Статья
МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ
Портрет как средство характеров в повести м. старицкого «Первые Коршуны»
Творчество м. старицкого интересовала Франко, Елену Пчилку, н. зерова, Л.Сокирка, М.Комишанченка, В.Коломійця, Л.Дем'янівську, А. и Р.Козлових, В.полищука и других. Однако анализ всего литературного массива из задекларированного вопрос свидетельствует об открытости затронутой проблемы.
Портрет один из превалюючих средств характеротворення. Его потенциал способствует воспроизведению как внешности персонажа, так и динамики его чувств, эмоций, мыслей. Итак, портрет - это "характер действия" [12, 85], который раскрывается в процессе развития причинно-следственных связей.
Портрет - это прежде всего образ человека. Индивидуальная неповторимость - одна из самых ценных качеств портретного образа [5,24] и первостепенная роль здесь, безусловно, отводится мировоззрения художника, его творческом воображении. Они и формируют не только сам аспект компоновки портрета, но и арсенал виражально-изобразительных средств.
В отличие от живописного или скульптурного портрета в литературном мгновение не останавливается, она „течет", поскольку задачей писателя является „схватить и передать воспроизводимая им натуру в обобщенном характере, в ее духовной самобытности, в которой и находится" [2,159].
Последовательно и закономерно портреты литературных персонажей меняются в зависимости от того, какая социальная действительность в них типізується, какое отношение к того или иного героя выражает в них писатель.
Однако у каждого художника свой идивидуально подход, обусловленный прежде всего мировоззрением, идейными установками автора, от которых зависят художественная модель социальной среды, подбор портретных деталей, их предварительное осмысление и размещения, эмоциональное сгущение, конденсация.
Сегодня большинство научных источников подают практически одинаковое понятие портрета. Портретом в литературоведении называют описание внешности персонажа в самых общих или найдетальніших чертах. Кроме этого, психологізовані портретные характеристики помогают проникнуть в психологию, настоящую душевную сущность героев. Психологически-выразительное портретирования в единстве с інтроспекцією внутреннего мира вполне свойственные романтической литературе и стилевой манере М.старицкого в частности. Портрет является одним из главнейших средств характеротворення типизации и индивидуализации персонажей в повести, а также средством психологического анализа.
„Имея за основной предмет художественного изображения взаимодействие человека с окружающей средой, писатели описывают изменения внешнего вида персонажей в конкретных ситуациях, во взаимоотношениях между ними. Пристальное внимание к портретам основывается на общей закономерности, согласно которой внутренние психические состояния людей отражаются в мимике, пантоміміці, динамике речи, что помогает в процессе общения глубже понять внутренний мир друг друга" [8, с. 562]. Поэтому писатели, сосредоточивая внимание на внешности и психологии персонажей, стремятся истолковывать соответствие или расхождение между их внешними и внутренними портретами.
В повести "Первые коршуны" из всех позафабульних факторов композиции Старицкий чаще всего, как основное средство характеристики персонажей, использует портрет.
"Мир человека в его видимых проявлениях достаточно збагненний как объект наблюдения и психологической интерпретации художника. Обстановка, которой окружает себя человек в своем доме, одежда, в котором она появляется в обществе, художнику надо уметь правильно соотнести с представлением о внутреннем мире человека" [6, 104].
В произведении для писателя ведущим принципом воспроизведения действительности является романтизм. Ведь романтическая приподнятость способствовала замысла писателя - „подчеркнуть моральных добродетелях украинского народа: поэтичности натуры, трудолюбии, милосердии, чуткости, склонности к камерно-семейных идиллий, на стоической свободолюбия, непокоренності духа, способности к самопожертвованию, самоотречению во имя общественного идеала" [7, 43].
Старицкий активно использует средства портретной характеристики. Одной из стилевых черт писателя является репрезентация центральных персонажей в начале произведения. Для этого он прибегает к развернутого, детального портрета, а иногда только до нескольких художественно-выразительных деталей портретного описания. Это способствует определенному формированию представление реципиента о героях. Портретные зарисовки М.старицкого, как правило, многогранны, детальные, с ярко подчеркнутым эмоционально-психологическим элементом. В повести писатель обнаруживает присущий всем романтикам четкое разделение персонажей на положительных и отрицательных. Это проявляется не только в их деяниях и помыслах, но и накладывает отпечаток на портрет, ведь внешность и внутренняя сущность человека находятся в неразрывной связи.
