Среди всех видов украинского фольклора самое важное и почетное место принадлежит песенном творчестве. Обрядовые песни, думы, исторические песни, баллады, лирические песни, частушки - такие основные ее виды.
Народные песни обладают замечательной способностью пленять сердца человеческие, поднимать настроение, вдохновлять желание, вдохновлять в работе, овіювати, утолять душевные боли, умножать силы в борьбе. К песне обращаются при самых разных жизненных ситуаций. В ней постоянно можно услышать родной сердцу голос Родины, уловить эхо своих самых интимных чувств и затаенных мыслей, золотой луч надежды, слово мудрому совету и тихой ласки. Тем-то трудящиеся горячо любят свою напевность, гордятся ею перед миром:
Гей течения я до Днепра и так си думаю:
Нет лучших співаночок, как в нашем крае.
Проникнутая любовью к родной земле, песня опоетизувала не только человека, но и природу края: "Лугом иду, коня веду...", "Цветет терен, цветет терен, цветет и опадает", "Месяцу-королю, миры нам дорогу", "Ветер веет, солнце греет", "Пливе човен води повен", "В конце плотины шумят ивы".
Самыми древними по происхождению являются обрядовые песни. Они возникли в связи с трудовой деятельностью людей.
Романтически возвышенные колядки и щедривки поэтическими словами славили обычную трудовую человека, отвлекали его мысли от тяжких обстоятельств жизни и вели воображением в идеальную страну вимріяного и желаемого. Фигура хозяйки в колядках овеяна высокой поэзией, теплотой и любовью.
По дрова пошла - золотая внесла,
По воду пошла - мед-вино внесла!
Парень в колядках и щедривках - неутомимый труженик i богатырь-воин, удачливый охотник, все в него необычайное, особенно конь и оружие:
Нет у короля такого коня:
А у моего коня золотая грива,
Золотая грива, серебряные копыта,
Серебряные копыта, жемчужный хвостик...
Образ девушки в колядках и щедривках сделает дымкой нежности и восхищения: она очаровывает своей красотой, трудолюбием, осанкой:
Во двор вошла - двор закрасила,
В избу вошла - господа встречают.
Приходит весна - и ее встречают веснушки, полные светлого, радостного ощущения обновления природы.
Разлившиеся воды на четыре броды,
Ой девки, весна-красна, зелье зелененький!
За весной наступала русальна воскресенье, одетая клечання i песнями про русалок, мавок, что якобы живут где-то в озерах, полях и лесах.
В разгаре лета происходило древний праздник Купала с вечерними кострами над реками и озерами, танцами, песнями вокруг деревцев-купайлиць. Гадали на венках, пуская их на воду, водили хороводы, пели песни о любви, сватовства, семейную жизнь. Жатвенные песни воспевали жнецов, что "золотыми серпами" выжали всю ниву, восхваляли венок - символ урожая.
Ой высекали серпики на горе,
Дожинали рожь при заре.
В течение многих веков складывался народный обряд, которым отмечали бракосочетание, свадьба. Свадебные песни величали молодых, восхваляя их красоту, нрав и искреннюю любовь, желали молодой паре счастливого i зажиточно го жизни, рассказывали об уборке молодой, винкоплетение, выпекания каравая. Чувства, которые волновали его участников: молодой сожалению по девичьей волей, тревожные мысли о неизвестном будущем, о злой свекрови, сумм родителей, что отдали дочь в чужую семью. Весь век человеческий су-проводят песни. Сначала колыбельные, потом мальчишники и девичники. В последний путь провожают человека грустным поэтическим плачем:
Мой папочка, мой родной,
Мой папочка, мой старесенький,
Зачем же вы нас покидаете?
В замечательных песнях и думах воспел народ отважных защитников матери-Отчизны. Их полное тревог и опасностей жизни, мужество и стойкость в борьбе с врагом. Героями дум выступают люди мужественные, смелые, благородные, сильные духом, с сердцем, преисполненным любви к родному краю. Таким является казак Голота, что не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота, имеет миролюбивый характер ("ни города, ни села не занимает"), но готов в любой момент дать отпор врагу; храбрый Иван Канівченко, устойчив Самойло Кошка. Високогуманними произведениями народной музы назвал I. Франко думы о Самийла Кошку, о побеге трех братьев из Азова, про Марусю Богуславку. Дума прославляет Самийла Кошку, который пятьдесят лет пробыл в турецкой неволе, но не покорился врагу. Захватив галеру, казаки возвращаются в родной край:
Хоть буду до смерти беду и неволю принимать,
А буду в земле казацкой голову христианскую возлагать.
Ваша вера плохая,
Земля проклята.
Почти этими словами соответствует турецкому султану герой исторической песни Байда, когда ему приходится выбрать между царствованием, добытым предательством и смертью.
Привлекательный образ нежной и мужественной Маруси Богуславки змальова но в одной думе: Маруся вызволяет из темницы 700 казаков, что уже тридцать лет в неволе живут, но сама остается на чужбине. До любимых народных дум принадлежит "Побег трех братьев из Азова, из турецкой неволи".
Выдающимися произведениями героического эпоса есть песни про Байду, Морозенко, Сера, Супруна и др.
Гибнут в неравном бою i Морозенко, i Супрун. Смерть Морозенко оплакивает родная мать, казачье войско, вся Украина:
Прощай, прощай ты, Морозенку
ты, славнейший казачье.
Ой за тобой, и Морозенко, и вся Украина плачет.
Немало песен сложено о крупное антифеодальное восстание 1768 г., Колиивщину и его главарей Максима Зализняка, Ивана Гонту.
Мужественными защитниками трудящихся, поборниками правды змальову ют песни Лукьяна Кобылицы i Устима Кармалюка.
Трагические по содержанию песни о рекрутчину и солдатчину. Хабарниц тво i несправедливость царили во время набора. С грустью повествующие ся в песнях о том, как господа, богачи "советуют раду", кому идти в рекруты: "Где пять - там не брать".
А у вдовы один сын,
И тот ушел под аршин.
Найпоетичнішими в народной лирике есть песни о любви. Сколько нежности и ласки вложено в простые слова, обращенные к любимой:
Ой выйди, выйди, дорогая Галя,
Светик, рибонька, дорогой хрусталя.
Грустные, мощные песни о несчастной женитьбе, о судьбе женщины за нелюбимым человеком, пьяницей, про злую свекровь, что издевается над невесткой. Мать и дети - одна из самых распространенных тем лирических песен.