Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХРЕСТОМАТИЯ
для 9 класса

ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Оригинальная литература княжеской Руси-Украины

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК

 

Киево-Печерский патерик относится к житійних книг, то есть к произведениям о жизни лиц, которых церковь объявила святыми. В Патерик вошли произведения, посвященные истории Киево-Печерского монастыря, его монахам, подвижникам и святым. Авторы этой достопримечательности старались показать читателю все величие духовных устремлений своих персонажей, их смирение и жертвенность, борьбу с коварными темными силами.

 

О ПРОХОРЕ ЧЕРНОРИЗЦЕ, КОТОРЫЙ МОЛИТВОЙ ИЗ ЛЕБЕДЫ ДЕЛАЛ ХЛЕБ, А ИЗ ПЕПЛА СОЛЬ

 

Такой есть воля человеколюбца Бога относительно своего творения: во все времена и лета заботится Он о род человеческий и дарит ему полезное, ожидая нашего покаяния. Насылает Он на нас иногда голод, иногда рати за нарушение законов Обладателя; и этим Владыка наш приводит только наше нерадение к добродетели, к памяти дел греховных: те, что творят злые дела, бывают отданы за грехи своим злым и немилосердным обладателям. Но и эти последние не избегут суда: суд без милости тому, кто сам не творит милости.

Было это в дни княжения Святополка в Киеве; много надругательства оказывал людям этот князь, без вины искоренил дотла многих знатных людей и имения в них одняв. И за то попустил Господь, чтобы неверные имели силу над ним: тогда немало войн было с половцами. Были в те времена распри и голод сильный, и во всем была нищета на Русской земле.

В те дни пришел кто-то из Смоленска до игумена Иоанна, желая быть іноком. Игумен постриг его и назвал Прохором. Этот монах Прохор отдал себя в послушание и такую безмерную повстримність, что даже хлеба себя лишил. Он собирал лободу, растирал ее своими руками и делал из нее хлеб; им и питался. И заготовлял он себе ее на год, а следующим летом собирал новую лебеду. И так все жизнь свою он довольствовался лебедой вместо хлеба. Видя же терпеливость и большую повстримність, Бог превратил ему горечь на сладость, и была ему радость после печали, по сказанному: "Вечером приходит плач, а на утро торжество". И прозвали его Лободником, ибо, как сказано выше, он питался только лободой, не употребляя ни хлеба, кроме просфоры, ни овоща никакого. И никогда не сетовал он, но всегда с радостью служил Богу; ничего не боялся, потому что жил, словно птица: не приобретал ни сел, ни житниц, где бы собирал свое добро, не говорил, как тот евангельский богач: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!" Не имел он ничего, кроме лободы, да и ту заготавливал только на год, говоря себе: "Прохоре! В эту ночь ангелы возьмут от тебя душу твою; кому же останется лобода, заготовленная тобой?" Он на деле воплощал слово Господа, который сказал: "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш небесный питает их". Птиц подражая, легко преодолевал он путь к тому места, где росла лебеда, и оттуда на своих плечах, словно на крыльях, приносил ее к монастыря. На непаханой земли несіяний хлеб был ему.

Наступил большой голод, и смерть напосілася на всех людей. Блаженный же продолжал дело свое, собирал лебеду. Увидел это один человек и также стал собирать лебеду для себя и для своих домашних, чтобы прокормиться ею в голодное время, но не мог есть ее, потому что горькая она ни была. И в те дни взял блаженный Прохор на себя еще больший труд: собирал это зелье и, растирая его, как я говорил, в своих руках, лепил из него хлебы, которые раздавал неимущим, что изнемогали от голода. Много в эту голодную час приходило к нему, и он наделял всех. И сладким, словно из медом, было для всех то, что он давал. Никому так пшеничного хлеба не хотелось, как этого хлеба, изготовленного руками блаженного из дикого зелья. И если он сам давал с благословением, то светлым и чистым и сладким был тот хлеб; если же кто-то брал тайком, то был он горьким без меры, словно полынь.

Один из братии потихоньку украл хлеб, но не мог его есть: горьким, как полынь, был он в руках его. И так повторялось несколько раз. Но стеснялся брат, от позора не мог признаться блаженном о свой грех. Однако, голодный, видя смерть перед глазами, он пришел к игумену Иоанну i, прося прощение за свой грех, исповедался ему о том, что произошло с ним. Игумен не поверил в то, что он говорил, и чтобы узнать, действительно ли это так, велел второму брату сделать то же самое - взять хлеб тайком. Принесли хлеб, и оказалось то же, что говорил брат, который украл: никто не мог есть его, потому что был горьким. Держа хлеб в руках, игумен послал попросить хлеба в Прохора. "Одну буханку хлеба возьмите с рук, - сказал он, - а вторую, исходя, тайком возьмите". Когда принесли игумену буханки, украденная изменилась на его глазах: сделалась похожей на землю и стала горькой, как и принесенная ранее; а взята с рук блаженного была светлой и сладкой, словно мед. После такого чуда повсюду пошла слава про этого мужа. И многих голодных прокормил он и многим был полезен.

Тогда Святополк с Володарем и Васильком пошел раттю на Давида Игоревича [отомстить] за Василька, которого ослепил Святополк, послушав Давида Игоревича. И не стали пускать купцов из Галича и людей из Перемышля, и не было соли по всей Русской земли. Начались грабежи беззаконии и всяческое своеволие. И окутал всем большое уныние, знеможив всех голод и войны, никто не имел ни ржи, ни даже соли, чтобы преодолеть нужду свою.