М.Храпченко отмечал, что в процессе выстраивания концепции характера портрет является "своеобразным вступлением во внутренний мир человека", что способствует знакомству "не так с внешним, как с внутренне-индивидуальным проявлением" [13, 371] персонажа.
Художественные портретные средства - от малейшей детали к комплексу внешних признаков - создают целостную модель характера.
Главный персонаж повести - золотарь Семен Мелешкевич - привлекает и внешней красотой (высокий, широкоплечий, стройный, русые волосы, жизнерадостный), и внутренней, о чем свидетельствует яркая портретная деталь - глаза, на которой акцентирует внимание автор: "В синих глазах, опушенных бахромой темных соболиных ресниц, светилось столько неподдельной доброты, что взгляд их подкупал каждого" [11, 434]. В портрете объединяются экспрессивная, психологическая и физическая характеристики персонажа, типичными признаками которой являются оптимизм, молодеча энергия, внутренняя настроєвість, душевная гармония.
Итак, внешняя привлекательность и внутренний мир персонажа находятся в полной гармонии. Так автор "знакомит" читателя со своим героем - хорошим, добрым, искренним, нежным парнем. Весомым дополнением к целостного представления о Мелешкевича есть описание его одежды. Старицкий акцентирует внимание на нетипичном для жителей Киева начала XVII наряде Семена. На нем был "странно скроенный и нездешним подбитый мехом кафтан; под ним голубой едвабный однорядок, опоясанный кованым серебряным поясом, и бархатные синие узкие шаровары, вдетые в щегольские сапоги коричневой кожи, с раструбами вверху" [11, 434]. Такой внешний вид выдает в нем пришельца из-за рубежа. Действительно, Мелешкевич был вынужден несколько лет провести в Германии. Сначала он учился у лучших мастеров, потом на его долю лишения и тюрьма. Чудом освободились, парень возвращается в Киев, но родной город встретил его неутешительными новостями. На Семена возведена клевета, имущество продано за бесценок, любимую девушку хотят выдать за другого, а его самого считают казненным за разбой. Отчаяние охватывает парня, обиженная гордость требует мести, и, прежде всего, дальнему родственнику, богатому купцу Федору Ходиці, который ради собственной пользы наплел интриг против него. И постепенно, узнавая от своих друзей о невыносимые притеснения народа польской шляхтой, посягательство унии на святыни украинцев, личная обида отходит на второй план. Семен осознает, что единственный способ помочь киевлянам и помочь власому беде - это участие в деятельности православного братства. Автор передает постепенное возмужание героя, используя свою не самую любимую портретную деталь - глаза. "В его глазах не сверкал мятежный огонь, мутившийся ужасом и отчаянием, а напротив - взор их был хотя и печален, но в нем таилась спокойная твердость, бесповоротная решимость и упование" [11, 556]. Имеем все основания сказать: фактически происходит духовная эволюция персонажа, поскольку он начинает осознавать свою ментальность, принадлежность к огромного народа, который страдает под гнетом чужаков, пытающихся лишить его самого дорогого - родной веры. Ведь церковь - не только средоточие духовности народа, а основная консолидирующая сила, которая сплачивает украинцев" [3, 46].
Вообще это короткое "знакомство" вызывает у реципиента уважение к персонажу. А принимая во внимание цветовую гамму, использованную автором в описании внешности парня ("голубой", "серебряный", "синий", "коричневый"), становится явным факт умелого авторского оперирования средствами образности, с помощью которых он чрезвычайно тонко расставляет акценты в понимании характера Семена, доминирующими чертами которого является внутренняя чистота, стремление к истине, справедливости и безграничная вера в себя, в людей, в высшие силы.
Можем утверждать, что для М.старицкого важным является отношение персонажа к православной вере. Негативные образы - Ходика, Юзифович - католики, ненавидят, унижают веру "схизматиков". Для всех же положительных персонажей повести родная православная вера и церковь олицетворяют Украину, поэтому защитить эти святыни от посягательств унии является первоочередной задачей каждого сознательного украинца.
