уже на выданье. Николай Николаевич плохо понимал украинский язык, а исправник по-своему истолковал слова старушки. Это смешило хозяина, он смеялся над бабушки. Зинько же не пыталась ее защитить, а еще и кричала на мать.
Униженная и скорбная возвращалась мать домой сама.
И я вспомнил, это же моя матушка, это же ее обида, ее слова. Я пошел, пошел за ней, потому что не мог находиться там, где «презирают народ мой...»
Все слушали эту историю дяди Вани.
Семиклассник Юра расспрашивал о дальнейшей судьбе дяди.
И гость продолжил:
- Кузьминых-Караваевых я больше не видел. их отец получил повышение, и семья переехала в другой город. Исправник Слатін, видимо, что-то сказал директору гимназии, потому что тот косо на меня поглядывал. Но я все же был первым учеником класса и гимназию окончил с золотой медалью. Через три года произошла революция, которая смела и Слатіних, и Кузьминых-Караваевых.
Хозяйка, мать ребят, сетовала, что дети не понимают «почем хлеб и соль почем», все им зарубежные фильмы давай и модные брюки.