Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ДОКИЯ ГУМЕННАЯ
Из книги «Прогулка аллеями мільйоноліть»
ВОЛОС И ЕГО РОДНЯ

- Ну, выпьем, Василий, за твое здоровье! Поздравляю тебя с днем рождения и с Новым годом! Тебя и твоего тезки, Аполлона! - поднес рюмку Славко.

- Что я - Василий, и что сегодня под Новый год, и что сегодня мне пятьдесят лет, то это так. Но причем тут Аполлон? - изумился, видя Василий.- Такое удивительное поздравление!

- Что же здесь удивительного? Мы же празднуем сегодня

рождение нового солнца. Аполлон - бог солнца у греков...

- Но не Василий. Ну, еще мог бы быть моим родственником Волос, оно и звучит подобно,- напівпогодився Василий.

- И еще добавь Уласа, стойбища бога,- бросил Славик, что-то себе имея на уме, но не спеша...

- Это дело надо разжевать,- сказал Василий, накладывая в тарелку закуску к водке, зная своего друга: между шутливыми замечаниями что-то И путное скажет.- Потому как принять к сведению, что скотарський бог Улас, Волос, то, может, Велес, то здесь, может, и есть какая-то рация. По всему видно, что это был какой-то дохристианский простонародный божок, очень популярный между скотоводами, ибо чего же бы то его стояла божница в Киеве на Подоле еще в исторические времена? Так и называлась: Велесове капище. Но причем тут Аполлон?

- Как можешь ты так свысока говорить? «Божок»! - обиделся за Волоса Славик.- Таже быт и обычаи наших предков переплетены и насыщены присутствием культа Волоса.

- Например?

- Например, хоть бы и наши колядки, магическое заклинание нового солнца. Ведь сам Волос, то есть его представители, волы, стоит при рождении молодого солнца, почему-то... нет, не почему-то, а точно рождается в яслях, в хлеву, как и положено богу-бычку...



А над тем ребеночком серые волы стояли,

На святое дитятко своим духом дышали... -



даже спел свою любимую колядку Славко.

- А еще поговорка говорит: «Солнце - это белый вич!». А еще » эту ночь, как ты сам знаешь, волы говорят человеческим голосом и обдумывают, что творится вокруг, предсказывают, что должно быть.

- Ну, это предрассудок, поверие,- отмахнулся Василий.-Никто никогда не слышал их человеческой речи.

- Конечно! Такие безвірники, как их тезка, Василий!

- Э, есть, жди! Я еще не назвал Волоса своим тезкой,- обиделся и себе Василий.- Говори, что дальше? Какую пушку ты держишь за спиной на доказательство, что Василий-Волос-Аполлон-волы имеют между собой нечто общее? Какие такие Другие примеры культа Волоса, стойбища бога, имеешь ты на уме?

- А вот в свадебных песнях все время проходит утотожнення: бык-солнце-каравай. Вот примеры: «А я богатый, а я рогатый, в печь не влезу!» - поют каравайницы. «А наша печь и бычка привела!» А еще яснее:



Где же ты бывал, святой каравая?

Бывал же я в чистом поле,

Стоял же я пшеницей,

А теперь стою на тисовім столе,

А теперь стою на лляннім обрусі,

Выдал же я месяца с зарей...



Хочешь еще примеров? Вот:



Ой, Бог нам дал,

Наш каравай притворился,

Ясный каравай, как луна,

Как яснее с о н есть ч к о...



Василий незрушено на это говорит:

- Эти песни - живые кадры из мышления неолітиків. Нет границы между бычком-солнцем-караваем. Нет барьеров логики, что препятствовала бы переходить одному явлению в другое.

- Но бог в этом мышлении вполне конкретный. Вот как песня говорит о присутствие Волоса... не только на свадьбе:



А в поле-поле

Плужок ходит,

А за тем плужком

Сам бог с г и ж к о м...



То есть рогатый.

Василий уже нетерпеливо перебил:

- Но это же все по этнографии... Спрессованные сгустки прежних мировоззрений, да и только. Я могу добавить еще к образу: бог не только за плугом ходит, ему посвящается и будущий урожай. От него все зависит. «Волосові на бороду» оставляют жницы клок несжатого урожая в время обжинок. Это тоже относится к культу. А на нашем языке это - «дикий засел», ритуал происходит из еще более низкого слоя верований, когда вообще еще не умели сеять, а только приходили на то же место собирать и начали догадываться, что надо на расплод оставить, «Волосові на бородку».

Розворушившись, сам же Василий и добавляет:

- А сколько поговорок, что вияскравлюють этот культволів-коров! Не говорят «рассвет», а говорят: «Серый вич в окно заглядывает». Не говорят «день», а говорят: «Белый вол всех людей поднял».

- И понятно. А как представляли наши предки, создавшие поговорки, мир: «Мир - это какой-то гигантский вич. Глаза его - это озера, а чтобы перелететь от хвоста до спины, ласточке нужно было целых суток. А как он ревнув, то слышно было на сто гор, на тысячу городов, за сто речек...», его Сестры, вилы,- это облака в небе...

Славик доволен, что наконец-то растолкал приятеля.

- Я думаю, что этот вич-вселенная и был громовержец в воображении создателей культа с таким образовим грандиозно-поэтическим мышлением. А ты так пренебрежительно відмахуєшся...

