7 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Образ крепостного крестьянина-бунтаря Николая Джерри (по повести И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря»)
Одним из наиболее известных произведений И. С. Нечуя-Левицкого является его повесть «Николай Джеря», главным героем которой является крестьянин-крепостной, бунтарь против панского гнета - Николай.
Николай - сын крепостного крестьянина Петра Джерри. Рисуя портрет героя, автор произведения подчеркивает свою симпатию к герою. «За Джериною домом, под старой грушей, на зеленой траве спал молодой парень, подложив под голову белую свиту. Черная меховая шапка скатилась с головы на траву. Черные волосы на голове, черные брови очень отчетливо блестели на белой свите. Воспаленное лицо было красивое, но очень молодое. Красный пояс обвивавсь, словно гадюка, кругом тонкого состояния».
Николай письменный, он проявляет способности к рисованию, резьбы, музыки. Так, стену в доме украшают нарисованные им красочные цветы, на полке стоит искусно сделанное мельничное колесо. Когда Николай был еще маленьким мальчиком, он сам сделал маленькую скрипочку и сам научился играть. В музыке он изливает свои чувства - «начал веселого казачка, а сам смычок вернул на жалкую».
Итак, этот юноша не только красивый, но и умный, одаренный, полон высоких духовных порывов.
Сын крепостного, он принадлежит к числу тех представителей порабощенного народа, которые органически не могут примириться с положением раба и страдать молча. Напрасно мать уговаривает его не задевать есаулы, не дразнить господина. Николай Джеря уговаривает крестьян не выходить на господский лан, смело выступает против есаулы и Бжозовского и сам, конечно, отказывается работать на господина. Разъяренный господин грозится всех их отдать в солдаты. Но Николай не покоряется. Наоборот, он вместе с товарищами расправляется с доносчиком - есаул иван, хорошо выбив его палками. С того времени судьба его решена: ему и его единомышленникам «побреют лбы», и на долгие годы они пойдут в солдаты. Наступает решающий момент в жизни Николая. Что делать? Нет жизни на селе, но царская солдаччина хуже каторги. Он решает бежать.
И вот Николай, Петр Арбуз и их единомышленники уходят в ночь, когда горят скирды барского хлеба, подожженные неизвестно кем, идут в зареве громадного пожара. Для Николая и его товарищей начинается новая жизнь, но тоже нерадостное. От одного эксплуататора попадают беглецы в лапы другого, потому бурлачестве на заводах не лучше барщину. Николай и те, кто выжил, бегут дальше в свободные степи, в далекую Бассарабію, к берегам Черного моря. Натерпевшись горя на сахарных заводах, беглецы вдруг почувствовали себя людьми.
«На бурлак повіяла широким крылом золота воля, воля всякого бесталанности, от страха перед господином, барщиной и рекрутчиною».
Но у Николая эта радость быстро проходит. Он не может забыть о родном селе, об оставленных там жену, мать, дочь. Свое бегство он чувствует как вину перед ними, перед всеми, кто остался в неволе. Не радует его ни чарующая красота моря, ни любовь прекрасной девушки Мокрини, дочери рыболовного атамана, который был таким же эксплуататором, как и господин Бжозовский, как арендатор сахарного Бродовский. После столкновения с Ковбаненком совсем загрустил Николай, и тут его поймал господин и посадил вместе с товарищами в тюрму. им грозил Сибирь, но вдруг пришла воля. И вот Николай в родном селе. Но он не застал в живых ни матери, ни Нимидору, которая, всю жизнь ожидая его возвращения, так и умерла в неволе. Застал только дочь Ленку, которая была уже замужем.
Николай надеялся на лучшее. «Окончилась барщина: теперь и мы господа, и своего докажемо», - говорит Николай сельской общине. Однако его попытки бороться с господами, с кулаками - старшиной закончились поражением. Вместо одной барщины завелась другая. «Вот тебе и воля, - говорит Джеря. - Вот тебе и вернулся в дом. И зачем было возвращаться в этот проклятый край! Будь он трижды проклят от Бога и от людей». Но тяжелые обстоятельства не сломили его характера, его человеческого достоинства. Стареющий, одинокий, он продолжает гореть и протестовать против господского произвола.
До конца своей жизни Джеря шел против господ, боролся против несправедливости.
|
|