| 
 
 
 УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 
В чем специфика сюжета лирического произведения? 
Читая лирическое произведение, мы прежде всего слышим голос автора, знакомимся с его внутренним, духовным миром. Итак, перед нами предстают «события», но не внешние, объективные, а внутренние, субъективные. Такими «событиями» в лирике есть переживания, чувства, мысли лирического героя, который чутко реагирует на то, что происходит в окружающей действительности. Это переживание передается словами автора. Выразить его иначе просто невозможно. А когда нет возможности пересказать произведение, значит, он не имеет фабулы. Именно в этом заключается главное отличие лирического сюжета от эпического. В произведениях чисто лирических действие происходит вне конкретной средой, конкретным временем и пространством:  
 Смеются, плачут соловьи
  И бьют песнями в грудь:
  «Целуй, целуй, целуй ее,-
  Вновь молодость не будет!»
   О. Олесь
  Так никто не любил. Через тысячи лет
  лишь приходит подобное любви.  
  В день такой расцветает весна на земле
   и земля убирается с утра...
  В. Сосюра
   
  В некоторых стихах можно найти определенные указания на фабулу:
  Уже краснеют помидоры,
  И ходит осень по траве...  
  М. Рыльский
  Здесь поэт очерчивает контур времени - это осень, когда «краснеют помидоры», «астры цветут под небом синим», «бахча желтеет над оврагом». Далее координаты времени не такие конкретные: «это было в какой-то стране, но не знаю я, в какой». Они побуждают читателя к размышлению над смыслом человеческой жизни, его наполненностью, его текучестью:  
 И гнется дерево от плода,
   И не страшный, мое дитя.
   Нам время последнего похода
   Без возврата, без возврата.
  Другой тип стихов характеризуется конкретными временно-пространственными обстоятельствами действия, в них сочетаются лирические и описательные элементы, как, например, В произведении В. Сосюры:  
 И пошел я тогда к Петлюре,
  потому что у меня штанов по было.
  Сколько вас, таких вот, через журу
  покидали последний раз село!
  Мы прошли золотыми полями,
   сквозь огонь и синеву прошли,
   и навеки, паники за нами  
 сельдь, погоны и шлык.
   Может, сердце порвали - не знаю;
   может, сердце порвали в бою...
   Как заиграют «Вы жертвою пали...»,
   Головой об стены, я дерусь...
  И подходит товарищ до меня,  
 словно ребенка, во руки берет...
   О моя Революция, нене,
  может, сын твой от боли умрет.
  Но во всех этих произведениях исходной сюжетной точкой является состояние героя, эмоциональное переживание им определенных впечатлений бытия.
 
  | 
 
 |