11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Утверждение незащищенности Киева как символа украинской нации в поэме Максима Рыльского «Неопалимая купина»
В историю украинской литературы Максим Рыльский вошел как самобытный национальный поэт, патриот Украины, который искренне и высоко поднимал национальную идею, будил историческую память своего народа, утверждал мысль о его талантливость, национальное возрождение страны, бессмертие родного языка. Поэтому, по моему мнению, не удивительно, что его поэмы «Слово о родной матери», «Жажда», «Неопалимая купина» и сборники «За родную землю», «оружие Света», «Большая час» воспринимаются как поетове признание в нежной сыновней любви к Украине, прославление ее исторического прошлого. Впечатляет большой степень уважения к своему народу, к родной отцовской земле.
В наше время, когда Украина, провозгласив независимость, уже десять лет является суверенным государством, очень актуального звучания и значения приобретает поэма М. Рыльского «Неопалимая купина», написанная 4 октября 1943 года, незадолго до освобождения Киева от фашистских захватчиков. Уже само название вызывает представление о нечто вечное и величественное. Так библейский куст, который горел, не сгорая, Из которого доносился голос Бога, стал символом непобедимости народа Украины в любое время:
Ты слышишь, отец, как ступает
Непобедимая рать твоя,
Как древний Фастов посылает
Полки Семена Палия?
Источник этой непобедимости и силы поэт видит в древнем Киеве, в исторической памяти о славных предков за свободу Украины, которых рожала ее история во все времена испытаний.
Тяжелые и важные события изображает Рыльский, пытаясь доказать мысль о вечности и неистребимости Киева. Начав поэму из образа князя Владимира, который
Сквозь непроглядную ночь кровавую,
Благословляя народ,
Ведет свой народ, свое государство
На ясны воды от невзгод,
Рыльский сразу вводит читателя в жестокую и страшную атмосферу войны, где «дитя, растоптанную копытом, ...встает, как судия над миром, и дверь правде відчиня», где «на суд сошлись горы, море, вздрогнули гневом небеса». И вот мы уже видим, что, как неопалимая купина, «вновь лоб подводит Киев, чтобы не клонит чело век». Краткими, но емкими строками поэт рисует жизнь Киева, Украины в древности, в казацкие времена и подводит таким образом нас в тяжелые годы фашистского нашествия.
В этом разделе мы слышим крик боли за разрушенный Киев, залитую кровью Украину. И хоть безграничным горем полны строки, где изображается «гадкая немота», автор твердо уверен в том, что врага постигнет неизбежная расплата за приоткрытое зло, а народ, Украина, Киев возобновятся в труде и добрые, как неопалимая купина:
Конай же, кате окаянный!
Горы на вечном огне!
Пусть новая жизнь восстанет
В неопалимой купине!
В этой поэме М. Рыльский делится с нами еще одной мыслью: Киевская Русь - это Украина, единое государство с единым народом. Доказывая это, он говорит, что Владимир «ведет свой народ, свое государство...», и тем самым подчеркивает: Киевская Русь - это древняя Украина, а не «общая колыбель трех братских народов».
В грозное военное лихолетье родилась эта поэма, поэтому столько в ней эмоциональной силы, искренности и надежд на лучшее. Вслед за поэтом проникаешься уважением к историческому прошлому своей земли, любовью к Украине современной, чувствуешь гордость за причастность к славной украинской нации.
|
|