Такими религиозными, набожными и чуткими к народного горя является киевский войт Балыка и его дочь Галина, которую горячо любит Мелешкевич. Изображая Яцка Балыка, автор подчеркивает прямой осанке персонажа.
Автор стремится к экономии в использовании средств характеротворення. Такая экономия достигается благодаря уникальной специфике детали выявлять, выделять скрытые черты внутреннего мира индивида.
В целом же художественная целостность видения персонажа достигается благодаря освещению портретных деталей, которые выполняют характеротворчу функцию. Например, "длинные седые все придавали физиономии войта весьма серьйозный и внушительный вид, а нервная подвижность ее обнаруживала некоторое упорство и вспыльчивость характера" [11, 444].
Художественный потенциал портрета передает, кроме внешних черт, внутренние перипетии. Для этого автор пользуется динамическим портретом. І.Семенчук акцентирует внимание на специфике динамического портрета в литературе - "выразить все переливы душевной жизни героев в их физическом проявлении - мимике, жесте, выражении глаз. Таким образом, внутренняя жизнь человека писатель воспроизводит во всем его процессе" [9 ,19].
Автор акцентирует внимание на глазах как прямых виразниках душевной сути Балыки, который имел "светлые, открытые глаза, в которых теплилась бесконечная доброта" [11, 444]. Благодаря насыщению средствами контекстуально-синонимического подчеркивание (эпитетами: «светлые», «открытые», «бесконечная») этой портретной зарисовки образ войта может быть интерпретирован реципиентом как образ строгой, уважительной, принципиального и справедливого человека, но в то же время доброй и искренней.
Похожей характером на отца и Галина. Ее портретный описание Старицкий подает в сопоставлении с портретом подруги Богданы. Имеем возможность наблюдать, как, используя такое средство как контраст характеров, автор создает полярные по внешним проявлением и внутренней сущностью образы. Богдану изображено так: "нежная блондинка с роскошным цветом лица, пухлыми губками,.. привлекательными чертами лица" [11, 441]. О Галине, как главную героиню, сказано больше: "она была выше своей подруги и немного худощавие, что придает особенную стройность ее изящной, гибкой фигуре. Темные волосы красивыми волнами обрамляют ее матово-бледное лицо" [11, 442].
"Деталь - миниатюрная модель субстанции искусства" [4, 367], которая обнаруживается в силе зависимости от содержания, что концентрируется на психологическом диапазоне. Портретная деталь имеет свойство художественной индивидуализации. На этом подчеркивает В.Ващук: "каждая выразительная портретная деталь эмоционально динамичная, является фокусом психического процесса" [1, 109].
М.старицкий, активизируя свойства портретной детали, как уже отмечалось, предпочитает найпромовистішій - глазам. Примечательно, что глаза являются своеобразным внешним кодом не только портрета, но и характера. Как говорит В.Фащенко, "выражение глаз - один из древнейших сигналов о душе" [12, 94] .
Описывая Богдану, автор делает упор на "смеющихся глазках цвета волошек" и "пухлых губках", та же самая деталь во внешности Галины несет значительно глубже психологическую нагрузку: "большие черные глаза, опушенные длинными ресницами и строго очерченные бровями... придают лицу глубоко вдумчивое, сердечное, но и несколько печальное выражение" [11, 442]. Здесь же писатель добавляет: "все влечет к этому нежно-грустному взору, в глубине которого таится загадка, но вместе с тем и вызывает не игриво-радостное, а скорее молитвенное настроение" [11, 442]. Богдана представляет собой образ типичной міщаночки, недалекой, веселой, жизнерадостной. Ее портрет дополнен подробным описанием наряд - яркого, пышно украшенного. В характеристике девушки доминирующую роль играет именно одежда, которая подчеркивает приземленность красоты девушки, красоты, прежде всего, внешней.
Кроме информативной, паспортной функции портрет Богданы выполняет основную характеротвірну функцию - двойного контраста: прекрасная внешность девушки противоречит ее моральной "приземленности", зависимости от материальных ценностей.
