Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

БОДЯНСКИЙ ОСИП (псевд. М Бода-Варвинец, Исько Душица, И. Мастак; 12.11.1808, м. Варва, теперь пгт Черниговской обл. - 18.09.1877, Москва) - ученый - филолог, фольклорист, историк, писатель, переводчик.

Родился в семье священника. Учась в духовной семинарии в Переяславе, увлекся фольклористичними студиями, принимал участие в любительских театральных постановках. В 1831 - 1835 гг. учился на словесном отделении Московского университета, сблизился с М. Максимовичем и М. Гоголем. В 1837 - 1842 гг. находился в научной командировке за границей, изучал языки, литературы, историю, быт западно - и южнославянских народов, познакомился с Я. Колларом, П. Шафариком, В. Ганкою, В. Караджичем. Возглавлял кафедру славянской истории и словесности Московского университета, был избран секретарем Московского общества русской истории и древностей, редактировал его научное издание «Чтения».

Начал стихосложения А. Бодянский под влиянием сильной тогда бурлескной традиции («На новый 1828 год», «Эпитафия пьянице», «Эпитафия самому себе»). Его басни («Сухая ложка», «Орел и Черепаха») дополняют картину развития этого жанра в литературе просветительского реализма. Влияние романтической поэтики испытанный в «Казачьей песни», написанной в связи с декларативным «восстановлением малороссийских казачьих полков» в мае 1831 г. (на самом деле для организации царизмом дополнительной военной силы для подавления польского национально-освободительного движения), в «Надписи к портрету Богдана Хмельницкого», «Эпитафии Богдану Хмельницкому», «Кириллу Ума». Фольклорной образностью обозначен стих «Песни», в котором выливается боль девушки, «час» которой прошла в ожидании «казака». До личностью - психологической романтической лирики относятся интимные поэзии «Мадригалы», «Триолет». В книге «Наські украинские казаки запорожца Іська Душицы» (1835) в стихотворной форме обработано фольклорные сказочные сюжеты («Сказка о царях сад да живую дудочку», «Сказка про дурака да его коня», «Сказка о маленьком Йвася, змею, ее дочь Олесю и задних гусят»). Эта книга является характерным явлением украинского преромантизму, что отличается «национальным колоритом» (И. Франко).

Фольклористическая деятельность О. Бодянского началась под сильным влиянием сборника сербских народных песен, изданных в 1814 г. В. Караджичем в Вене, и «Малороссийских песен» (1827) Г. Максимовича. Вместе с младшим братом Федором записывал народные песни в различных регионах Левобережья - в родной Варве, в Прилуках на Переяславщине. Как отмечал сам А. Бодянский в диссертации «О народной поэзии славянских племен» (1857), было записано 8000 украинских песен; к этому следует добавить около 2000 песен, переписанных из купленной М. Максимовичем сборника С. Доленги-Ходаковского.

Широту филолого-исторических интересов А. Бодянского удостоверяющих его разведки «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835), «Рассмотрение различных мнений о древний язык северных и южных русов» (1835), «О времени возникновения славянских племен» (1855). В «Чтения» публиковал много найденных рукописей по истории Украины («История Русов», «Реестры всего Войска Запорожского», «Летопись Самовидца», «Летописное повествование о Малой россии» А. Ригельмана) и украинской литературы и фольклора («Милость Божія...», сборник Я. Головацкого «Народные песни Галицкой и Угорской Руси», «Кирилл и Мефодий. Собрание памятников, касающихся деятельности святых першовчителів и просветителей славянских племен», «Шестиднев, составленный Иоанном Ексархом болгарским» и др.). Эти публикации сопровождались предисловиями и комментариями ученого.

О. Бодянский является автором одной из первых литературно-критических исследований о повести Г. Квитки-Основьяненко (1834), исследований о «Мертвые души» М. Гоголя, о народные песни словаков. Перевел на русский язык и напечатал ряд фундаментальных трудов по славистике, в частности «Славянский народоопис» П. И. Шафарика, «Критико - историческая повесть временных лет Червоной или Галицкой Руси» и т.д. Популяризировал творчество Т. Шевченко в западно - и южнославянском мире, підгримував поэта-ссыльного, посылая ему книжки, переписываясь с ним.

Лит.: Кондрашов Н. А. Осип Максимович Бодянский. М., 1956; Дей О. И. Фольклористическая деятельность Осипа и Федора Волынских // Украинские народные песни в записях Осипа и Федора Бодянских. К., 1978.