|
Статья
Иван Вышенский
Вершиной украинской полемической литературы конца XVI и первой половины XVII в. было творчество Ивана Вышенского, который разоблачал не только римско-католических и униатских владык, но и «власть мирскую», польско-шляхетских и украинских угнетателей. Родился И. Вышенский где-то между 1545 - 1550 гг. в городке Судовая Вишня в Галичине (нынешняя Львовская область) в мещанской семье. Из произведений писателя видно, что он в молодые годы некоторое время жил в Луцке и, возможно, в Остроге. Правдоподобно, что здесь и получил образование. И. Франко высказывал догадку, что в образовании Вишенском помогал князь Острожский, который обратил внимание на способности мальчика и оставил его при дворе. Впоследствии И. Вышенский постригся в монахи и жил некоторое время в Уневському монастыре. Где-то в 80-х годах XVI в. И. Вышинский оставил родину и отправился на Афон - самый большой тогда на Востоке центр православного монашества. Здесь он некоторое время странствует по «святых обителях», а затем становится монахом Загребского монастыря. Под конец жизни полемист заперся в пещере. Живя на чужбине, Иван Вышенский не был, однако, оторванный от Украины, он болел за ее судьбу, старался быть ей полезным. Здесь, на Афоне, Вышинский начал свою литературную деятельность - одновременно с первым поколением украинских полемистов Г. Д. Смотрицким, Стефаном Куколем (Зизанієм) и др. Первые произведения Ивана Вишенского «Писание к всhх обще в Лядской земли живущих», «Извhщение краткое о латинских прелестях», написанные на Афоне в 80-х и начале 90-х годов, получили большую популярность. Под конец XVI в. Вышенский уже подготавливал к печати сборник своих произведений под названием «Книжка». Писателя не раз уговаривали вернуться на родину. Но только в 1604р. он прибыл на Украину. Сначала Вышенский остановился на несколько месяцев в Угорниках, где жил его афонский друг И. Княгиницкий, а потом, очевидно, отправился во Львов, где его уже давно ждали. Побыв в Львове недолго и не сойдясь во взглядах с руководителями братства, И. Вышенский переехал сначала в Уневський монастырь, где прожил около полутора года, а в конце 1606р. снова вернулся на Афон «спасаться в пустынных местах». В это время он пишет «Послание к старицh Домникии», послание к И. Княгиницкого (1610г.), ряд произведений: «Зачапка мудраго латынника с глупым русином», «Позорище мысленное», «Послание Львовскому братству» и др. О том, как и когда окончил Вышенский свою жизнь, нет достоверных сведений. Умер он на Афоне, очевидно, в 20-х годах XVII века. В мемориале православных за 1621 год «Совhтование в благочестии» речь идет о вызове с Афона на Русь «преподобных мужей», в том числе и Ивана Вишенского. Но Вышенский не возвращался на Украину. А в 1633р. некий монах Леонтий в письме львовского мещанина Николая Золоторуцького вспоминает о «великого старца Иоанна Вишенского святогорца» уже как о покойном. Писательская деятельность Вышенского вообще продолжалась более 25 лет. Произведения Вышенского за его жизнь почти не печатались, а долгое время распространялись в рукописях. Из 16 известных ныне произведений полемиста лишь одно послание «От святое Афонское горы скитствующих» было опубликовано в так называемой «Острожской книжице» (1598). Позже, готовя написанное к печати, Вышенский оформил свою «Книжку», куда вошло десять его произведений с тремя предисловиями. Но эта книга в свое время тоже не была напечатана, как и более поздние его произведения. Все они впервые увидели свет во второй половине XIX ст. Публикацию произведений Вышенского осуществляли историки, литературоведы, писатели, в частности М. Костомаров, С. Голубев, И. Франко, Г. Житецкий и др. Они же и написали ряд отдельных исследований о творчестве писателя. Самыми ценными среди них являются труды И. Франко, в частности монография «Иван Вишенский и его произведения» (Львов, 1895), в которой дана подробная характеристика литературного наследия выдающегося писателя-полемиста. Отдельным изданием произведения Вышенского в силу разных обстоятельств долгое время не выходили. Только в 1955 г. была издана в Москве книга: Иван Вишенский, Сочинения, Изд-во АН СССР, Серия «Литературные памятники», а в 1959г. эта книга появилась и на Украине. Выход в свет обоих изданий с подробным комментарием, примечаниями, разночтениями и большой статьей И. П. Еремина является значительным достижением литературоведения
|
|
|