Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве, основной задачей считал облагороженное, изящное воспроизведение личностных впечатлений и наблюдений, изменяющихся мгновенных ощущений и переживаний. Сформировавшийся во Франции во второй половине XIX ст.. прежде всего в живописи (название пошло от картины К-Моне "Импрессия. Восход солнца", 1873). Его представители - художники К.Моне, Е.Мане, О.Ренуар, Е.Дега и др. - основной задачей считали наиболее естественно изобразить внешний мир, изящно передать свои мимолетные впечатления, настроения. И. на рубеже ХІХ-ХХ вв. стал весомым компонентом европейского литературы. Но в литературе И. не находил такого программного характера, как в живописи, не имел своего отдельного группировки, приближался то к натурализму (в прозе), то к символизму (в поэзии). Его представители изображали мир таким, каким он представлялся в процессе перцепции. Ставилась цель передать то, каким выдался мир в данный момент через призму субъективного восприятия. Это обусловило функциональные и композиционные изменения описания стал эпизодическим, фрагментарным, субъективным. Импрессионистические тенденции вызвали также изменения в характере повествования эпических жанров: она в определенной степени ліризувалася, что повлекло повышение роли и расширение функции внутреннего монолога. Во французской прозе И. представляют брать Гонкури, А.Доде, Ги де Мопассан, в австрийской С.Цвейг, А.Шніцлер, в польской - С.Віткевич, С.Жеромський и др. Элементы И. (в частности, характерное для него пленерное видение, реализованное чаще всего через метафору, что выполняет настроением функцию) встречаем в произведениях украинских писателей, например, в М.коцюбинского: "На камне", "По-человечески", "Тени забытых предков", "Inter mezzo", "Цвет яблони" и др. Здесь эстетическая функция цветов, светотеней, звуковых барва тонов, передача различных внутренних чувственных состояний автора доминируют над другими художественные мы устоями. Импрессионистические тенденции наблюдаем в творчестве писателей 20-30-х XX ст. - Г.Михайличенка ("Голубой роман"), Хвылевого ("Синие этюды"), Мирослава Ирчана ("Карпатская ночь") и др. В лирике импрессионистические тенденции отчетливо проявились у французского поэта П.Верлена, но без таких модификаций, как в эпическом жанре. Большое значение придавалось звуковом настроєвому оформлению, музыкальности стиха. В украинской поэзии И. обозначена творческая практика П.тычины, В.Чумака и др. Характерным в этом плане является символістсько-импрессионистическое описание утра М.Йогансеном:

Застыла ужасом заря

Над лесом (Давно уже умер месяц),

Красное ботвы на востоке кричит,

Вверх лезет огневой свекла,

Карабкается выше, и выше, и выше,

Ударил, свистнул, рассыпался искрами

- Утро.

В драматической творчества И. проявляется в расслаблении фабульной структуры, разбивании сценического действия на значимые элементы, использовании незаконченных фраз, мыслей, создании невловного настроения, а также в высокой степени поэтизации драмы. Подобно лирики И. чаще всего сочетается в драме с символизмом, что прослеживается в творчестве М.метерлинка, О.Уайльда, С.Виспянського. В украинской драматургии И. проявляется в меньшей степени, однако его элементы присущи символістській п'є'сі С.черкасенко "Сказка старой мельницы", пьесе "Пир" м. рыльского и др.