Заметный след в моей душе оставила повесть О. Кобылянской "Земля", которая написана на основе жизненных фактов. Это произведение меня взволновал. Читая его, я очень переживала вместе с автором, болела за судьбу героев. Писательница подняла вечную тему власти земли над человеком, к которому обращались многие украинских писателей. В этом произведении о. кобылянская поставила ряд вопросов, но не на все можно найти ответ, потому что на них нельзя ответить однозначно.
В повести "Земля" писательница рисует жизнь честной сельской семьи Федорчуков. Ивоника и его жена Мария тяжким каторжным трудом зарабатывали деньги, чтобы купить земли. Они работали, не покладая рук, и наконец добились своего. Кровью и потом досталась им земля. Они продолжают на ней работать, и земля отдает им должное. Івоніку называют лучшим хозяином в селе. Он любит свою землю, все его мысли сосредоточены вокруг нее. Федорчуки работают, "как волы", не думая об отдыхе. Земля занимает важное место в их жизни, и они не представляют своего существования без нее.
Родители искренне надеются, что и их сыновья, Михаил и Савва, будут хорошими хозяевами и любить землю. Но их надежды относительно Саввы, меньшего сына, не оправдались. Он является полной противоположностью Михаилу, который имеет спокойную и трудолюбивой нрав. Савва не хочет идти по отцовским путем и пренебрежительно относится к труду на земле. Когда Михаил добросовестно работает на родительский земли, Савва прожигает время в Рахіри, своей возлюбленной, которую он любит до безумия.
Хотя писательница нас и не знакомит с этой девушкой, но мы можем сказать, что это бедствия и коварный человек, воровка. Она презирает семью своего жениха и настраивает Саву против родителей. Но они понимают, что жить счастливо без земли невозможно. Поэтому, когда отец грозится оставить младшего сына без куска земли, в Рахіри и Саввы вызревает коварный план. Она настаивает, чтобы тот убил Михаила и тогда вся земля достанется ему. Эти мысли пленяют ум Саввы и он не может о чем-то другом думать. Перед ним стоит выбор: или Рахира, или земля. И тогда Савва задает себе вопрос: "А почему бы не то и не другое?" Чтобы не потерять Рахіри, он решается на братоубийство. Савва убивает ни в чем не повинного Михаила. Произошла ужасная трагедия, которая нанесла всем неописуемых страданий. Безграничная любовь Івоніки к земле превращается в страшную ненависть к ней. Ему кажется, что земля смеется с него, он ее проклинает. Власть земли над человеком жестоко насмеялась с хозяев. Но Ивоника не хочет потерять последнего сына, поэтому и скрывает это преступление, прощает Савве страшный грех.
Возможно, трагедия произошла благодаря характеру самого Саввы, который с детства был жестоким, убивал животных и птиц, то есть с детства привык к кровопролитию. "Его взгляд обращался туда, где жертва, его глаза мелькали в холодном, как сталь, блеска". Сердце его "твердое и нехорошо". Савва поступил жестоко по отношению к своим родителям, хотя и знал, каких страданий причинит им это горе. Ради своих интересов он решился на братоубийство. Что можно сказать об этом человеке? Вообще, разве можно назвать его человеком? Савва оказался безвольным и бесхарактерным, если послушал ту воровку и убил родного брата.
Я думаю, что нельзя было ему этого простить. Такой человек не заслуживает сочувствия. Он должен был сполна заплатить за содеянное. Его оправдать невозможно. Даже тогда, когда Саву отпустили из тюрьмы за отсутствием доказательств, он ушел не к родителям, а к Рахіри. А казалось бы, что Савва после этого раскается и видеть ее не захочет, но мои надежды не оправдались. Я осуждаю Саву, а землю в этой трагедии виновной не считаю: если бы Савва не стремился к преступлению, его бы не случилось, во всем виноват сам.
Вообще, это произведение произвело на меня глубокое впечатление. Сподвиг на размышления. Повесть "Земля" еще долго будет волновать многих читателей.
Показ стремление женщины к независимости в повести "Человек" Ольги Кобылянской.
Интеллектуальная, гордая и цельная натура, равноправный и полезный член общества является этическим идеалом Ольги Кобылянской. Центральным образом подавляющего большинства произведений писательницы стала женщина - выходец из среднего слоя буржуазии, которая возвышается над окружением, противостоит ему, становится Человеком - царевной своей судьбы. Душевная чистота, развитое чувство собственного достоинства, самопожертвование ради любви и искусства, высокое чувство долга перед людьми - таковы ее героини.
Одним из произведений о судьбе женщины, о решении проблемы эмансипации женщин является повесть "Человек". Однообразная жизнь в глухих провинциальных городках, среда, основной моралью которого было унижения человеческого достоинства, тупость, лицемерие, вызвали у Кобылянской сразу. Не удивительно, что став активной участницей женского движения, она стремится улучшить положение женщины в буржуазном обществе. К изменению собственной жизни стремятся и ее героини.
Центральным персонажем повести "Человек" является Елена, дочь императорско-королевского советника Лауфлера, который имел четыре дочери и одного сына. Перед нами предстает типичная буржуазная семья, в которой царят консерватизм, мещанство и безнравственность. Елена всегда раздражала своего отца тем, что много читала и жила своим умом. Противопоставляя себя мещанской жизни, где труд считалась бесчестьем, а пьянство, картежные игры, лень воспринимались как норма поведения, девушка с удовольствием работает, стремится быть равноправной с мужчинами.
Мы видим, что писательница с любовью относится к своей героине, наделяет ее прекрасной внешностью, критическим умом. Может красивая, трудолюбивая, умная девушка быть счастливой? Желание счастья вполне естественное, но оно неосуществимо. Кто стоит на пути? Конечно, те мужчины, которые пытались унизить женщину. Брат Елены вел безпутне жизни и в конце концов застрелился из-за неразделенной любви. Отец запил, потерял должность и все семейные заботы переложил на плечи хрупкой Елены.
Мечтая о мире прекрасных отношений, духовную близость с любимым, Елена испытывает морального краха.
Ради спасения семьи от нищеты, девушка выходит замуж за лесника Фельс, молодого и красивого, но ограниченного и пошлого. Елена страдает от того, что должен делать насилие над своими чувствами. Вынужденной женитьбой Кобылянская подчеркивает трагизм, безысходность положения женщины в условиях капиталистической действительности. Но все равно повесть проникнута духом непокорности, большого гуманизма.
Для литературной жизни Украины конца XXI века проблема, поставленная в произведении, была актуальной. Елена - тип новой женщины в украинской литературе. Мы увидели девушку-інтелігентку, которая борется за имя и положение человека, но, по сути, погибает. Такой финал произведения диктовала жизнь. Писательница не могла противостоять этому.