Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
В чем специфика сюжета лирического произведения?

Читая лирическое произведение, мы прежде всего слышим голос автора, знакомимся с его внутренним, духовным миром. Итак, перед нами предстают «события», но не внешние, объективные, а внутренние, субъективные. Такими «событиями» в лирике есть переживания, чувства, мысли лирического героя, который чутко реагирует на то, что происходит в окружающей действительности. Это переживание передается словами автора. Выразить его иначе просто невозможно. А когда нет возможности пересказать произведение, значит, он не имеет фабулы. Именно в этом заключается главное отличие лирического сюжета от эпического. В произведениях чисто лирических действие происходит вне конкретной средой, конкретным временем и пространством:

Смеются, плачут соловьи

И бьют песнями в грудь:

«Целуй, целуй, целуй ее,-

Вновь молодость не будет!»

О. Олесь

Так никто не любил. Через тысячи лет

лишь приходит подобное любви.

В день такой расцветает весна на земле

и земля убирается с утра...

В. Сосюра



В некоторых стихах можно найти определенные указания на фабулу:

Уже краснеют помидоры,

И ходит осень по траве...

М. Рыльский

Здесь поэт очерчивает контур времени - это осень, когда «краснеют помидоры», «астры цветут под небом синим», «бахча желтеет над оврагом». Далее координаты времени не такие конкретные: «это было в какой-то стране, но не знаю я, в какой». Они побуждают читателя к размышлению над смыслом человеческой жизни, его наполненностью, его текучестью:

И гнется дерево от плода,

И не страшный, мое дитя.

Нам время последнего похода

Без возврата, без возврата.

Другой тип стихов характеризуется конкретными временно-пространственными обстоятельствами действия, в них сочетаются лирические и описательные элементы, как, например, В произведении В. Сосюры:

И пошел я тогда к Петлюре,

потому что у меня штанов по было.

Сколько вас, таких вот, через журу

покидали последний раз село!

Мы прошли золотыми полями,

сквозь огонь и синеву прошли,

и навеки, паники за нами

сельдь, погоны и шлык.

Может, сердце порвали - не знаю;

может, сердце порвали в бою...

Как заиграют «Вы жертвою пали...»,

Головой об стены, я дерусь...

И подходит товарищ до меня,

словно ребенка, во руки берет...

О моя Революция, нене,

может, сын твой от боли умрет.

Но во всех этих произведениях исходной сюжетной точкой является состояние героя, эмоциональное переживание им определенных впечатлений бытия.