Итак, в поэтике характеров М.старицкого презентация персонажей проходит благодаря описанию элементов одежды, которые являются показателями стиля человека и способствуют образованию ее визуального образа, является признаком "жизненного почерка" героев.
В отличие от Богданы Галина привлекает гармоничным сочетанием красоты и духовной красоты. Каждая деталь его портрета свидетельствует о скромность, религиозность, благочестие, духовность, интеллект, рационализм, умение любить, достоинство. А эпитет "темный" лишь углубляет и усиливает значимость этих черт характера девушки, что наиболее ярко проявляется в одежде: одета была в бархатный темно-гранатового цвета байбарак", на ее шее висел большой золотой крест", голову украшала из черного бархата, унизана только жемчугом, лента [11, 442]. Одежда акцентирует на молодости, привлекательности, изысканному вкусу Галины; подчеркивает ощущение красоты и гармонии.
Воспроизводя детали одежды Старицкий значительное внимание уделяет семантике цвета. Интересно, что один и тот же колоратив имеет поліваріантну психологическую характеристику, указывает на полярность характеров. Это касается художественной природы черного цвета.
Весь внешний вид подчеркивает спокойную, но твердую натуру девушки, ее глубокую веру в Бога, чистоту души. Этим Старицкий продолжает традиции украинской романтической прозы (можно проследить сходство Галины с главной героиней одноименной повести Квитки-Основьяненко "Маруся"). Узнав о смерти любимого, девушка хочет отказаться от мирской жизни и уйти в монастырь, но планы отца выдать ее замуж за сына Ходики не способствуют реализации этого намерения. Галина упрямая, твердо стоит на своем, мечтает о тихой монастырской жизни и страстно любит Семена, хотя и считает его покойником.
Стоит отметить, что каждый едва уловимый душевный порыв героини Старицкий передает то через блеск взгляда, то через улыбку, жест. Выражение лица Галины каждого следующего мгновения меняется в зависимости от ее настроения, воспроизводя всю сложность ее мыслей, чувств, ощущений, чему способствует параллельное введение пейзажей. Например: „В открытую форточку врывались в светлицу Галины струи мягкого воздуха, пропитанного запахом распустившихся почек, ласкающая и манящая свежесть эго раздражала сладким трепетом сердца и возбуждала радостное ощущение бытия, а веселое чириканье ... воробьев да щебетание пташек. Весь этот гам ликующей жизни ... усиливал светлое настроение девушки" [11, 593].
Особенности портретного мастерства М.старицкого-художника как раз и заключаются в стремлении воспроизвести все переливы душевной жизни персонажей в их физическом обнаружены - мимике, жесте, выражении глаз, внешнем виде.
Чрезвычайное значение приобретают портреты при изображении отрицательных персонажей. Главным носителем зла в повести есть купец Федор Ходика. Чтобы достичь богатства и власти, он не останавливается ни перед чем: тайно плетет интриги, отрекается от православной веры. Изображая из себя послушного гражданина, тем временем укрепляет отношения с польской шляхтой, помогает униатам лишить украинцев их святынь. Именно ради собственного обогащения он оговорил Мелешкевича, чем устранил со своего пути соперника. Ходика хочет породниться с войтом Баликою и за женитьбы сына Панька с Галей создать надежное прикрытие своим преступлениям. Настолько коварна, духовно бессонница человек по канонам романтической литературы не может выглядеть привлекательно. Воспроизводя физиологическую организацию персонажа художник прибегает к натурализации деталей телосложения, характеристика которых свидетельствует о сущность героя. "Фигура Ходыки, высокая, костлявая, со впалой грудью, была несколько сутуловатой... В волосах эго, черных как смоль, не было еще седины и следа, она проглядывала предательски лишь на усах...да жидкой клочковатой бородке. Худое, скуластое лицо...было темно и словно обтянуто пергаментом" [11, 444]. Видим, будто что-то демоническое проступает во внешности этого человека. В подтверждение этой мысли обратим внимание на его глаза: "узко прорезанные, черные, как агат", они были "крайне подвижны и постоянно вспыхивали то зелеными, то белесоватыми искрами" [11, 444]. Кстати, одет Ходика был в "черный бархатный длинный кафтан" [11, 444]. Нетрудно заметить во всей портретной зарисовке доминирование черного цвета как проявление темной внутренней сути личности. А ряд использованных эпитетов («высокая», «костлявая», «сутуловатая», «впалая», «белесоватые») не просто выделяет его характерные черты, но и усиливает их негатив. Итак, имеем яркий образец изображения персонажа путем сочетания внешне-выразительных деталей портрета и внутренне-психологических черт характера.
