Философские раздумья г. с. сковороды о человеческом
счастье
Григорий Савич Сковорода, выдающийся украинский
писатель, философ и педагог, отстаивал права трудового народа на свободу и
всестороннее развитие, на счастье.
Более четверти века он провел среди простого
народа как странствующий философ. Его размышления о человеческом счастье насквозь
проходят через его произведения.
В баснях Сковороды является важным мотив
"сроднятся" труда, труда, который является естественной потребностью каждого человека. Без
труда человек не может иметь счастья и морального удовлетворения, - убеждает Григорий
Савич.
Работа приносит обществу материальное и духовное
богатство. Каждый гражданин общества должен работать по призванию, по наклону
и даром, выполнять посильную и доступную ему "сродну" труд.
Только тогда все люди будут счастливыми.
Идею "сроднятся" труда Сковорода
проводит в баснях "Собака и Кобыла", "Кукушка и Косик" и других.
Среди них особенно выделяется произведение "Пчела и Шершень". Пчела за
призванию собирает мед. А без работы она не мыслит своей жизни. И это
естественно, по мнению автора. Люди же типа Шершня - это паразиты, - стремится доказать
Сковорода. Они живут воровством чужого для того, чтобы "есть, пить". В
образе Шершня осуждаются представители господствующих кругов. А Пчела - это образ мудрой,
трудящегося человека, которую украшает ее "сродная" труд. Баснописец чтит Пчел
как символ честности и трудолюбия и позорит Шершней как нетрудовых элементов
общества.
В баснях на нескольких примерах Сковорода
раскрывает благородство людей, жизнь которых проходит в "сродній" труда.
Студент стремится работать по призванию, которое даст ему большое моральное удовлетворение
для души и будет полезным для общества. Трагедия происходит, когда человека
отстранить от ее "сроднятся" труда. Оторвите пчелу от любимого труда -
собирать мед и дайте ей достаток - будет ли она счастливой и довольной? Нет,
отвечает писатель.
"Щаслив тот, кто сопряг сродную себя
частную должность с общею. Сия есть истинная жизнь", - писал
философ."Несродная труд" разрушает совесть, делает человека аморальным,
наносит большой вред обществу. Определенные дарования и призвание имеет каждый.
Нужно лишь познать себя и выбрать "сродную труд", это принесет
счастье.
Итак, все люди могут быть счастливыми... Да, но есть еще
одна всеобщая условие счастья - доброжелательное отношение человека к человеку,
взаимопонимание, взаимоуважение, верность в дружбе.
Многие философы бились над вопросом : в чем
счастье человека? Сковорода убедительно доказал, что счастье в руках самого человека...
Только человек решает чем ей заниматься, совмещать
личные и общественные интересы, или работать ради
личной наживы, достижения высоких чинов, выгодных должностей, больших почестей.
Только сам человек решает, быть ей
счастливой...
Сковорода же был счастливым, потому что "дожил"
до нашего времени и, по моему мнению, будет жить еще не одно столетие в своих произведениях.
Философские раздумья г. с. сковороды о человеческом счастье
(вариант
2)
Еще при жизни он стал легендой. До появления в нашей
литературе Шевченко не было в Украине более популярной за него человека. У
тридцати лет без спешки путешествовал этот певец-музыка и
учитель-баснописец путями Украины. Важным гостем он был
всюду. Ибо мудрое слово Григория Сковороды притягивало людей. С ним в дом
входили дружеская беседа, хорошее настроение, доброжелательный совет,
дружественный шутку.
Он был настоящим украинским "Сократом".
Всю жизнь он изучал мир и приходил к определенным выводам. Свое назначение в
жизни, свое счастье он видел "в удовлетворении малым,..., в борьбе с
самолюбием". Эти философские идеи и раскрыл читателю во многих своих
произведениях.
Так, в оде "Похвала бедности" автор
рисует идеал человека,
как он себе его представлял. Сковорода высказывает мнение о
то, что от бедности бегут прочь пьянство, алчность, роскошь, ее спутники - это
благоразумие, мудрость, радость. А тех, кто своей целью ставит богатство, он
называет нищими духа. Григорий Савич воспевал свободу, как самое большое богатство
человека. Золото в сравнении со свободой - то пыль ("De libertate").
Каждый человек обладает, по мнению баснописца, определенным
даром. Надо учиться распознавать его. Некоторые, несмотря на свой природный
дар, выбирает прибыльную работу, а этим вредит не только себе, но и обществу. Эта
мысль положена в основу басни "Бжола и Шершень". Ее идея: труд должен
стать для человека его потребностью. Только тогда жизнь будет иметь смысл и красоту. А
паразитов, вроде Шершня, не должно быть.
Наиболее полно передал Сковорода свои философские
идеи в притчах. Так, в притче "Благодарный Эродий" речь идет о большой
роль склонностей люди в деле воспитания и обучения. Притча "Убогий
жаворонок" учит судить человека не за лицом, а за умом и сердцем. В
произведениях "Этика разговора пяти путников об истинном счастье в жизни"
поэт говорит, что человек который создает материальные и духовные ценности, от природы
имеет право на счастье. Достоинство человека определяют не деньги и происхождение, а честное
жизни.
В своих трудах и письмах Сковорода утверждает
культ разума. Народная мудрость стала основой в трактовке философом многих
процессов общественной жизни. Он храбро принимал удары судьбы, своих учеников учил
искать в себе "настоящего человека", быть счастливым.
Был счастливым сам Сковорода? Я думаю, что был.
Сковорода человек, принадлежащая своему времени. По стихам можно определить биение
его могучего сердца - его достижения и крутоспади. Хоть и написали ему на
могиле то, что он завещал: "Мир ловил меня и не поймал," - но
Сковорода принадлежит миру. Он был счастливым и нас учит быть такими.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Возможные варианты вступления:
Прогрессивные идеи выдающегося
мыслителя-писателя созвучны со стремлениями народа и в наше время. Это защита интересов
и прав человека-труженика, призыв к миру и братству между людьми и народами,
возвеличивание труда как залога счастья каждого члена общества, осуждение гонки за богатством,
стремление нажиться любыми средствами.
За 250 лет, что отделяют нас от времени, когда
жил и творил Г.Сковорода, много писателей забыто массовым читателем, и их
произведения представляют интерес только для литературоведов. А творчество Сковороды,
который в те лихие времена преподнес свой могучий голос в защиту правды и добра, беспощадно
клеймил зло во всех его разновидностях, находит своего читателя и сегодня.