Сочинение
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
ОБРАЗ РОДНОГО КРАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ П. ТЫЧИНЫ
Павел Тычина (1891-1967) занимает особое место в украинской литературе XX века. Родившись в семье сельского дьяка на Черниговщине, он с детских лет впитал в свою душу и красоту великолепной полесской природы, и неповторимую мелодичность украинского языка, и волшебное многоголосие народной песни. Поэт был чрезвычайно талантливым человеком: он свободно владел пятнадцатью языками, прекрасно рисовал, играл на нескольких музыкальных инструментах, был прекрасным певцом и дирижером, писал музыку. Но самый заметный след он оставил в литературе. Своим творчеством Тычина открыл целую эпоху в развитии украинской и мировой поэзии, обогатив ее новаторскими идейно-художественными решениями, умело соединив глубинные традиции украинской национальной культуры с высочайшими достижениями культуры общемировой. Гениальный художник, уже при жизни был канонизирован чиновниками от литературы, поэт по-настоящему только сегодня приходит к нам со своей замечательной пейзажной, любовной, философской лирикой, зворушуючи глубиной и искренностью чувств, преданностью родной Украине.
Образ Родины с большой любовью и нежностью изображен во многих произведениях Тычины. Стихотворение «Голубизна мою душу обвіяла», написанный еще молодым Тычиной, передает его восхищение красотой родной земли. Весь этот небольшой поэтическое произведение напоминает прекрасный акварельный рисунок:
Ручей среди рощи, как ленточка.
На цветке бабочка, как свечечка.
Волнуют, маюють, цветут поля -
добрый день тебе, Украина моя!
Искренняя любовь к матери-Украины звучит в таких стихотворениях поэта, как «Не знаю и сам я, за что так люблю Безщасную тую мою Украину?» и «Україно моя, моя дорогая Украина...». Тычина стремится облегчить страдания своего народа, хочет приносить пользу дорогой его сердцу Отечестве. В вопросе «Чем я втішу тебя, чем тебя успокою?» ощущаем глубину его любви, которой он отдает все свои силы.
Взволнованно пишет поэт о родной земле в стихотворении «Ах, не смейтесь вы надо мной....». Обращение-предостережение «Не трогайте моей Страны» адресовано всем тем, кому безразличны судьба Украины и ее народа, кто издевается над ней, смеется над ее страданиями. Трепетной нежности полны строки этого маленького лирического шедевра, в котором воплощено исключительной силы и красоты чувство любви поэта к Родине. Родная мать и ненька-Украина - вот самое важное в жизни Павла Тычины. Поэтому и не случайно это стихотворение поэт заканчивает риторическим вопросом: «любите Ли вы свою мать?».
Образ родного края обрисован в первой законченной поэме Тычины «Золотой гомон». Этой поэме завершается его знаменитый сборник «Солнечные кларнеты». «Золотой гомон» написан поэтом летом 1917 г. Это был тот неповторимый период украинского национального возрождения, когда всем верилось в счастливую судьбу народа, что наконец пробудился к борьбе за свою свободу. Радость, что переполняла душу Тычины, выплеснулась в строки его поэмы, и все произведение напоминает прекрасную вдохновенную песню во славу родной земли.
Со страниц «Золотого гомону» перед нами встает прекрасный образ Украины, с любовью изображен поэтом. В первых строфах произведения Тычина передает всеобъемлющую атмосферу радости народа, веками стонал в ярме, его неудержимый порыв к свободе, к действию. Мы читаем поэму и как бы видим события тех далеких времен.
В Киев, столицу новообразованного государства, со всех уголков Украины идут люди. их счастливые голоса гармонично сливаются с «мощными реками» «колокола Лавры и Софии», с «голубями-молитвами», что в «повнозгучнім храме аккордами расцветают». Природа тоже вроде радуется со всеми: «Днепр трогает струны», «засмеялись горы»до людей говорят «тополя, цветы и Днепр». Все вокруг бурлит светлой радостью пробуждения, шумит, бурлит, как пишет Попов, «звенит, звенит, звенит».
Поэт припадает к родной земле и вслушивается в эхо могучей поступи народа. Со всех уголков Украины доносятся до Киева радостные звуки. В дрижанні земли поэту будто слышатся слова:
Я - сильный народ,
Я молодой!
Вслушиваясь в «золотой гомон», что звучит над Киевом, вглядываясь в глаза своего народа, освобожденного от оков многовекового рабства, поэт славит «неугасимый Огонь Прекрасный, Вечный Дух». Это - тот Дух, который воспел И. Франко в своем «Вечном революционеру», тот Дух, что тело рвет к бою, рвет за прогресс, счастье и свободу». Тычина верит в нравственную силу народа, в его победу над злом.
Писал летом 1917 г. свой «Золотой гомон», поэт и не догадывался о те тяжелые испытания, которые вскоре выпадут на долю его многострадальной Родины. Не догадывался, что пройдет немного времени и украинские патриоты упадут кровавыми трупами на полях разоренного врагом края. Но гениальный художник будто предчувствовал будущие трагические события. И эти его предчувствия воплотились в ужасных картинах братоубийственной войны, описанной им в поэме.