С точки зрения использования автором приемов создания характеров средствами художественно-психологического портретирования интересным является еще один персонаж повести - обедневший шляхтич Юзефович, шпион и прислужник Ходики.
Уже в начале произведения короткими портретными штрихами писатель привлекает внимание "к жалкой оборванной фигуре", словно "трусливо пряталась в тень очага корчмы и "напоминала или обнищалого мещанина, или бедняка из крестьян" [11, 425]. Значительно позже автор раскроет его имя и роль в ходе событий.
Воспроизводя физиологическую организацию персонажа художник прибегает к натуралзації деталей телосложения, характеристика которых свидетельствует о сущность героя. Путем постепенного добавления все новых деталей характеристика Юзефовича расширяется автором до такой портретной зарисовки: "роста он был небольшого, с сутуловатыми плечами и непропорционально большой головой, покрытой короткими черными волосами. Лицо...внушало всяком отвращение и недоверие" [11, 460].
Динамический портрет использует и Старицкий. Автор мастерски применяет законы "фізіогномічного искусства" [10, 36], в котором все проявления мимической выразительности - жест, улыбка, взгляд - передают тончайшие психические изменения, является проявлением настроения, эволюции чувств.
Дополняют внешний и внутренний портрет персонажа такие детали, как "большой, словно прорезанный рот с узкими бескровными губами, который кривился в какую-то затаенную улыбку" и "маленькие черные глаза, которые постоянно бегали по сторонам, как бы стараясь скрыть свое истинное выражение" [11, 460].
Юзефович представляет собой ничтожный, хитрую, расчетливую человека, позбалену каких-либо моральных принципов. Это идеальный слуга и помощник для Ходики, нечистая совесть которого постоянно выдают глаза - он смотрит вниз, избегает прямого взгляда собеседника.
Следовательно, портрет, это не просто информативный рисунок, а описание внешности, который дает ключ к пониманию внутреннего потенциала человека. Портретная динамика способствует исследованию скрытых механизмов внутреннего мира персонажа. Старицкий через портретные детали, их динамику передает сущность человека, его внутренний мир, а читатель, воспринимая их, усваивает письменникову видение человека и концепцию личности, что способствует процессу эстетически-духовной коммуникации.
Литература
1. Ващук Ф. Психологическое раскрытие характера в поэме Шевченко «Наймичка» // Сборник трудов ХХVІІ научной Шевченковской конференции. - К.: Наукова думка, 1989. - С. 100-110.
2. Гегель. Лекции по эстетике // Гегель. Сочинения: В 13 т. - Т. 12. - М: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 471 с.
3. Горболіс Л. "Мы захищатимем наши святыни, нашу веру и нашу землю!"(по повести м. старицкого "Последние орлы") // Дивослово. - 2000. - №7. - С. 46-49.
4. Добин Е. Искусство детали наблюдения и анализ. - Л.: Советский писатель, 1975. - 192 с.
5. Зингер Л. В портрете: Проблемы реализма в искусстве. - М.: Знание, 1959. - 54 с.
6. Кодак М. Поэтика как система. Литературно-критический очерк. - К.: Днепр, 1988. - 150 с.
7. Левчик Н. Историческая проза м. старицкого (Далекие образы - близкие идеи) // Слово и время. - 1990. - №12. - С.38-44.
8. Литературоведческий словарь-справочник / под ред. Г. Гром'яка, Ю.Коваліва и др. - К.: Академия, 1997. - 752 с.
9. Семенчук И. Искусство портрета. - К.: Днепр, 1993. - 188 с.
|
|