ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Оригинальная литература княжеской
Руси-Украины
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК
Киево-Печерский
патерик относится к житійних книг, то есть к произведениям о жизни лиц, которых церковь
объявила святыми. В Патерик вошли произведения, посвященные истории
Киево-Печерского монастыря, его монахам, подвижникам и святым. Авторы этой
достопримечательности старались показать читателю все величие духовных устремлений своих
персонажей, их смирение и жертвенность, борьбу с коварными темными
силами.
О ПРОХОРЕ ЧЕРНОРИЗЦЕ, КОТОРЫЙ
МОЛИТВОЙ ИЗ ЛЕБЕДЫ ДЕЛАЛ ХЛЕБ, А ИЗ ПЕПЛА СОЛЬ
Такой
есть воля человеколюбца Бога относительно своего творения: во все времена и лета заботится Он о род
человеческий и дарит ему полезное, ожидая нашего покаяния. Насылает Он на нас
иногда голод, иногда рати за нарушение законов Обладателя; и этим Владыка наш
приводит только наше нерадение к добродетели, к памяти дел греховных: те,
что творят злые дела, бывают отданы за грехи своим злым и немилосердным
обладателям. Но и эти последние не избегут суда: суд без милости тому, кто сам не
творит милости.
Было
это в дни княжения Святополка в Киеве; много надругательства оказывал людям этот князь,
без вины искоренил дотла многих знатных людей и имения в них одняв. И за то
попустил Господь, чтобы неверные имели силу над ним: тогда немало войн было с
половцами. Были в те времена распри и голод сильный, и во всем была нищета на
Русской земле.
В
те дни пришел кто-то из Смоленска до игумена Иоанна, желая быть іноком.
Игумен постриг его и назвал Прохором. Этот монах Прохор отдал себя в послушание
и такую безмерную повстримність, что даже хлеба себя лишил. Он собирал
лободу, растирал ее своими руками и делал из нее хлеб; им и питался. И
заготовлял он себе ее на год, а следующим летом собирал новую лебеду. И так все
жизнь свою он довольствовался лебедой вместо хлеба. Видя же терпеливость и
большую повстримність, Бог превратил ему горечь на сладость, и была ему
радость после печали, по сказанному: "Вечером приходит плач, а на утро
торжество". И прозвали его Лободником, ибо, как сказано выше, он питался
только лободой, не употребляя ни хлеба, кроме просфоры, ни овоща никакого. И никогда
не сетовал он, но всегда с радостью служил Богу; ничего не боялся, потому что жил,
словно птица: не приобретал ни сел, ни житниц, где бы собирал свое добро, не
говорил, как тот евангельский богач: "Душа! Много добра лежит у тебя на
многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!" Не имел он ничего, кроме
лободы, да и ту заготавливал только на год, говоря себе: "Прохоре! В эту ночь
ангелы возьмут от тебя душу твою; кому же останется лобода, заготовленная тобой?"
Он на деле воплощал слово Господа, который сказал: "Взгляните на птиц
небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш
небесный питает их". Птиц подражая, легко преодолевал он путь к тому
места, где росла лебеда, и оттуда на своих плечах, словно на крыльях, приносил ее к
монастыря. На непаханой земли несіяний хлеб был ему.
Наступил
большой голод, и смерть напосілася на всех людей. Блаженный же продолжал
дело свое, собирал лебеду. Увидел это один человек и также стал собирать лебеду
для себя и для своих домашних, чтобы прокормиться ею в голодное время, но не
мог есть ее, потому что горькая она ни была. И в те дни взял блаженный Прохор на себя еще
больший труд: собирал это зелье и, растирая его, как я говорил, в своих руках,
лепил из него хлебы, которые раздавал неимущим, что изнемогали от голода. Много
в эту голодную час приходило к нему, и он наделял всех. И сладким, словно из
медом, было для всех то, что он давал. Никому так пшеничного хлеба не хотелось,
как этого хлеба, изготовленного руками блаженного из дикого зелья. И если он сам
давал с благословением, то светлым и чистым и сладким был тот хлеб; если же
кто-то брал тайком, то был он горьким без меры, словно полынь.
Один
из братии потихоньку украл хлеб, но не мог его есть: горьким, как полынь, был
он в руках его. И так повторялось несколько раз. Но стеснялся брат, от
позора не мог признаться блаженном о свой грех. Однако, голодный, видя
смерть перед глазами, он пришел к игумену Иоанну i, прося прощение за свой
грех, исповедался ему о том, что произошло с ним. Игумен не поверил в то, что
он говорил, и чтобы узнать, действительно ли это так, велел второму брату сделать
то же самое - взять хлеб тайком. Принесли хлеб, и оказалось то же, что говорил брат,
который украл: никто не мог есть его, потому что был горьким. Держа хлеб в руках,
игумен послал попросить хлеба в Прохора. "Одну буханку хлеба возьмите с рук, -
сказал он, - а вторую, исходя, тайком возьмите". Когда принесли
игумену буханки, украденная изменилась на его глазах: сделалась похожей на землю и
стала горькой, как и принесенная ранее; а взята с рук блаженного была светлой и
сладкой, словно мед. После такого чуда повсюду пошла слава про этого мужа. И
многих голодных прокормил он и многим был полезен.
Тогда
Святополк с Володарем и Васильком пошел раттю на Давида Игоревича
[отомстить] за Василька, которого ослепил Святополк, послушав Давида Игоревича.
И не стали пускать купцов из Галича и людей из Перемышля, и не было соли по
всей Русской земли. Начались грабежи беззаконии и всяческое своеволие. И окутал
всем большое уныние, знеможив всех голод и войны, никто не имел ни ржи, ни
даже соли, чтобы преодолеть нужду свою.
