Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Литвин Виктория

Чипка Варениченко - гневный протестант и бунтарь против социальной лжи по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»

Панас Мирный - выдающийся украинский революционно - демократический писатель, пламенный патриот, интернационалист, автор многих повестей, романов и рассказов.

В своих произведениях он отстаивал интересы трудящихся, беспощадно клеймил угнетателей, выражал твердую веру в освобождение народа от социального и национального угнетения.

Широкую картину социально-экономических отношений в пореформенной деревне подает Панас Мирный в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?», воспроизводя непримиримые социальные противоречия, обнищание основной массы крестьянства и рост кулачества.

Замысел произведения возник во время поездки писателя, описанной в очерке «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого». Дорогой извозчик рассказывает Панасу Мирному о разбойника Василия Гнедко. Слушая этот рассказ, писатель приходит к выводу, что Василий Гнедко - «бесталанная ребенок своего возраста, искалеченный выводок своего пребывания, подавленного всяким барином».

Чтобы дать ответ, кто виноват, что было причиной появления Гнидки, Панас Мирный пишет повесть «Цепкая». Писатель подает нам образ крестьянина-протестанта, который в искании средств борьбы против социальной несправедливости становится на путь разбою. Панас Мирный, хоть и стремился раскрыть социальные причины, которые порождали разбой, не сразу достиг этого. Писатель в течение почти четырех (1872-1875) лет работал над произведением, учитывая советы брата Ивана Билыка, который дал обстоятельную рецензию на повесть «Цепкая», а также написал некоторые главы романа.

Работая над романом, особый акцент Мирный делает теперь не на розбійництві главного героя, а на его поисках социальной справедливости, на духу бунтарства и протеста против зла и неправды.

Произведение был закончен и представлен к цензуре в 1875 году. Однако роман вышел из печати в 1880 году за рубежом. На титульной странице стояли фамилии двух авторов - Панаса Мирного и Ивана Билыка.

Действие романа развивается двумя сюжетными линиями. Первая - изображение жизни и борьбы героя романа Корточках; вторая - описание жизни Максима, солдатчины. Обе сюжетные линии развиваются независимо друг от друга, то сходятся в отдельных частях романа.

Роман состоит из четырех больших частей, которые в свою очередь имеют отдельные разделы.

Начинается роман с описания красоты весенней степи, внешности сельского парня и «полевой царевны», рассказы автора о детстве и юношеские годы Чипки - главного героя произведения-это и есть экспозиция.

Столкновения главного героя с социальной несправедливостью - завязка тзору. Цепкая узнает, что у него незаконно отобрали землю, вступает в борьбу с волосною властью, протестует против определения суда, возмущается против циничных вымогательств судебного секретаря - Чижика-вот тот основной социальный конфликт, который движет дальнейшее развитие действия. Это - завязка романа. В этой напряженной борьбе одни герои гибнут, терпят поражение, а другие поднимаются, побеждают.

Цепкая бьется, как рыба об лед, ища правды, и не находит ее и, подобрав себе общество пьяниц и воров, проживает свое добро.

Автор показывает нам тяжелое психическое состояние Корточках, его душевные страдания из-за преступления.

Наивысшим накалом действия (кульминацией) является устранение Чипки из гласных, его поражение в борьбе с земством.

Арест Корточках после его ужасного преступления, трагическая смерть Гали - развязка произведения.

В центре романа - жизни Чипки Варениченка - гневное протестанта и бунтаря против социальной неправды.

Цепкая вырос «безотцовщиной», «ублюдком». Рано он начал чувствовать несправедливость. Сельские дети смеялись, не принимали в группу. Когда подрос, пошел в батраки. Семья жила в ужасной нищете и лишениях.

От природы чуткий к чужому горю, одаренный и деятельный, Цепкая наделен умом и большой внутренней энергией. Если ему на жизненном пути приходится спотыкаться и падать, то причиной этого становятся не врожденные качества, а невыносимые социальные условия.

Цепкая принадлежит к числу тех сильных натур, которые не сносят в повиновении гнет, а восстают и борются против любой несправедливости.

Антиподом Чипки этого правдоискателя и стихийного бунтаря, выступает в романе Грицко Чупруненко.

Детство Гриши проходит в тех же условиях, что и у Чипки. И ощутимая разница в характере этих людей. Подрастает Грицко, и его жизненным идеалом становится - «тепла хата, женщина-любка и ребенок мыла». Для этого он идет зарабатывать деньги, складывает копейку к копейке. Гриша приобрел кусок земли, становится хозяином. Он стоит в стороне от общественных событий, отворачивается от горя и страданий народа. Грицко - мелкий собственник. Основное его стремление - обогащение.

