Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

РУСОВА СОФИЯ (18.02.1856, с. Олешня, теперь Репкинского р-на Черниговской обл. - 05.02.1940 г. Прага) - педагог, общественный деятель, литературный критик, публицист.

Происходила из аристократической семьи, которая прибыла в Украину из Сибири. Отец Федор Линдфорс - швед, мать Анна Жерве - французского происхождения. В 1866-1871 гг. училась в гимназии в Киеве. Сблизилась с семьями Старицких-Лысенко, была хорошо знакома с другими старогромадівцями (П. Чубинским, М. Драгомановым, Ф. Волком, П. Житецьким, Косачами и др.), что способствовало приобщению ее к украинских национально-освободительных соревнований, укреплению украинской патриотизма. В 1871-1872 гг. принимала деятельное участие в открытии в Киеве первого детского сада. Переехав в Петербург (1874), вступила в брак с Александром Русовым - земским статистиком, этнографом, фольклористом, известным общественным деятелем.

Дальнейшая судьба С. Русовой связана с местами труда мужа: Чернигов, Киев, Одесса, Херсон, Харьков и др. В 1902 г. Русовых было административно удален из Украины, и они поселились в Петербурге. Как эксперт входила в возглавляемой О. Шахматовым комиссии Российской Академии Наук, которая изучала вопрос прав украинского языка. С 1908 г. снова в Киеве. Вместе с Г. Шерстюком и С. Черкасенком организовал и редактировал педагогический журнал «Свет» (1910 - 1914). Участница международного съезда журналистов в Брюсселе, где выступила с докладом о положении украинской прессы. Преподавала педагогику в Фреблівському институте и французский язык в Коммерческом институте. 1917 г. вошла в состав Центральной Рады, где в Генеральном Секретариате возглавляла отделы внешкольного образования и дошкольного воспитания. Председатель Учительского Союза. В 1920 г. преподавала педагогику в Каменец-Подольском университете. В 1920 - 1938 гг. - председатель Украинского Национального Женского Совета. С 1922 г. - в эмиграции (Галичина, Вена, Прага). Профессор педагогики Украинского института им. М. Драгоманова.

Как педагог С. Русова создала собственную систему воспитания, которая была впоследствии признана университетскими кафедрами Варшавы, Праги, Софии. В ее педагогическом активе такие работы, как «Национализация дошкольного воспитания» (1912), «Дошкольное воспитание» (1918), «Теория и практика дошкольного воспитания» (1924), «Методика начального образования» (1918), «Теория педагогики на основе психологии» (1924), «Дидактика» (1925), «Современные течения в новой педагогике» (1932), «Роля женщины в дошкольном воспитании» (1938), учебники «Украинский букварь. По учебнику О. Потебни уложила С. Русова» (1906), «Начальная география» (1911) и др.

Значительной является историко-литературное и критическое наследие. Из ранних работ - это «Странник Григорий Саввич Сковорода. Биографический очерк» (1894), «Современная провансальская литература» (1902). Большое значение для тогдашнего читателя имели литературно-критические студии С. Русовой о творчестве М. Гоголя, Т. Шевченко, в которых умело сочеталось исследовательское начало с публицистической форме изложения. В работе «Николай Васильевич Гоголь: Биографический очерк» (СПб., 1909) писатель предстает человеком, очень сложной для понимания, в душе которой сосуществуют добро и зло, мелкое, ничтожное и великое. Исследовательница поняла, что именно из-за оторванность М. Гоголя от национальной Почвы, органического среды, которое питает художника не только идеями, социальными апріоріями, но и генетическими соками национального сознания, ментальности, он остался любителем украинской народной поэзии, но ужасно далеким от истинно украинской жизни.

Интерес для читателей имели литературные обзоры С. Русовой, в которых она продемонстрировала глубину оценок исторического социального фона, на котором творилось литературно-художественная жизнь. В литературном процессе XIX в. отстаивала самостоятельность украинской литературы, обличавшей шовинистические нападки на нее. Эту часть наследия составляют такие работы, как «Украииская литература в XIX в. Первый период с 1798 по 1862 гг.» (1910), «Украинская литература 1862 - 1900 гг.», «Тарас Григорьевич Шевченко - украинский народный позт. Его жизнь и произведения» (1911), «М. П. Драгоманов. Его жизнь и произведения» (1918) и др. Широкий резонанс имело издание «Наши выдающиеся женщины» (1935), посвященный жизненному и творческому пути многих выдающихся фигур украинского литературно-культурной жизни - от Анны Барвинок и Елены Пчилки к X. Алчевской, М. Загірньої, К. Гриневичевой. С. Русова исследовала также драматургическую творчество А. Олеся, С. Черкасенко, оставила ряд трудов о развитии театрального дела в Украине.

Лит.: Белецкий Я. София Русова // Свет. 1922. Ч. 1 - 3; Коваленко А. Возвращение Русовой // Древности. 1991.11 дек.; Дацюк Г. София. Вомудра 11 Начальная школа. 1992. № 1; Ківиїар. Непечатные материалы автобиографии Софии Русовой // Киев, старина. 1994, № 1; Качкан В. Просветительский огонь Софии Русовой // Украинское народоведение в именах. К., 1994; Киселевская О. Пожертвование для лучшей доли И И Неопалимая купина. 1995. № 1-2.

А. Погребной, В. Качкан