Творческие работы наших посетителей
Автор: Литвин Виктория
«Охотничьи улыбки» О.вишни
Писатель - юморист Остап Вишня утвердил в украинской пожовтневій прозе юмористически - сатирическую струю, стал родоначальником своеобразного разновидности новеличного жанра - улыбки и значительно расширил возможности таких традиционных форм художественной публицистики, как очерк, памфлет, фельетон, пародия.
Особое место в послевоенном творчестве Остапа Вишни занимают «Охотничьи улыбки», которые раскрыли еще одну грань творческой личности писателя - письмєиника-природолюба безгранично влюбленного в красоту родного края, охранника природы, страстного охотника. Правда, охотник из Остапа Вишни был не такой уж и «счастливый», хотя он хорошо знал охотничье ремесло, знал, «где следует ударит бекасиним, где надо и картечи вжить» (Г. Рыльский). Но возвращался он с охоты чаще всего с пустыми руками, ничего не убив.
Произведения Остапа Вишни «охотничьего» тематики в чем-то перекликаются с «Записками охотника» И. Тургенева, рассказами о природе Пришвина и Лескова, а в отдельных пейзажных описаниях слышатся голоса Нечуя-Левицкого, Чехова, Коцюбинского, Степана Васильченко, автора «Лесной песни». Все это так. Но оригинальность «Охотничьих улыбок» бесспорна. Они вполне самобытны, потому что написаны своеобразно, по-вишнінськи весело, мудро и с позиций государственной заботы о природе нашей Вітчпзии Читая их, непременно проникаешься высоким чувством красоты, патриотизма, народного представления о животворную роль природы в жизни человека. Неповторимыми являются охотничьи улыбки Остапа Вишни и со стороны художественного. Сочиняя их, отмечал один из исследователей, юморист всегда имел в виду слушателя. «Его улыбки - это рассказы, рассчитанные на устное повествование, на присутствие людей и рассказчика, с его мимикой и разговорными интонациями. Эти произведения особенно сильно поражают при слушании их в чьем-то непринужденном, без прижима и крика, в непосредственном и спокойном чтении». Вот, например, начало улыбки «Л е б е д ь»:
Розчудесні места па па реке Северным Донце... Вам никогда не приходилось бывать?
Когда не приходилось,обязательно побывайте...
И далее - непринужденная беседа-рассказ о том, как доехать до Северного Донца, какие там чудесные пейзажи, как лиманский рыбак и охотник Кирилл Иванович Дудка однажды «стрелял» у лебедя не заряженного ружья, очень злился, что забыл зарядить, а потом даже радовался такого приключения, ведь была весна, а весной лебедей охотиться запрещено.
Так же непринужденно, просто и с искренним юмором ведется рассказ в улыбках «Вальдшнеп», «Открытие охоты», «Бенгальский тигр». «Дикий кабан, или вепрь», «Лось», «Карп», «Как варить и есть суп из дикой утки» и т.д.
Любовь к человеку, к земле, к жизни, которой проникнуто все творчество Остапа Вишни, вдохновляла талант писателя и при создании улыбки «Сом». Начинается она описанием первозданной красоты поймы реки Оскол. Эта красота особенно поражает надвечірньої поры, когда на реке между камышами вдруг появляется похожий на огромную продолговатую белую цветок лодка, в котором девушки поют. Рассказывая все это, писатель вызывает в душе читателя удивительную гамму волнующих переживаний, вводит его в пенаты волшебной красоты, заставляет проникнуться любовью к живой природе, а следовательно и к родной земле, Отчизне.
В каждой охотничьей улыбке Остапа Вишни обязательным персонажем является предприимчивый и остроумный охотник, который умеет увидеть красивое в природе, отличается непосредственностью и простотой и знает множество веселых приключений и небылиц. В произведении «Сом» - это старожил описываемых мест дед Панько, который чувствует себя хозяином и «своим человеком» в оскільських поймах. О каждую местность в его нам'яті сохранилось множество приключений, которые слушать - не переслушать. А с наибольшим удовольствием рассказывает он «на полном серьезе» о невероятном, почти фантастически, что невольно вызывает смех. Действительно, разве удержишься, услышав, например, рассказ о том, как сом («пудов на пять») съел гуся и барского собаку, или как сом зацепил и мчался против течения по Днепру одного рыбака в лодке из-под Канева вплоть до Плютів, что под Киевом. Веселую улыбку вызывает и авторский «трактат» в конце произведения о том, что такое на самом деле представляет собой рыба-сом и как ее ловить.
