Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Викторина-соревнование знатоков украинского языка и литературы
Ли хорошо мы знаем родной язык и литературу?

Тема: хорошо мы знаем родной язык и литературу?

Цель: путем проведения соревнования между классами проверить и углубить знания учащихся по украинского языка и литературы, которые они получали последний месяц; развивать логическое мышление, память, воображение и внимание; воспитывать любовь к родному языку и литературе; развивать чувство ответственности за коллективные достижения.

Тип мероприятия: проверка знаний, умений и навыков.

Оборудование: плакат с цифрами от 1 до 80, карточки с заданиями.



Ход мероприятия

И. Вступительное слово учителя: Как хорошо на душе, когда получаешь высокую оценку... Она твоя, самостоятельно заработанная. Никто не может упрекнуть тебя, что ты обязана еще кому-то за нее... Хорошее чувство, правда? А сегодняшнее мероприятие мы посвящаем коллективной работе. Победит ваша команда, зависит от каждого из вас в отдельности, и от всех вас вместе... Поэтому старайтесь прислушиваться друг к другу, ведь вы работаете за общее дело, на общее благо.

Перед вами таблица, где вы видите цифры от 1 до 80 (это количество вопросов: 40 - с языка, и 40 - из литературы). Первой будет выбирать цифру та команда, которая первой отгадает ребус-название своей команды. Дальше - выбирать цифру та команда, которая даст правильный ответ. Группа поддержки имеет право подсказывать команде, за которую болеет. Один правильный ответ = 1 балл. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов. Итак, если нет вопросов, предлагаю начать наш турнир!

II. Основное содержание мероприятия

ЯЗЫК:

1. Время имеет дієприслівник? (настоящее и прошедшее)

3. От каких глаголов образованы эти причастия: работая, поняв, окапывая, спасая, смеясь, вымыв, разговаривая, уточнив, шутя?

5. Назовите структурные компоненты произведения-размышления дискуссионного характера (зачин; главная часть: тезис, антитезис, аргументы, выводы).

7. Назовите последовательность разбора дієприслівника как особой формы глагола.

9. От представленных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида: обобщать, распространять, умываться, прыгать, морочить, почитаться, покупать, завидовать, хвалить, сторониться.

11. Дієприслівник - это...

13. Уложите схему, которая будет отражать признаки, что дієприслівник имеет от глагола и наречия.

15. Дієприслівник вместе с зависимыми словами называется... (Дієприслівниковим оборотом).

17. Назовите два случая, когда частица не пишется слитно с дієприслівником (когда без не не употребляется; когда не входит в состав префикса недо-).

19. Расставьте знаки препинания в предложениях: Возвращаясь домой Юра увидел дикую утку с утятами. Глядя в окно я услышала позади себя чей-то тихий шепот.

21. Почему в предложении «Петя шел хромая» не надо ставить запятую?

23. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

25. На какую букву всегда заканчивается дієприслівник?

27. Напишите сочинение-миниатюру, используя представленные деепричастия: розквітнувши, щебеча, сияя, радуясь.

29. Сконструируйте предложение, в котором дієприслівник не выделялся бы запятой.

31. Какой разряд по значению имеют наречия, отвечающие на вопрос как?

33. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.

35. От каких глаголов (переходных/непереходных) образовано поданы деепричастия: умываясь, одеваясь, зардевшись, замаскировавшись, разбежавшись, устав, каясь, испачкаться.

37. Сконструируйте предложение, в котором дієприслівниковий оборот расположится в начале предложения, в конце предложения.

39. Сконструируйте предложение, в котором дієприслівниковий оборот расположится в середине предложения.

41. Составить предложение с дієприкметниковими оборотами, используя приведенные словосочетания и ставя их перед определяемым словом и после него. Разрисованные морозом узоры, одчинені в сад окна, совмещенные краски цветов.

