УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Какую роль играют библейские мотивы в произведении П. Тычины «Скорбная мать»?
Среди произведений так называемой «национальной трилогии» П. Тычины 1917-1918 гг. цикл «Скорбящая мать» отмечается особым трагедийным звучанием. В его создании важную художественную роль играет библейский образ Божьей матери. В воображении поэта он многолик: это реальная женщина, возможно, мать П. Тычины (ее памяти посвящено произведение), это и великая страдалица-мать Иисуса, это и растерзанная мать-Украина. Впечатляющими деталями рисует автор картину звиродіння, гибели, пустоши у края, где не стихает братоубийственная война: «чей-то труп есть ржи чернеет», «в могилах поле мечтает», «изобилует дикая рожь». Повторяющийся образ ржи, характерный для народного творчества как символ жизни, переосмысливается поэтом и становится вместительной аллегорией руины, крах. Но страшнее «дикая рожь» разрухи - моральный, духовный слом человека: «...человеческое сердце до края обідніло». Поэтому-то естество матери наполнено болью, печалью, скорбью, поэтому такой горечью напоены ее слова:
Не быть никогда раю
В этом кривавім края.
Поэт художественно мотивирует свое мнение. И в ней - глубокая ирония и грусть. Ведь Мария, встретив учеников сына, советует им возвращать из Еммауса и Галилеи в Украину:
Идите на Украину,
Заходите в каждый дом -
Чай вам там покажут
Хоть тень его розп'яту.
Это еще один штрих к картине уныния, моральной пустоты, ибо лишь тень Иисуса витает над родной землей. И даже его воскресение не является залогом земного рая в родном крае. Поэтому из материнских уст срывается крик - за что же пострадал сын, за что его убили, распяли, за какую идею?! Или же его жертвенность, мученический путь на Голгофу оправданы? Мать
Не выдержала сумму,
Не выдержала муки,-
Упала на обніжок,
Крестом розп'явши руки!..
Женщина не ищет ни правых, ни винних. ее изболевшееся потерей сына сердце впитывает в себя боль и отчаяние других матерей, скорбь земли. И даже осознание жертвенности сына ради людей не придает ему сил, не успокаивает. Эта мысль поэта, відтворюючись в четырех частях цикла, выкристаллизовывается в повторах слов, предложений, строф. Это и одинаковый начало каждой части («Проходила по полю...»), и повтор строк («Ой, радуйся, Мария!», «возрадуйся, Мария!», «Христос воскрес, Мария!»), которые помогают передать глубокий драматизм линии мать - сын. Она подчеркивает трагичность эпохи, современником которой был П. Тычина. Поэт, который искренне радовался «золотом гомону» национального освобождения родного народа и на таких же мощных регистрах художественно воспроизвел его руины, все-таки убежден: не умрет страна, где второй раз родился общечеловеческий сын.
|
|