Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко

Художественная проза Бориса Гринченко полна ничем не украшенной жизненной правдой. Не с холодной рассудительностью наблюдателя воспринимал художник народное обездоленность, а пылким сердцем человеколюбца. Писатель познал нелегкую судьбу народного учителя, поэтому в своих произведениях обрисовал то, что хорошо знал, с чем непосредственно сталкивался, среди чего жил.
Писатель за десять лет обучения в народных школах понял необходимость образования для простого крестьянина. Поэтому литература стала для него еще одной формой общественной деятельности. Писатель хотел, чтобы как можно большее количество его произведений была доступна народу. А для этого нужно не вырисовывать бытовые детали, а глубоко проникнуть в психологию крестьянина.
Рассказы и повести Гринченко написаны простым языком, не перегружена сюжетными поворотами. Но сложные и драматические судьбы его героев поражают психологической достоверностью, вызывают сочувствие. Народная жизнь предстает в выстраданных, болезненных строках без украшений, оно проходит в постоянном труде ради куска хлеба. Нищета унижает и в конце концов искажает чуткого и совестливого народную душу. В рассказе «Гриша» главный герой, мальчик, который вырос в относительном достатке, бьется над проблемой: почему такие злые его соседи. Однако к концу произведения он понял, что это человеческая нищета, тяжелое добывание куска хлеба озлобило их против целого мира.
Главный герой рассказа «Без хлеба» Петр - человек честный и работящий. И хоть его небольшая семья - жена Аграфена и маленький ребенок - жила в величайшей бедности, однако в семье царили согласие и любовь. Через недороды молодой хозяин никак не мог встать на ноги, а «на весну совсем у крестьянина не стало хлеба». Долго Петр искал выхода, но без успеха. Напозичавшись, попытался наняться - не наняли, попросил в долг зерна из общественных закромов - староста отказал. А голод мучает...
Писатель реалистично изобразил психологическое состояние героя. Петр вспомнил, как в прошлом году староста украл четвертую часть ячменя из тех же закромов, из которых сейчас отказался дать ему в долг: «Они будут воровать наше добро, а ты с голоду умирай...»
Одной ночи Петр пошел к закромов, просверлил дырку и обострил три мешка зерна. Дырку залатал, а что украдено было немного, то преступления никто и не заметил. Появился в Петровой доме хлеб - и не стало покоя. Аграфена не могла простить мужу, что он решился на кражу: «Я любила тебя, а ты вором зробивсь». Сколько не уговаривал себя Петр, что иначе они бы с голоду умерли, однако облегчение такое утешение не приносила. Не выдержал бедняга пошел к обществу с повинной. Односельчане, увидев его искреннее раскаяние и стыд, простили Петра, потому что поняли, что такое честный человек лишь в отчаянии может пойти на воровство.
Безысходность становится невыносимой, когда нет на кого в жизни опереться, не на кого рассчитывать. Особенно трудно выжить в нечеловеческих условиях детям, особенно сиротам. В рассказе «Одна, совсем одна» сирота Марыся остается наедине с нуждой. В батраки никто не берет, за жилье заплатить нечем, есть нечего, и еще насілася на нее лихорадка. Не видя для себя никакого выхода, бедный ребенок ложится под поезд.
В полусироты Гали из рассказа «Сестрица Галя» остался отец, есть и дом, хоть убогая, но своя. Но в семье, кроме нее осталось еще двое маленьких детей. Со смертью матери для Гали закончилось детство. «Это маленькое худенькое девчушка с карими глазками, эта новая мама этим детям» удивила отца трудолюбием, терпением и заботливостью.
Писатель остается верным жизненной правде и тогда, когда изображает судьбу сельского учителя. В рассказах «Экзамен», «Непокорный» он воссоздал образ настоящего народного учителя, который искренне озабочен просвещением и, терпя нужду и непонимание сельского начальства, таки учит крестьянских детей, сея в их душах «разумное, доброе, вечное». Зная о тяжелом бедствии маленькой Александры, главный герой рассказа «Украла» пытается тактично подойти к ее поступку: девочка, обессилев от голода,
украла у одноклассницы горбушку хлеба. Учитель оправдывает ее перед классом - и дети, поняв, прощают ей вину.
Исповедуя идеей просвещения, Борис Гринченко не делает из своих художественных произведений деклараций о тяжелой жизни народа, он просто разворачивает картины этой жизни, что сами говорят за себя. Писатель верен жизненной правде, но он не сторонний наблюдатель, а человек, полный сострадания к обездоленным.