Юмора Остап Вишня достигает чаще всего гіперболічними пре-щеннями («сом будет весить тонну»), ситуационными и словесными контрастами (« не к лицу... преувеличивать.., а самому сома приходилось видеть такого, как комбайн»), описаниями маловероятных фактов. Эти средства писатель щедро использовал и в других юморесках. В частности, не-абы-какой смех вызывают рассказы о такие необычные вещи, как «мертвая стойка» собаки Джека, («Открытие охоты»), слова дикого кабана «Слезайте, дядя, с дуба, чего вы туда залезли» («Дикий кабан, или вепрь») и др. Однако надо сказать, что в любом случае, хоть рассказывал Остап Вишня якобы и о фантастическое, сгущал краски и пере-більшував, на искаженные образы и характеры в его произведениях не встретишь. Пого смех правдивый, искренний и глубоко реалистичен. А лиричность и задушевность юмора в охотничьих улыбках достигается щедрым использованием фольклорных сокровищ нашего народа (отрывков из песен, пословиц и поговорок), сказочными зачинами, народно-розповідною манерой художественного изображения.
Глубоко влюбленный в родную природу, Остап Вишня люто ненавидел тех, кто наносил вред природе, разрушал ее, винищував.3асудженню браконьерства он посвятил такие свои произведения, как «Дикая коза», «Утята плачут», «Сами себе вредители» и т.д. В охотничьей улыбке «Дикая коза» писатель дал такую характеристику браконьеру: «Браконьер - это, собственно говоря, человек только сверху: в нее, когда начинать снизу,- две ноги, живот, грудь, две руки, рот, баньки, голова и фуражка или шляпа на голове». В другом месте читаем: «Сердца у браконьера нет. Вместо сердца у него торбочки из мышц». Зато, когда Остапу Вишне встречались люди, которые душой болели за природу, охотничье хозяйство, сердце его исполнялось невыразимой радостью и гордостью за свою державу, за свой народ. Вот как пишет об этом в дневнике «Думы мои, думы...» сам писатель:
Два дня был на съезде охотников и рыболовов.
А каких же прекрасных людей я там видел!..
И старые, и молодые..., а как они болеют за наше охотницьке хозяйство!
Как в этом чувствуется - народ, хозяин всего!
И как чувствует себя, когда ему, народу,- дано все...Как он осторожно, скрупулезно честно ко всему относится!
Народ - хозяин всего. Народу - дано все. Для Остапа Вишни это были не обычные громкие фразы. О народ, как ориентир в жизни, он говорил не только тогда, когда заходила речь об охотничьем хозяйстве или сохранения природы. Сверять каждый свой шаг с походкой народа - это был девиз художника, и поэтому его эстетический идеал питался именно из глубочайших источников народной жизни. «Мою работу рецензировал народ»,- говорил писатель и в этом усматривал самую высокую оценку своего творчества. «Что такое, по-моему, литература?» - записывал Остап Вишня в дневнике, и отвечал так:
Образы? - Народ!
Сюжеты? - Народ!
'Геммы? - Народ!
Литература - народ!
А что же, в конце концов, такое талант?
Талант?
Это - крылья Шевченко!
Это - нежность Леси Украинки!
Это - мудрость Ивана Франко!
Это - и т. д.
А вообще талант - это народ!
Так понимая смысл жизни и творчестве художника, Остап Вишня всегда говорил, что творцы искусства должны относиться к своей профессии с чувством высокой ответственности, ибо их искусство будет принадлежать не отдельным лицам, а народу. «Когда входишь в литературу, чисти ботинки! - писал он.- Не забывай, что там был Пушкин, Гоголь, Шевченко! Оботри ботинки!
Одного хочется - не унизить Шевченко, не унизить Пушкина, не унизить Котляревского, и Горького и Коцюбинского, и Грабовского, и всех... всех...»
Можно с уверенностью сказать, что Остап Вишня не только не «унизил» выдающихся художников прошлого, а стал с ними в один ряд. Он продолжил лучшие традиции отечественной литературы, а такие ее виды, как юмор и сатира, поднял на новую, высшую ступень. Новаторство Остапа Вишни в том, что он создал новую жанровую форму - улыбку, своеобразие которой в сочетании бытовых зарисовок, жанровых сценок с частыми авторскими отступлениями, в лаконизме и остроумия; расширил тематику сатирически-юмористической литературы и обогатил ее лирическим окраской, романтической окрыленностью. Большое значение в своем творчестве Остап Вишня предоставлял языке. «Письменникова оружие - речь, слово, - писал он. - Веселую юмореску, фейлетона, острую сатиру нельзя написать спокойной, холодной, пусть даже и найлітературнішою, языке.
У сатирика и юмориста речь должна быть живая, острая, остроумная, приближенный к языку, на котором говорит народ».
|
|