Противопоставляя Григория с его дрібновласницьким эгоизмом, покорностью перед властью образу Корточках, писатель отрицал народнические утверждение о классовую однородность крестьянства.

Еще одной «пропащей силой» в романе выступает Максим Гудзь. Вот Максим - парень! «Высокого роста, станкий, бравый, широкоплечий, как из железа сбит... был первый красавец на селе».

Максим не был крепостным, однако «бунтовал» против всего, что угнетало. Имел отчаянную удачу, никому покоя не было в селе от него. Родители отдают Максима в солдаты.

Душа просила свободы. Солдатчина не только не исправила Максима, а постепенно убила все хорошее, что было заложено в его душе дедом Мироном. Максим становится на ложный путь. Занимается воровством, пьянством и погибает бесславной смертью.

Его энергия, свободолюбивая сила, разум не были направлены на защиту общественных интересов, социальные условия не способствовали этому.

Максим становится жертвой гнобительського строя.

С особой любовью и теплотой рисует Панас Мирный образ женщины-страдалицы Мотри, матери Корточках. Это один из самых трагических образов в украинской дооктябрьской литературе.

Матрена - живое воплощение безталанної судьбе трудящейся женщины в условиях крепостничества и пореформенной эпохи. ;

Обманутая и брошенная Иваном Вареником Мотря была обречена социальными условиями на нищенскую жизнь. Об убогой жизни Мотри свидетельствует опись вещей одежды, дома. «Беднота несказана, нищета невилазні», «неодрадне жизни» Мотри. Она «с молодых лет зсушена то трудом, то нуждой, сухая, как опенок, тихая, бедненько одетая».

Измученная злой судьбой, беспросветными нищетой пронесла Мотря и сохранила в своем сердце высокую и чистую мораль.

Ее любовь к сыну безмерна, она понимает и сочувствует его страданиям, его протест против несправедливости, но и проклинает его, когда тот становится грабителем и убийцей. Она не прощает сипу злые поступки, сама отдает его власти.

В других условиях росла Галя: в достатке, в зажиточной семье, в окружении воров и пьяниц. И все же она не поддалась влиянию родителей, нашла в себе силы оставить преступное общество.

Все в Гали привлекает, и речь-тихая, мягкая, поэтичная и искренняя, веселая улыбка, добрые бархатные глаза, румяное личико, вьюнка фигура. Писатель сравнивает ее то с перепелкой, то с белочкой.

Галя стремится к семейному счастью. ее мучает совесть, что она розбишацька дочь. А искренне полюбив Цепкую, стремится спасти его от пьянства, грабежа. Однако впоследствии Галя почувствовала все свое бессилие. Последний луч надежды гаснет. Галя гине. ее трагическая смерть - то пассивный протест против Чіпчиної несправедливости, против социальной действительности.

Строй, построенный на еекплуатації, эксплуатации, не только искажает здоровые силы в народе, но и физически истребляет их.

Наряду с представителями трудящихся масс Панас Мирный и выводит целую галерею образов помещиков, казацкой старшины, чиновников, полицаев, земских начальников. Это подлые, жестокие бездушные представители эксплуататорского класса, которые ведут паразитическое и аморальное жизни в условиях крепостнической и капиталистической действительности.

Средствами сатиры Панас Мирный раскрывает всю никчемность и человеконенавистничество господ, показывает классовый характер земства, представителями которого являются помещик Кряжов - «потомок... гетманского полковника Кряжа», Шавкун, что сделал чиновничью карьеру и стал земским деятелем. Среди всех выделяется своим либерализмом Саенко - «сын сотниченка». Так разоблачается в романе лицемерное утверждение буржуазных националистов о классовую однородность украинской нации.

Писатель остро осуждает социальный строй, основанный на классовом угнетении и визискуванні, разоблачает факты хищничества и мошенничества, позорит взяточничество, коварство эксплуататоров.

Среди значительного числа сатирических образов эксплуататоров особенно запомнился мне образ генеральши, которая приехала в село Пески и завела там жестокие порядки. Самодурство и ярость доходят в нее крайних пределов.

Любовь к котам - это единственное утешение в ее паразитическом жизни. От чрезмерной ярости и жадности «кошачья» княгиня умерла, не успела даже попрощаться со своими котами. Генеральша - это живое воплощение паразитизма и человеконенавистничества.

Автор осуждает жизнь, что основывалось на визискуванні господствующими классами трудящихся масс, говорит о необходимости изменения социальных основ существующего строя.

Хищникам-эксплуататорам писатель противопоставляет трудящиеся массы, показывает, что из поколения в поколение среди них передавались свободолюбивые традиции, и болеет, что сила народная скованная, порабощена. Автор призывает к единству в борьбе.

Роман Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?» своим непосредственным связью с общественным движением эпохи и высоким художественным совершенством стал эпохальным произведением украинской литературы.