43. Перевести русский текст на украинском языке, расставить знаки препинания. Добавляя в краску яичный желток или молоко, делали ее более прочной. Перевод: Добавляя в краски яичный желток или молоко, делали ее более тривкішою

45. От глаголов образовать деепричастия:

Ломать-

Управлять-

Держать-

Увидеть-

47. Определите, какие из данных слов относятся к причастий. Подчеркните: Лежа, вышитая, радовались, щебетать, писала, читая, прочитав, рисовать, мечтать, согретая, напомнив, прибежал, овеянный.

49. Подчеркните словосочетания с причастиями:

Тревожная весть; встревоженный взгляд; Интересная статья, заинтересованный зритель.

51. Проставить знаки препинания:

Переставляя книги с места на место Марийка даже выглядела намного умнее.

Мать взяла в руки цветы специально для нее украшены серебряными ниточками.

Петр вернул стрелку развернутую на запад на восток.

53. Укажите, от каких глаголов образованы данные причастия:

Цветущая -

Убрана -

Разъяренная -

Переработана -

Сияющая -

55. На какие два разряда делятся причастия? Напишите по одному примеру.

57. Составьте одно предложение, используя два деепричастия сияющий, принесенный.

59. Образуйте дієприкметникові обороты из причастий:

Растоптанный, перепревший, недовольный, размякший

61. Прочитайте слово, записанное в карте цифрами (каждая цифра соответствует букве алфавита): 17, 19, 21, 25, 19, 16, 19, 4, 12, 33.

63. Проставьте ударение в словах:

Дрова, произношение, задачи, имя, дочь, километр.

65. Где нужно, вставьте пропущенные буквы или знаки:

Прої_зний, шіс_надцять, уман_ський, здоров_я, св_ято, жовто_гарячий.

67. Закончите пословицы:

Кто людей спрашивает, ....

Учение - свет, а ...

Кто рано встает, ...

Дружба и братство - ...

69. Конкурс для капитана. Капитан должен показать при помощи жестов смысл данных фразеологизмов. Команда отгадывает фразеологизмы:

Водить за нос

Гладить по головке

Намылить шею

Зуб на зуб не попадает

Надувать губы

71. Поставьте данные глаголы в прошедшее и будущее время:

Блестит -

Вечереет -

Светает -

Посещает -

73. Составьте четверостишие с рифмой, добавив в пропущенные места соответствующие слова:

............ волшебница

............ тайны

............ протянула

............ принесла.

75. От представленных глаголов образуйте причастия и деепричастия:

Щекотать -

Собирать -

Развить -

Переделать -

77. От каких глаголов образовались данные существительные:

Сбор -

Посещение -

Распределение -

Редактирование -

79. Образуйте от представленных глаголов повелительное наклонение:

Учить -

Беречь -

Делать -

Управлять -

80. Составьте предложение, которое бы содержало следующие слова и выражения:

Сохраняя тайну; довольна.



ЛИТЕРАТУРА:

2. Назовите имя хозяйки дома, у которой агроном снимал квартиру (Елена Булыга).

4. Определите жанр произведения Бориса Харчука «Планетник» (повесть-притча).

6. К какому жанру сам автор отнес повесть-притчу «Планетник»? (повесть-легенда).

8. О ком эти слова: «Старуха не просто вписывалась в необычную картину, казалось: не будь ее, остановится Вилия, озеро обмелеет, повсихають сосны, горы западуться, опустеют поля, а дальние очертания замка и собора растают в небе»? (О Елене Булигу).

10. С чего началась история Елены Булыги? («А началось с цветка, с нарцисса»).

12. К кому повела мать Планетника, когда тот заболел? (к знахарке).

14. За чем сожалел Планетник, сидя в тюрьме? («... жаль, что не успел взлететь в небо, не успел...»).

16. Какое чудо помогло матери освободить из тюрьмы Планетника? (Нарцисс).

18. Какой сигнал подавал дед Капуш, чтобы Планетник пришел на встречу? (Свист).

20. Почему другие дети не хотели принимать Планетника к своей компании? (Потому что он был лучшим во всем).

22. Название реки, на которой ломался лед в поэзии Лины Костенко «Чайка на льдине»? (Одра).

24. Как чайка характеризует/называет человека? (странный человек).