Блаженный
Прохор имел уже тогда свою келью. И собрал он к себе из всех келий пепел, но
так, что никто об этом не знал. И раздавал он этот пепел тем, кто приходил к
него, и у всех после молитвы его превращался он на чистую соль. И чем
больше он раздавал, тем больше у него оставалось. И ничего не брал за это
блаженный, а всем даром давал, сколько кому нужно, и не только монастырю
хватало, но и миряне приходили к нему и брали много, сколько кому надо
Торжище опустел, а монастырь был полон теми, что приходили по соль. И вызвало
это зависть у торговцев солью, потому что не получали того, что хотели. Они думали
нажить в это время большое богатство благодаря соли, и вот то, что они продавали за
большие деньги, того теперь и за бесценок никто не брал. И большая печаль накрыла
их. Наконец собрались торговцы солью и, придя к Святополку, стали
наговаривать ему на инока, говоря: "Прохор, монах Печерского
монастыря, отнял у нас большое богатство: дает соль всем, кто к нему
приходит, никому не отказывает, и мы от этого обеднели". Князю хотелось
угодить им, и задумал он, во-первых, прекратить ропот между них, а
во-вторых, самому разбогатеть. Принял он со своими советниками, что цена на соль
будет высокая, и сам князь, отняв соль в инока, будет продавать ее.
Крамольникам этим он сказал: "Ради вас пограбую монаха", - а в душе
мечтал, что разбогатеет сам. Он хотел угодить им и только больше вреда сделал:
ведь завистливость не умеет отдавать предпочтение полезному против вредного. И
князь послал взять в иноки всю соль. Когда привезли ее, он с теми
крамольниками, которые наговаривали ему на блаженного, пошел посмотреть на нее. И
увидели все перед глазами своими пепел.
Долго
смотрели все и не понимали: что бы это значило? Чтобы узнать точно, князь
повелел спрятать на три дня привезенное из монастыря.
К
блаженного же по обычаю приходило много народа по соль. И все узнали, что
старца ограблен, и, возвращаясь с пустыми руками, проклинали того, кто
это сделал. Блаженный же сказал им: "Когда выбросят ее, вы придите и
заберите для себя". Князь продержал соль три дня; когда же выяснилось, что
это не соль, а пепел, - велел высыпать ее ночью на землю. Высыпали пепел, а он
в тот же миг превратился в соль. Граждане же, узнав об этом, пришли и
собрали ее. От такого удивительного чуда князя охватил ужас: он не мог скрыть от
всего города всего того, что произошло. И стал он узнавать, что бы это значило.
Тогда рассказали князю, как блаженный кормил лободой многих-многих людей и
как они ели из его рук сладкий хлеб; когда же кое-кто взял у него одну буханку
без его благословения, то оказалась она к земле подобной, а на вкус горькой,
словно полынь. Услышав это, устыдился князь от того, что он сделал, поэтому ушел
он в монастырь к игумену Иоанну и покаялся перед ним. Первое он был настроен
враждебно к нему. Игумен корил его за ненасытное жажду богатства, за
насилие. Святополк тогда схватил его и заточил в Турове; но восстал против
него Владимир Мономах, и он, испугавшись этого, быстро с честью вернул
Иоанна до Печерского монастыря. Теперь же ради такого чуда князь полюбил
монастырь пресвятой Богородицы и святых отцов Антония и Феодосия. И монаха
Прохора он с тех пор очень уважал и ублажал, поскольку распознал в нем
истинного раба Божия. И дал он слово Богу не оказывать больше никому
насилия, и старцу твердо пообещал: "Если, - сказал, - по воле Божьей
я раньше от тебя отойду из этого мира, то ты положи меня в гроб своими
руками, и пусть окажется в этом твоя незлостивість. Если же ты раньше, чем я,
переставишся и пойдешь к неподкупного Судии, то я на своих плечах внесу тебя в
пещеру, чтобы Господь простил меня за большой грех перед тобой". С этими
словами князь ушел от блаженного. То же прожил еще много лет в добром
вероисповедании.
Наконец
разболелся он. Князь в то время на войне был, и святой послал сообщить
его: "Приближается время ухода моего из тела. Приди, если хочешь, попрощаться
со мной. И обет выполнишь ты - своими руками положи меня в гроб, и
прощение получишь от Бога. Не медли: я отхожу и вот только жду твоего
прихода. Если ты придешь ко мне, война будет для тебя успешным". Услышав
это, Святополк сразу же распустил свои войска и пришел в монастырь. Блаженный
же Прохор долго поучал князя о милостыне, о грядущем суде, о вечной жизни,
о предстоящей муку; затем благословил его и простил, попрощался со всеми, кто
был с князем, и, воздев руки к небу, испустил дух. Тогда князь взял тело
святого старца, принес в пещеру и положил своими руками в гроб. После же
погребение он ушел на войну и великую победу одержал над врагами своими,
агарянами, и завоевал всю землю их и взял множество пленных, и было это в Русской
земли Богом дарована победа, предусмотрена блаженным. С тех пор Святополк,
он шел на войну или на охоту, всегда приходил в монастырь поклониться иконе
пресвятой Богородицы и гроба Феодосия, потом заходил в пещеру, чтобы поклониться
святому Антонию, блаженному Прохору и всем святым отцам, и тогда уже отправлялся в
дорогу свою. И оберегал Бог княжение его. Сам будучи свидетелем, он открыто
извещал о преславні чудеса и знамения Прохора и других святых. Пусть и мы с
ими получим милость от Христа Иисуса, Господа нашего!
Перевод М. Сулимы