УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
В чем специфика сюжета лирического произведения?
Читая лирическое произведение, мы прежде всего слышим голос автора, знакомимся с его внутренним, духовным миром. Итак, перед нами предстают «события», но не внешние, объективные, а внутренние, субъективные. Такими «событиями» в лирике есть переживания, чувства, мысли лирического героя, который чутко реагирует на то, что происходит в окружающей действительности. Это переживание передается словами автора. Выразить его иначе просто невозможно. А когда нет возможности пересказать произведение, значит, он не имеет фабулы. Именно в этом заключается главное отличие лирического сюжета от эпического. В произведениях чисто лирических действие происходит вне конкретной средой, конкретным временем и пространством:
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями в грудь:
«Целуй, целуй, целуй ее,-
Вновь молодость не будет!»
О. Олесь
Так никто не любил. Через тысячи лет
лишь приходит подобное любви.
В день такой расцветает весна на земле
и земля убирается с утра...
В. Сосюра
В некоторых стихах можно найти определенные указания на фабулу:
Уже краснеют помидоры,
И ходит осень по траве...
М. Рыльский
Здесь поэт очерчивает контур времени - это осень, когда «краснеют помидоры», «астры цветут под небом синим», «бахча желтеет над оврагом». Далее координаты времени не такие конкретные: «это было в какой-то стране, но не знаю я, в какой». Они побуждают читателя к размышлению над смыслом человеческой жизни, его наполненностью, его текучестью:
И гнется дерево от плода,
И не страшный, мое дитя.
Нам время последнего похода
Без возврата, без возврата.
Другой тип стихов характеризуется конкретными временно-пространственными обстоятельствами действия, в них сочетаются лирические и описательные элементы, как, например, В произведении В. Сосюры:
И пошел я тогда к Петлюре,
потому что у меня штанов по было.
Сколько вас, таких вот, через журу
покидали последний раз село!
Мы прошли золотыми полями,
сквозь огонь и синеву прошли,
и навеки, паники за нами
сельдь, погоны и шлык.
Может, сердце порвали - не знаю;
может, сердце порвали в бою...
Как заиграют «Вы жертвою пали...»,
Головой об стены, я дерусь...
И подходит товарищ до меня,
словно ребенка, во руки берет...
О моя Революция, нене,
может, сын твой от боли умрет.
Но во всех этих произведениях исходной сюжетной точкой является состояние героя, эмоциональное переживание им определенных впечатлений бытия.
|
|