26. Какое название имеет роман в стихах Лины Костенко? («Берестечко», «Маруся Чурай»).

28. Назовите компоненты, из которых состоят человеческие крылья за поэзией Лины Костенко «Крылья» (правда, честность, доверие, верность в любви, вечное стремление, искренность к работе, щедрость на заботы, песни, надежды, поэзии, мечты).

30. Какова основная мысль стихотворения «Чайка на льдине» Лины Костенко? («Зачем крылатым почву под ногами»?)

32. Сколько лет Лине Костенко? (почти 80)

34. Форма, средство, с помощью которого автор передает свои чувства, эмоции, переживание, такое себе «второе лирическое Я поэта» (лирический герой).

36. Определите художественное средство использовано в этих словосочетаниях: тихие воды, ясные зори, окаменелые дни? (Эпитет).

38. Сколько лет Лина Костенко не выдавала своих произведений? (11).

40. Из какого рассказа эти слова: «Было, проснется утром - сейчас служанка и ставит перед его душой жареную курицу...»? (О. Стороженко «Сокровище»).

42. Рассказ «Клад» Е. Стороженко. По какой причине умерла мать? (Искала мед для Павлуши, заболела и умерла).

44. Из какого рассказа эти слова: «Лежит, лежит и уснет. Пополуднує - и снова идет к кладовой спать...»? (А.стороженко «Сокровище»).

46. О ком эти слова: «Правду говорили мать: Как Бог милосердный пошлет ему счастье, то без отца и без матери жить лучше, как по их...»? (О Павле, «Сокровище»).

48. Какое повествование начинается такими словами: «Был себе мужчина и женщина. Были они люди заможненькі, всего в их достаточно...»? (О. Стороженко «Сокровище»).

50. Какого героя из прочитанных произведений называли «лежнем»? (Павлуша, «Сокровище»).

52. Какое повествование начинается такими словами: «Ребенком малым он не раз слышал, как говорили: «Счастье!»? (Б.Лепкий «Цвет счастья»).

54. Где по представлениям героя рассказа Б. Лепкого находится счастье? (На другом берегу реки).

56. В каком рассказе герой рассуждает такими словами: «Я хочу цветки-счастье...»? (Б.Лепкий «Цвет счастья»).

58. Из какого рассказа эти слова: «Когда сильная природа, так с Божьей помощью победит. А как нет - то пойдет за счастьем...»? (Б.Лепкий «Цвет счастья»).

60. Вспомните пять пословиц о счастье и судьбе. (Кто первый).

62. Из какого рассказа эти слова: «И он бросается в воду. На виднокрузі светает...»? (Б.Лепкий «Цвет счастья»).

64. О героине какого произведения автор сказал так: «Серенькая, маленькая, кінчасті ушки...»? (Б.Лепкий «Мышка»).

66. Кто из героев хотел «...раздробить эту бумагу, что его несправедливостью человеческой слышать...»? (Б.Лепкий «Мышка»).

68. Из какого рассказа такие слова: «Кахикаючи и постанывая, потому что был толстый, как раскормленный кабан, полез под кровать...»? (Б.Лепкий «Мышка»).

70. Какая супружеская пара из прочитанных рассказов, славилась своей безграничной любовью к деньгам? (Хозяин и хозяйка из рассказа Б.Лепкого «Мышка»).

72. Что так сильно возмутило Мышку из одноименного рассказа? (Жадность хозяйки).

74. К кому относится это обращение: «Не говори, сестренка! Не говори, потому что нам млісно становится. Мы уже и забыли, как сало выглядит...»? (Городские мышки обращаются к деревенской мышки).

76. Кто из героев прочитанных рассказов говорил сказал такие слова: «Чертовы груши. Какие спелые и над самой головой висят, а ни одна же не упадет в рот»? (Павлуша, А.стороженко «Сокровище»).

78. Как звали мальчика из рассказа Б.Лепкого «Цвет счастья»? (Парень).

III. Итоги мероприятия. Определение и награждение команды-победителя (1-е и 2-е место).