Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
«Слово, что питает надежду и определенную веру в идеалы» (по поэме М. Вороного «Евшан-зелье»)

Николай Вороной написал поэму «Евшан-зелье» в последний год XIX века. Прошло более ста лет, а произведение и до сих пор остается актуальным для украинцев.
Замысел написать поэму появился у Николая Вороного сразу же после того, как он прочитал в древнерусской летописи историю про пленного сына половецкого хана, который жил в роскоши и почти забыл родной край. Древнее повествование поразило поэта не столько сюжетом, сколько философскими размышлениями летописца о любви к родной земле, к народу. Поэта до глубины души тронуло то, что в этой истории нет рассказов о подвигах героев, о славных походах князей, об их мудрые решения, а вместо этого между строками затаїлось какое-то предсказание. Оно давало надежду на то, что люди, которые ушли, отреклись родного края, найдут в слове забытые идеалы.
Ханский сын ребенком попал в плен к киевского князя Владимира Мономаха. Красивого половецкого мальчика поселили во дворце, окружили роскошью. Шло время, и парень начал забывать родной край, а чужие обычаи, чужих ему людей стал считать своими. Можно ли его за это осуждать? Конечно же, нет. Он был совсем мал, когда покинул родную степь, расстался с отцом и близкими людьми.
Парень забыл половецкие песни о вольной жизни и молодецкую нрав воинов, колыбельную, что пела ему мать, отца, который так любил своего сына. Ни одна струна не зазвенела в душе молодого половца, когда он слушал гудця, которого послал хан. Мудрый отец предполагал, что может такое произойти, а потому приказал певцу напоследок дать сыну понюхать простую траву, которая растет в степи и имеет сильный и одновременно приятный, нежный запах. И тот запах евшан-зелье разбудил усыпленную память юноши, наполнило его душу тоской по свободным степью, за старым отцом, с родным народом. Никакая сила уже не смогла бы удержать сына половецкого хана в роскошных княжеских покоях, ничто не смогло бы заменить ему любимую воленьку, родные шатра, родных людей. В памяти парня возник образ широкого, свободного, красочного, цветастого степи, и юноша, не колеблясь, навсегда покинул чужую землю.
 
Лучше в родном крае милім
Лечь костьми, скончаться,
Чем в земле чужой, враждебной
В славе и почете пробовать! -
 
такие слова ханского сына свидетельствуют о любви к родному краю, который нельзя забывать.
Поэма захватывает читателя сюжетом. События развиваются динамично, произведение не перегружен ничем лишним. Несколькими строками поэт передает тоску отца, который боится навсегда потерять любимого сына. Он говорит с гудцем, стараясь ничем не выдать своего горя, но «с кровью его сердца слово идет по слову». Несколько сравнений раскрывают перед читателем картину событий: половецкая певец пришел в Киев в полночь крадучись, словно вор; струны гудця-серомы ревели-стонали, «как бешеная метель, словно страшные громы Перуна». И вдруг пение меняется, и уже слышится материнская колыбельная, жур песня, что звучит, словно кроткая молитва.
Последние пять строф поэмы наполнены особым смыслом. Поэт проводит параллель между отдаленными эпохами: временами Киевской Руси и современностью. Он обращается к Украине с вопросами, которые должны пробудить усыпленную память сыновей и дочерей родной земли. Возможно, они еще не до конца потеряли любовь к Родине, еще не отреклись своей матери, еще прячут сожалению к ней в своих сердцах. Надо только найти того євшану-зелье, того приворота, что разбудит память и направит нас на правильный путь. Таким зельем должны стать строчки произведений поэтов-патриотов, гудцив народных, которые напоминали бы отчаявшимся, каких родителей они дети, выводили бы ослепленных на дорогу к своему краю.