УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОСТАП ВИШНЯ
Чем близка современному читателю тематика украиноведческих улыбок Остапа Вишни?
1926 года Остап Вишня опубликовал сборник «Українізуємось», которая пользовалась большой читательской популярностью и за три года выдержала пять изданий. Главная й тема - развитие родного языка - раскрывается многоаспектный: збереження1 чистоты языка, расширение сфер его применения, грамотность и пути ее достижения и т.п. Эти вопросы были чрезвычайно актуальны в 20-х годах, когда происходили процессы украинизации. Они созвучны проблемам современности, когда, несмотря на провозглашение украинского языка государственным, продолжаются дискуссии и споры о путях ее развития и даже сам статус. Поэтому сейчас очень уместно обратиться к творческого наследия Остапа Вишни, его бессмертного слова. Одно дело, когда юморист иронично комментирует неграмотно переведенную с русского «Обязательное постановление Наркома путей об охране порядка и бодрствования санітарових правил на железных дорогах...», другое - когда говорит о духовности украинца, его менталитет в улыбках «Чукрен», «Чухраїнці», «Кое-что из украиноведения». Сколько в них горькой иронии, боли за эгоизм, инертность мысли и действия, медлительность родного народа, что так дорого обходились ему на разных этапах исторического развития!
Остроумную название придумывает Остап Вишня для сказочной страны Чукрен, население которой, чухраїнці. всегда чухаються. Аллегория очень прозрачная, речь идет об Украине и украинцах. И географические координаты также подтверждают это: ее территория простирается от библейской реки Сону вплоть до библейской реки Дяну, на западе - прядь Курносых гор, а на юге - самая любимая чухраїнська река Дмитрий. Страна Чукрен - крестьянская, а чухраїнці - большие мастера пения, и поют почему-то искаженной языке.
Характеризуя чухраїнський народ, юморист перечисляет и мотивирует самые существенные его черты, конечно, негативные: «если бы знать», «забыл», «спізнивсь», «как-то оно будет», «я так и знал». Автор раскрывает эти черты на многочисленных примерах, потому что этого требует жанр научного трактата по «викопаними материалами». Так, чухраїнці не помнят, какой они нации («И кто знает... Живем в Шенгеріївці. Православные»); их любимое растение - подсолнечник («...как ісхилить голову и стоит перед тобой, как навколюшках... Так будто он - ты, а ты - будто пан. Упрямо кроткая растение»), а в пылу полемики они способны друг другу головы попровалювати. В чуханні чухраїнці непревзойденные мастера, еще и очень причудливые. Не подготовившись за собственную медлительность и безответственность к великому празднику, они не унывают, а быстро находят выход из неприятного положения - продолжают год до тысячи дней, чтобы не спешить. Горькой иронией проникнуты размышления Остапа Вишни о родной народ, его историческую судьбу в прошлом и современном. Они дополняются и углубляются в улыбке «Кое-что из украиноведения». В ней юморист также обращается к осмыслению судьбы Украины, ее истории, высмеивая два самые распространенные стереотипы мышления - русотяпів и щирых украинцев. В основе произведения лежит антитеза. На вопрос «Что такое Украина?» русотяпи дают такой ответ: «Украиной зовется «искони русская земля - Малая Русь, где все обильем дышет...», а истинные украинцы утверждают свое мнение тоже безапелляционно и с использованием «аргументов» противоположного плана: «Ненька-Украина - это государство от Біскайського моря и в пустыне Гоби или Шамо. Образовалась она еще за 5000 лет до создания автокефальным Богом мира». Или же есть здравый смысл в подобных убеждениях, когда россияне пытаются унизить украинцев, и наоборот? Остап Вишня, мастерски используя комические ситуации, а больше всего - комизм слова, смеется и с тех и с тех. Писатель обе части своего иронично-сатирического «исследования» строит по единому плану и этим тоже достигает юмористического эффекта. Если русотяп убежден, что «главная река на Украине - Днепр, которая зовется еще «русской славы колыбель», то истинный украинец утверждает: «Днепр на Украине самая большая река, идет она от Миссисипи, через Гольфштром в Синее море. Раньше по Днепру плавали «Титаники», но триклятущі кацапы выпили Днепр-Славуту и он немного будто высох». Остап Вишня остро насмехается с позиции и шовинистов и националистов. Как настоящий патриот, он хочет видеть свой народ, свою Родину счастливой, богатой, цивилизованной, независимой, мудрой. И в этом оптимистическом аккорде заключается актуальность вишнівських украиноведческих улыбок.
|
|