Уже давно прошла двенадцатая. Уже часы побежал вперед, а разговор продолжается дальше.

- А как ты, Славик, воспроизводишь составления этого культа? Я сам не раз думал об этом,- вдруг спросил Василий.- Почему такая асоціяція? Мощная зверюга - солнце. Какими путями этот культ появился у нас?

- Как я представляю? Может... может, вплотную к верованиям наших предков стояли египетские? - задумался Славик.- Египтяне изображали небо как корову. Ну, корова привела теленка. Это и есть молодое солнце. Вот какую суть можно усматривать в колядке: они стоят возле яслей при рождении молодого младенца-солнца, члена своего рода и одновременно Солнца Правды, как поется в тропаре: «Рождество твое, Христе Боже наш...»

Василий подумал и перефразировал только что сказанное:

- Сочетание древних верований с космическим образом в облике человеческом... А у славян Волос представлялся красивым молодым мужчиной в белой плащи с дудочкой. Он ходит в небе по своим пастбищам, пасет несметные стада, играет на свирели... Очень добрый! Через плечо висит калита, а в той сумке - полно всякого добра! Раздает, кто только попросит. Поэтому и пошла поговорка: «Над сиротой и бог с калитою». Этот бог - Волос.

Славко добавил:

- И бояны, народные певцы,- его, Велесовы, внуки.

Василий воскликнул:

- О-О-о! Теперь мне рассвело! То же у греков бог солнца, Аполлон, также так выглядит. Он в белых одеждах, играет на лире, ездит по небу, очень добрый, и... и патрон музыкантов и поэтов, как и наш Волос. А действительно... Изменения В на П - получится тот самый Аполлон. У латинян - Палесе. Вот только немцы вполне лишены поэзии. Там пельц - «шкура». Очень прозаично. Никакой не господин, не бог искусства, поэзии и музыки...

Помолчали.

- Только я еще не дошел до разбираются,почему Велес - Василий? - добавил Василий все-таки.

Славко, пригубив уже какую-то не третью рюмку, начал издалека. - Твой день рождения - день рождения солнца? Так? Так. А солнце, в связи с архаичными верованиями,- Волос, вич? Этого мало? На мой взгляд, хватает. Волос - Велес - Василий - лишь перемена составов. Хватает,- подытожил уже немного подвыпивший Славко.

Василий снова не согласился:

- Нет, не хватает! Если в древних людей вич ассоциировался с солнцем, то должны быть и археологические подтверждения.

- Есть они! Ты забыл? У трипольцев любимый сюжет на керамике - букранії, рога. Этот священный для них знак широко представлен именно на ритуальном сосуде. Ты это знаешь!

- И правда,- вспомнил Василий.- На одном даже изображены две женщины, которые танцуют в рогатых масках.

- Ну, а что усатівські курганы под Одессой сами круглой формы, то есть круг-солнце,- это тебе ничего не говорит? А

найденные в могилах головы волов, положенные вместе с покойниками? А найденные в могилах статуэтки волов? Хоть древние и изуверы,- а все-таки наши предки.

- А как ты думаешь,- подхватывает Василий,- кроме этих Велеса-Аполлона-Палеса, есть нечто подобное у других народов Европы?

- Вся неолитическая Европа праздновала день солнца ежегодно первого мая. Белтейн, то есть день Бела, Белінуса. Того же самого рогатого бога-солнца, только немного иначе названного. Здесь - какое-то приближение к восточному Ваала, тоже, по сути, вола-быка, солнечного божества. Я не совсем тверд в примерах, но мог бы что-то привести...

Василий перебил:

- Нет, нет, не надо! Бел, Эл... это другая казань. Меня все же интересует, как это из Волоса вышел Василий.

- Как? Ты же знаешь, что по-гречески базилевс, значит, «царь». А в еще более древних верованиях царь был тот самый, что «жертва». Жертву клан лелеял, викохував, а затем религиозно закалывал. Таки эту рогатый. Вот с той институции жертвы-базилевса и выросла современная поросль: царя-власти. Это также интересная тема. Царь - не патриарх! Происхождение этих институтов совершенно разное. Но тем не менее... Итак, где-то тогда и родилось имя Базиль, Василш... Одно нашароване на втором, позднее на древнюю.- Славик подумал.- Это уже мы достигли едва ли не палеолитического слоя...

- Но это все, что мы переворушили, пока не выходит за рамки... Ну-ну... неолита, когда уже осознанная стоимость этого доброго друга - не более, как инвентарь, аксессуар орно-плужного хозяйства... Как бы так лучше сказать? - поправился Василий.- Когда представление о Вселенной не выходила за рамки зооморфного образа гигантского тотемного зверя... Палеолитом здесь и не пахнет...

- О, еще как! А ты забыл историю Аполлонової мамы, волчицы Латоны?

И Славик уже собрался было вскочить в новый тур дискуссии об имени «Василий», как невзначай покосился на окно.

- Г-е-й, а нам в окно уже заглядывает серый вич! -

воскликнул.- Как же это мы не заметили, что проговорили

целую ночь? Где и время делся! Ну, дай, Боже, здоровья,

Василий! С Новым годом!