Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Культурно-историческая школа - группа ученых, которые исследовали произведения искусства в культурно-историческом контексте, в связи со средой, что породило их. К.-і.ш. в литературоведении возникла в Европе в середине XIX в., когда в литературоведении вызрели идеи историзма. Важный толчок культурно-историческим исследованиям дал немецкий ученый І.Гердер (1744-1803), который считал, что понятие "литература" включает не все художественные произведения, написанные на языке данного народа, а только те, которые отражают его умственное развитие. Основоположником К.-і.ш. считают І.Тена - французского философа и литературоведа. Его последователями были Ф.Брюнетьєр, Г.Лансон (Франция), Г.Брандес (Дания), В.Шерер, Г.Гетнер (Германия), Ф. де Санктис (Италия), О.Пипін, М.Тихонравов, С.Венгеров (Россия). В Украине традиции этой школы нашли определенное отражение в трудах М.Петрова. Философской основой трудов К.-і.ш. является позитивизм. В трудах "Критические опыты", "Философия искусства", а больше всего в четырехтомной "Истории английской литературы" І.Тен изложил свое методологическое кредо и понимание задач К.-и.ш. Художественное произведение он понимал как органическую фиксацию "духа" народа в разные исторические моменты его жизни ("...искусства появляются и исчезают одновременно с определенными течениями в области мысли и обычаев, с которыми они связаны" (Тэн И. Философия искусства. - М., 1933). Перенесения методов естественных наук в гуманитарные, что характерно для философии позитивизма, вызвало то, что К.-і.ш. принципиально оправдывала и утверждала равноправие искусства любого народа, эпохи, а потому литературоведение должно было изучать закономерности, управляющие развитием культурно-исторического мира (история литературы не навязывает правила, а констатирует законы). Краеугольной основой этой школы был детерминизм, что обуславливало генетический подход к художественных произведений, побудил к выискиванию их "причин", попытки литературными фактами увидеть "невидимые" первоосновы. Такими, по мнению І.Тена, есть "раса" (врожденный национальный темперамент), "среда" (природа, климат, социальные обстоятельства) и "момент" (достигнутый уровень культуры, традиция). За І.Теном, принадлежность двух людей к одной расы не творит одинакового состава мыслей, идеалов, если эти люди отделены большим промежутком времени. Расе, по сравнению со средой и моментом, І.Тен придавал наибольшее значение. Среда, утверждал он, определяется влиянием климата, социальных условий и других обстоятельств. Не абсолютизируя среды, нельзя, однако, исключать его глубокого влияния на писателя и на создание им художественного произведения. Идеи, заложенные в произведении, служат определенной степени отражением идеалов, настроений, среды. Момент - произведение взаимной деятельности расы и среды - это время, его исторически переживают народ и поэт, которые в свою очередь влияют на следующую ступень развития, подобно тому, как в физике до начального напряжения присоединяется влияние напряжения, которая возникла с прохождением тока. Другими словами, момент - это следствие взаимодействия писателя и публики. Народ носит идеи в зародыше. Писатель подхватывает эти идеи, обрабатывает и уже в новом, более легком для восприятия виде, возвращает их народу. К.-і.ш. в литературоведении, ее достижения и недостатки стали предметом анализа Франко ("План изложений истории литературы русской"). Из всех литературоведческих школ, известных в конце XIX ст., И.франко наиболее пригодными для создания курса истории украинской литературы считал две - критически-эстетическое и культурно-историческое; он подчеркивал, что понимание духовной жизни данной эпохи и понимание ее вкуса, и духовных и литературных вкусов и идеалов является главной целью опытов над историей литературы школы культурно-исторической. Не произведения, не их авторы и не психология и техника их творчества для нее главными, а попытка очертить общие очертания духовной жизни эпохи. В начале XX ст. К.-і.ш. перестала существовать как направление, однако ее методологические установки продолжали влиять на многих ученых (П.Сакуяін - до середины 20-х XX в. в России, В.Паррінгтон - США, "Университетская критика" во Франции - до 60-х XX в.).