Отче наш, Тарас всемогущий, Что создал нас гением своим,
На моей земле, как правда, сущий, Б'ющий в ложь, словно гром.
(Д. Павлычко «Молитва»)
Отцом, Гением, Пророком, Предтечей называют его. А мне в ближайшее есть то уж очень народное - Кобзарь. Разве можно найти более соответствующее «звание», которое выражало бы глубокое уважение людей к тому, кого считали певцом народным.
Каким-то непостижимым феноменом является тот факт, что Поэт, который появился на свет более двухсот лет назад, воспринимается как наш духовный сообщник и современник к настоящему - и будет восприниматься так еще целые века. Его творчество является искусством такого глубокого философского содержания, что мы открываем ее для себя снова и снова, каждый раз находя новое, неизведанное в его работах. Кобзарь умел заглянуть в будущее, имел дар предвидения, часто затрагивал темы вечных. «Широко он обнял Украину с ее могилами кровавыми, с ее страшной славой, и песенную народню вещь обратил на живопись того, что было и что есть на Украине. Его устами весь наш народ запел свою судьбу», - метко отмечал Пантелеймон Кулиш.
Сорок семь лет... не слишком Ли короткий возраст для человека?.. Именно столько суждено прожить нашему Поэту. И он не просто прожил, он вдохновенно творил свою жизненную книгу в страстном горении за судьбу родного народа, за судьбу «малых рабов тех немых», на страже которых поставил слово. Он так любил «свою Украину убогую», что за нее готов был «душу потеряет». И потерял только жизнь, душа же осталась нетленной. Двадцать четыре года крепостной неволи, десять лет ссылки не сломали Шевченко. Он прошел сквозь страшную николаевскую сутки, но пронес непоколебимую веру в грядущее, свою самую большую любовь и одержимость - свою Украину, прошедшие реальную, желанную. В минуты отчаяния он писал самые горькие, самые отчаянные строки, а потом сам себя подбадривал: «Ничего, дружище! Не горюй!» Но не сокрушаться не мог, ибо с чего бы радоваться над «окраденою» отцовской землей, которую «хуже палача родные дети... распинают».
Тоской, печалью, болью, ненавистью к эксплуатации и вырождения полна Кобзарева поэзия периода ссылки, но раскаянием - никогда!
А думы мои! О слава злая!
Тебя напрасно я в чужом краю
Караюсь, мучаюсь... но не каюсь!
Таким было жизненное кредо поэта-гражданина. «Никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога, - большое счастье быть свободным...», - писал Тарас Шевченко в письме к брату. Выкуплена для него и подарена ему воля стала одним из крупнейших поэта сокровищ. Но радость освобождения из крепостничества потьмарилася, когда путешествие по Украине вернула к печальным реалиям:
Людей запрягают
В тяжелые ига. Пашут беда,
Бедой засевают...
Увиденное впеклося в душу - и молчать он не мог! Гневно корил тех, кто отрекся от материнского языка, родного народа («свого не цурайтесь»), призывал к раскрепощению социального, национального и внутреннего («...вставайте, цепи разорвите!..»), верил в будущую судьбу Украины («оживет добрая слава, слава Украины»), стремился славянского единства («обнимите же, братья мои, никакого брата...»). Поэту так хотелось дожить до того времени, когда
...На обновленной земле
Врага не будет, супостата.
А будет сын, и будет мать,
И будут люди на земле.
За осуществление такой мечты стоит побороться, стоит жить, «мучиться», принимать кару. Без уславлень и вознаграждений, которые Кобзарь и не думал:
Мне все равно, буду
Я жить в Украине, или нет,
Или кто вспомнит, забудет
Меня в снегу на чужбине -
Однаковісінько мне.
Но народ не забывает своего Пророка, своего сына и певца. Поэтому Тарас может быть определенным, что «помянет отец с сыном» и «скажет сыну»:
«Молись,
Молись, сын: за Вкраину
Его замучили когда».
Бессмертный Кобзарь, гордо стоишь ты на Чернечей горе, осматриваешь «поля широкополые, и Днепр, и кручи», следишь за нами. Интересно, о чем думаешь ты, гранитный великан? Верю, что и сегодня болит тебе наша судьба. И мы, твои потомки, унаследовав силу твоего духа и твое всетерпіння, завоевав себе свободу и самостоятельность, надеемся, что добудем вскоре и всех земных благ.