Нельзя спокойно читать строки произведения, рассказывающие о том, как брат отрекается от брата, забыв про все, что их объединяло раньше, как вместо слова любви звучит жестокое: «Отойди! Убью!». Как страшный символ будущих несчастий нашего народа появляется на страницах произведения черный бездушный птица, своим криком хочет заглушить прекрасный золотой гомон украинского национального возрождения.
Но какие бы трагические события не ждали в будущем на Украину, Тычина верит, что победит свет, а не тьма, любовь, а не ненависть. Его поэма заканчивается величальною песней родной земле, родному народу, борющемуся за свою независимость и остановить который не удастся никому.
Произведение Тычины отличается совершенством формы, богатством используемых тропов, сложностью символики. В нем ярко проявились характерные особенности творческого стиля поэта. Центральным в поэме является образ «золотого гомона». Этот емкий поэтический образ олицетворяет всеобъемлющую человеческую радость, высокое духовное возвышение народа, пробужденного к новой жизни.
«Золотой гомон» стал общеизвестным образом-сим-волом, образом-аллегорией. И когда в конце 80-х - начале 90-х годов в Киеве снова взволнованно зазвонили колокола, призывая к борьбе за независимость, прекрасное тичининське «Над Киевом золотой гомон» зазвучало по-новому радостно и оптимистично, возвращая надежду отчаявшимся, давая силы слабым.
Об Украине были мысли поэта, когда он писал свою поэму-тетраптих «Скорбящая мать». Поэма создавалась в трагические дни весны 1918 г. В начале марта в Киев вступили немецкие войска: начал действовать Брестский мир, по условиям которого Германия получила право непосредственно вмешиваться во внутренние дела Украины. Драматические события, которые происходили зимой и весной 1918 г. в нашей стране, побудили Шест обратиться к библейского сюжета, связанного с образами Иисуса Христа и Марии. В дни жестокой расправы с украинскими патриотами картины террора, свидетелем которых стал поэт, ассоциировались в его сознании со сценами мучений и гибели Иисуса Христа.
В i части поэмы рассказывается, как «по полю, обніжками, пределами» идет Скорбящая мать. Тяжела ее дорога: в ржи чернеет чей-то труп, угнетает и ужасает мертвая тишина вокруг.» Острая боль ножами пронзает сердце Божьей Матери и, остановившись, она плачет и над судьбой своего сына, и над судьбой родного растерзанного края.
Описывая увиденные Марией страшные картины, поэт в отчаянии восклицает:
Как страшно! человеческое сердце
К краю обідніло.
О встрече Скорбящей матери с учениками ее сына читаем во II части. Единомышленники Иисуса Христа верят в его воскресение, ищут дороги к нему. Они хотят попасть в Еммауса, где, по Евангелию, Иисус Христос рассказал о своем чудесном воскрешении. В ответе, который дает учащимся Мария, нам слышится голос самого Тычины, замученного кровавым видением Украины, розіп'ятої на кресте гражданской войны:
Идите на Украину,
Заходите в каждый дом -
Чай вам там покажут
Хоть тень его розп'яту.
В третьей и четвертой частях тетраптиху поэт описывает безмерный боль матери, ее невыносимую тоску по потерянным сыном. В своем тяжелом горе она не верит, что Иисус воскрес («Христос воскрес? - не слышала, не знаю, не знаю»), в том, что родной край сможет подняться из руин. Но и ветер, что веет в поле, и цветы зверобоя, и колосочки призывают ее поверить в возможность воскресения, удивительного возрождения после смерти. Как из крови погибших на поле боя родились цветы, как после страданий и мучений «Он родился во второй раз», так обязательно возродится и родной край.
Поэму не случайно посвящено матери Павла Тычины Марии Васильевне. В образе Скорбящей матери поэтом воплощены лучшие черты его родной матери и всех матерей Украины, которые оплакивали своих детей, которые погибли за свободу Украины.
Образ Скорбящей матери является одним из лучших в раннем творчестве Тычины. Он стал символическим образом самой матери-Украины, тяжело израненной в боях гражданской войны, но все равно прекрасного - и в своих страданиях, и в своих надеждах на лучшее будущее.
Поэмы «Золотой гомон» и «Скорбящая мать» занимают важное место в творчестве поэта. «Оба выдающиеся произведения ...объединяет тема Украины, ее национальной судьбы и надежд на будущее... В их основе лежит искренний и настоящий патриотизм...» - пишет известный литературовед Леонид Новиченко. Поэмы вошли в первый сборник Тычины «Солнечные кларнеты», что стала вершинным достижением украинской литературы XX века. Глубина философских размышлений и преданность гуманистическим идеалам, романтическая окрыленность и особая синтетичность художественного мышления, новаторская смелость в использовании тем, образов, языково-выразительных средств и особая музыкальность стиха - все эти черты поэтического стиля Тычины полной мере присущи поэмам «Золотой гомон» и «Скорбящая мать».
Жизнь великого поэта было частью жизни всего украинского народа. Вместе с ним он печалився и радовался, погибал и снова воскресал. И, кажется, весь безмерность его любви к Украине уместился в нескольких зболено-горьких строках его стихотворения, написанного незадолго до смерти:
Радости и черный день - все я с вами разделю. Любите вы Украину - я еще больше ее люблю.
|
|