Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
«Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие...» (по роману Ю. Яновского «Всадники»)

Лучшие свои прозаические произведения Юрий Яновский создает еще молодым человеком. Поэтому сквозь строки читается юношеское увлечение жизнью, смелость и, может, даже бескомпромиссность, горячее сердце и, вместе с тем, острое ощущение несправедливости, если такая была, любовь к морю, приключениям, всего нового и неизведанного. Современники писателя говорят, что таким он оставался до самой смерти...
Юрий Яновский сам был свидетелем событий, описанных в романе «Всадники», тогда, в сложные времена гражданской войны в Украине, ему было около восемнадцати лет. Понятно, что юноша воспринимал все окружающее очень остро, следя за событиями, пытаясь понять, осмыслить все увиденное и услышанное. Собственный опыт, исторические сведения и художественный вымысел нашли свое сочетание в романе.
Роман «Всадники» повествует о семье Половцев. Братья Половцы во времена гражданской войны оказались, как говорится, «по разные стороны баррикад». Так страшно осознавать, что недоразумения во взглядах политических и общественных привело к братоубийства, до преступления! Снова мы встречаемся со столкновением определенных жизненных теорий и забвением высшего (прежде всего, от социального устройства) морали. Отражением народной морали, неким рефреном звучат слова Мусия Половца: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». Но пятеро братьев Половцев не прислушиваются отцовской мудрости, они продолжают свое противостояние, борьбу против самых близких людей. Все враждующие силы той войны: деникинцы, петлюровцы, большевики, махновцы, - хотели счастья своей Родине, но видели разные пути его достижения. Такое трагическое недоразумение и привело к братоубийственной войны.
Читая роман, я заметил, что каждый из пяти братьев Половцев говорит о матери, но матерью не называет их общую мать, а каждый свое: это и «Россия-матушка», и «анархия - мать порядка» и другие подобные высказывания. Следовательно, они забывают, что настоящая мать для них - старая Половчиха и родная земля. Я считаю, что это понимание помогло бы избежать убийств. Уже после смерти Андрея и Оверка, на пороге смерти Панас Половец вспомнит отцу слова, едва ли не впервые поняв их истинное значение, и... будет убит Андреем Половцем.
К счастью, страшные события той гражданской войны уже далеко позади, десятки лет отделяют нас от них. Однако роман Ю. Яновского не теряет свое актуальности не только как историческое произведение, но и как произведение «идейный», с глубоким вневременным смыслом и значением. Ведь и сейчас очень часто Украина уже суверенное сильное государство, страдает от расколов, от противостояния мнений и взглядов. Очень обидно видеть, как раскол нации начинается через какие-то политические, языковые факторы, общественные неурядицы. Но цель все равно общая, почему бы не сплотиться вокруг нее и не решать все вопросы достижения этой цели вместе? Часто украинцы и на протяжении предыдущих веков, и сегодня становятся подобными героев известной басни Крылова, когда лебедь тянет вверх, щука - в воду, а рак идет обратно. Конечно, таким образом трудно тронуться виз развития хоть в какую-то сторону.
Я считаю, что размышления над этим вопросом должны, как говорят, не идти с мысли никакого сознательного украинца вплоть до того времени, пока не будет наконец достигнуто согласия относительно основных проблем. Ведь раскол внутри нации (фактически, внутри семьи) - самая сложная проблема, более сложная, чем решение каких-либо внешних трудностей. Мне кажется, что относительно этого вопроса роман Ю. Яновского «Всадники» может быть весьма поучительным и полезным для юношей и девушек, уже имеющих какую-то свою (несмотря на юношеский максимализм, часто радикальную) точку зрения относительно будущего своей Родины, не менее поучительным и для тех, кто только формирует свои гражданские позиции или вовсе не задумывается над этим.