Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
Степан Васильченко - певец трудового народа

Народ, по моему мнению, более достоин того, чтобы с него брать темы для художественных произведений.
С. Васильченко
Темы и сюжеты для своих произведений Степан Васильченко брал из жизни народа, которое хорошо знал. С рассказов и повестей писателя предстают крестьяне-бедняки, а также типовые фигуры сельских интеллигентов, прежде всего учителей.
Тематика произведений писателя многогранна, как и сама действительность, отраженная в них. Преобладают темы - мечты бедноты о землю, постепенно вырастают в классовое сознание трудящихся («Мужицкая арихметика», «Осенний эскиз»), социальное неравенство в украинском селе («На чужбину», «На хуторе», «Дождь»), заброшенная сельская школа и горькая судьба учителей («Ужин», «Вова», «Над Росью», «С самого начала», «Грех»), трагедия народных талантов («Талант», «У господ», «На хуторе»).
С большой болью в душе изобразил писатель в новелле «На чужбину» переселение крестьян, причиной которого стали безземелья и нищая жизнь тружеников. В произведении с большой художественной силой показано трагедию крестьян, которые на склоне лет вынуждены искать лучшей судьбы. Крестьяне-бедняки осознают, что счастье на чужбине не найдут: «Не о счастье же им бредить, не его же, действительно, идут они искать в чужую сторону на закате жизни!» едут, потому что их гонят горе и нужда. Во многих своих произведениях С. Васильченко показал революционные настроения бедного крестьянства, которое протестует против эксплуатации и гнета, борется за свою лучшую долю. Эта активность народа мастерски воссоздана в новелле «Чайка», где выведены образы трех несхитних братьев-революционеров. Мастерски выписан автором и образ матери-чайки, сына которой стали на путь борьбы за свободу и испили полную чашу тернистой судьбы борцов. Это живой, полнокровный образ украинской женщины начале нашего бурного века. В страдальческой судьбе матери чувствуется отсвет судеб тысяч наших женщин.
Активный участник борьбы против самодержавия, Васильченко видел, как освободительное движение способствовал формированию людей нового типа. О росте социального сознания крестьянства говорится в рассказе «Мужицкая арихметика». И по названию, и по содержанию - это юмореска. Она высмеивает сельского богача-монопольщика Василия Ивановича, панка с круглым животиком, рыженькой бородкой и насупленими жиденькими бровями, ненавистного сельской бедноте. Чтобы посмеяться с крестьян, которые попросили у него что-то для чтения, монопольщик дал им школьный задачник как «пользовиту книжку». Средствами сатиры дается убедительное психологическое мотивации несравненной морального превосходства простых малограмотных или вовсе неграмотных крестьян-тружеников над этим глитаєм. Хурщик Антон, бородатый дед, рыженький и оживленный Охрим и другие односельчане, мечтая о землю и волю, даже со старенького, в обшарпанной переплете, задачника сумели по слогам вычитать свою «мужицкую арихметику». Не по вкусу пришлось это монопольщику, потому Охрим крикнул ему вслед, что если бы пришлось крестьянам делить барские 90 десятин, «то может бы таки поделили по своей, по мужицькій арихметиці».
Утверждение морального права тружеников села на землю и волю, на человеческую жизнь - главная идея произведения.
Не лучше крестьян жилось и труженикам-интеллигентам, в частности учителям сельских школ. Колоритный рисунок с учительского жизнь подано в рассказе «Ужин». На Сочельник, когда в каждой крестьянской избе готовят щедрый ужин, когда даже бедняки хоть на миг забывают о нищета, учителя Петр Недбай и Петльований, которые живут при школе, свой ужин устраивают из найденных под партами цвілих кусков черствого хлеба. А все это от того, что учителям не выдали жалованья, потому что никому они в огромной империи не нужны.
«Обшарпанную учительскую судьбу» показано и в рассказе «Над Росью». Искренней симпатией окутан образ старого учителя Райка, который тридцать восемь лет отдал воспитанию крестьянских детей. Всегда он добросовестно выполнял свои обязанности, но выпил не один ковш бедствия. Он не мирился с беззаконием, протестовал против несправедливости. Защищая интересы крестьянской общины, он доходил вплоть до губернатора. Но на старость его безосновательно увольняют с работы.
Ряд произведений Васильченко написал о тяжелой жизни детей и выразил свою веру в их счастливое грядущее («Цыганка», «Дождь», «Свекор», «Басурман», «Васильки», «Мужицкий ангел» и другие).
Какую бы тему не поднимал писатель, повсюду чувствуется гуманистический пафос произведения разных жанров наполнены светом любви к человеку. На долю его героев выпадало много чего - и хорошего, и горького, но они никогда не теряли высоких качеств своей души, бережно несли в душе все то лучшее, что произвел народ на протяжении тысячелетий.