Блаженный Прохор имел уже тогда свою келью. И собрал он к себе из всех келий пепел, но так, что никто об этом не знал. И раздавал он этот пепел тем, кто приходил к него, и у всех после молитвы его превращался он на чистую соль. И чем больше он раздавал, тем больше у него оставалось. И ничего не брал за это блаженный, а всем даром давал, сколько кому нужно, и не только монастырю хватало, но и миряне приходили к нему и брали много, сколько кому надо Торжище опустел, а монастырь был полон теми, что приходили по соль. И вызвало это зависть у торговцев солью, потому что не получали того, что хотели. Они думали нажить в это время большое богатство благодаря соли, и вот то, что они продавали за большие деньги, того теперь и за бесценок никто не брал. И большая печаль накрыла их. Наконец собрались торговцы солью и, придя к Святополку, стали наговаривать ему на инока, говоря: "Прохор, монах Печерского монастыря, отнял у нас большое богатство: дает соль всем, кто к нему приходит, никому не отказывает, и мы от этого обеднели". Князю хотелось угодить им, и задумал он, во-первых, прекратить ропот между них, а во-вторых, самому разбогатеть. Принял он со своими советниками, что цена на соль будет высокая, и сам князь, отняв соль в инока, будет продавать ее. Крамольникам этим он сказал: "Ради вас пограбую монаха", - а в душе мечтал, что разбогатеет сам. Он хотел угодить им и только больше вреда сделал: ведь завистливость не умеет отдавать предпочтение полезному против вредного. И князь послал взять в иноки всю соль. Когда привезли ее, он с теми крамольниками, которые наговаривали ему на блаженного, пошел посмотреть на нее. И увидели все перед глазами своими пепел.

Долго смотрели все и не понимали: что бы это значило? Чтобы узнать точно, князь повелел спрятать на три дня привезенное из монастыря.

К блаженного же по обычаю приходило много народа по соль. И все узнали, что старца ограблен, и, возвращаясь с пустыми руками, проклинали того, кто это сделал. Блаженный же сказал им: "Когда выбросят ее, вы придите и заберите для себя". Князь продержал соль три дня; когда же выяснилось, что это не соль, а пепел, - велел высыпать ее ночью на землю. Высыпали пепел, а он в тот же миг превратился в соль. Граждане же, узнав об этом, пришли и собрали ее. От такого удивительного чуда князя охватил ужас: он не мог скрыть от всего города всего того, что произошло. И стал он узнавать, что бы это значило. Тогда рассказали князю, как блаженный кормил лободой многих-многих людей и как они ели из его рук сладкий хлеб; когда же кое-кто взял у него одну буханку без его благословения, то оказалась она к земле подобной, а на вкус горькой, словно полынь. Услышав это, устыдился князь от того, что он сделал, поэтому ушел он в монастырь к игумену Иоанну и покаялся перед ним. Первое он был настроен враждебно к нему. Игумен корил его за ненасытное жажду богатства, за насилие. Святополк тогда схватил его и заточил в Турове; но восстал против него Владимир Мономах, и он, испугавшись этого, быстро с честью вернул Иоанна до Печерского монастыря. Теперь же ради такого чуда князь полюбил монастырь пресвятой Богородицы и святых отцов Антония и Феодосия. И монаха Прохора он с тех пор очень уважал и ублажал, поскольку распознал в нем истинного раба Божия. И дал он слово Богу не оказывать больше никому насилия, и старцу твердо пообещал: "Если, - сказал, - по воле Божьей я раньше от тебя отойду из этого мира, то ты положи меня в гроб своими руками, и пусть окажется в этом твоя незлостивість. Если же ты раньше, чем я, переставишся и пойдешь к неподкупного Судии, то я на своих плечах внесу тебя в пещеру, чтобы Господь простил меня за большой грех перед тобой". С этими словами князь ушел от блаженного. То же прожил еще много лет в добром вероисповедании.

Наконец разболелся он. Князь в то время на войне был, и святой послал сообщить его: "Приближается время ухода моего из тела. Приди, если хочешь, попрощаться со мной. И обет выполнишь ты - своими руками положи меня в гроб, и прощение получишь от Бога. Не медли: я отхожу и вот только жду твоего прихода. Если ты придешь ко мне, война будет для тебя успешным". Услышав это, Святополк сразу же распустил свои войска и пришел в монастырь. Блаженный же Прохор долго поучал князя о милостыне, о грядущем суде, о вечной жизни, о предстоящей муку; затем благословил его и простил, попрощался со всеми, кто был с князем, и, воздев руки к небу, испустил дух. Тогда князь взял тело святого старца, принес в пещеру и положил своими руками в гроб. После же погребение он ушел на войну и великую победу одержал над врагами своими, агарянами, и завоевал всю землю их и взял множество пленных, и было это в Русской земли Богом дарована победа, предусмотрена блаженным. С тех пор Святополк, он шел на войну или на охоту, всегда приходил в монастырь поклониться иконе пресвятой Богородицы и гроба Феодосия, потом заходил в пещеру, чтобы поклониться святому Антонию, блаженному Прохору и всем святым отцам, и тогда уже отправлялся в дорогу свою. И оберегал Бог княжение его. Сам будучи свидетелем, он открыто извещал о преславні чудеса и знамения Прохора и других святых. Пусть и мы с ими получим милость от Христа Иисуса, Господа нашего!

Перевод М. Сулимы