«Слово о полку Игореве» было напечатано в 1800 году из рукописного списка XVI века, принадлежавший книгосховищу Спасо-Ярославского монастыря.
«Слово...» - величественная достопримечательность гения нашего народа. По своим идейно-художественными особенностями - это вершинное достижение древнерусской литературы. Оно «золотит» собой всю эпоху. Это произведение, очевидно, не был одиночным бриллиантом, а продолжал существующую литературную традицию своего времени. И сам автор отмечает в предисловии, что он будет писать «старыми словесами», имея в виду подражание образцам, которые не дошли до нашего времени.
Однако, следуя традиции, автор «Слова...» нигде не опускается до голого подражания, копирования. Творчески усвоив опыт своих предшественников и современников, переплавивши его в горниле своего таланта, неизвестный автор создал неповторимый поэтический мир, очаровывает и нынешнего читателя своим совершенством, самобытностью, глубиной суждений.
«Слово о полку Игореве» рассказывает о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев, которые своими набегами наносили Русской земле чувствительные удары. Об этом событии существовали летописные рассказы. Однако автор «Слова...», в отличие от летописцев, не столько сообщает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над ними, над судьбой родной земли, обнимая своим духовным зрением времена от «старого Владимира до нынешнего Игоря».
Как ярый патриот и современник тех событий, автор «Слова...» отбирает самые яркие эпизоды похода князя, прежде всего те, что дают возможность сделать вывод о причине поражения русской дружины. Композиционно «Слово...» состоит из повествовательных сцен о походе Игоря и его поражение (выступление, объединение полков, первая победная и вторая неудачная сражения, плен Игоря и его бегство), а также из авторских публицистических раздумий и поэтических картин (обращение к «вещего» Бояна, рассуждения о поражение русичей, «золотое слово» Святослава и т.д.). Оба планы объединенные патриотической идеей - призывом к русским князьям о единении, династическую солидарность ради единства и процветания Русской земли.
«Русская земля», «русичи», жена Ігорева - это опорные слова произведения, исполненные для автора неописуемой любви, гордости и одновременно сожаления. Сконцентрировав в себе силу авторского чувства, они излучают в тексте светлую энергию. И хотя основной тон рассказа пессимистический (так же черная земля «костями была посеяна, а кровію полита», русичи «полегли за землю Русскую»), однако содержит в себе большой оптимистический заряд: есть на Руси-Украине воины, способные сохранить силу и величие родной земли.
С героическим пафосом воспевая русских воинов, автор печалится раздором среди князей, от которых зависело благополучие родной земли, потому что эти распри привели к поражению и кровопролития. Широкий политический кругозор, масштабное видение исторических событий дали автору возможность подняться над интересами той среды, которую он сам представлял, - высших классов. Он прославляет достоинства лишь отдельных храбрых мужей, в целом же корит князей за эгоистичное славолюбство, раздор, выделяя из массы разве что Святослава, Игоря, Всеволода.
Сознательно идеализируется в произведении образ киевского князя Святослава. И это понятно, ведь князь представлял верховную власть, Киев как центр не только территориального, но и духовного единения русских земель. А потому и возникает он как мудрый политик, достойный правитель, который, как отец, переживает за недостойные дела детей своих. Его любовь к соотечественникам раскрывается в «золотом слове», со слезами смешанном, где Святослав призывает русичей постоять «за землю Русскую». И, кажется, что из глубины веков обращается он к наших современников, умоляя их любить и уважать землю своих далеких предков.