Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВОРОНОГО

Николай Кондратьевич Вороной (1871-1938), как и М. Зеров, принадлежит к числу выдающихся деятелей украинской культуры, объединенных трагическим понятием «расстрелянное возрождение». Оба были всесторонне одаренными людьми, на их формирование значительное влияние оказал великий Франко. М. Вороного с Франком объединяла не только сотрудничество, но и искренняя дружба. М. Зеров и М. Вороной в личной жизни тоже были достаточно счастливыми. У первого сын умер еще мальчиком, а у второго - был репрессирован. М. Вороной о трагической судьбе единственного и любимого сына Марка уже не узнал, потому что сам ушел из жизни.

Действительно, даже трудно представить, что когда мы говорим о талантливого поэта, переводчика, критика, историка литературы, публициста, актера, режиссера, редактора, знатока музыки и исследователя национального театра, мировой и отечественной драматургии, то имеем в виду имя одного человека - М. Вороного. Он родился в семье ремесленника, учился в реальном училище и гимназии, где и начал писать стихи. Его интересовала европейская и русская литература, восхищение вызывали запрещенные произведения Шевченко. Вороной учился в Университете, Львовском университетах. С 1887 г. он живет в Восточной Украине и работает актером труп М. Кропивницкого, П. Саксаганского, О. Васильева и других. Первые сборники стихов выходят в Киеве, где он поселился 1910 г.

На своем жизненном пути писатель встречался с М. Коцюбинским, Лесей Украинкой, М. Лысенко. Автор «Солнечных кларнетов» принимал участие в социал-демократическом кружке, который организовал М, Вороной в Чернигове, и под его руководством П. Тычина делал свои первые поэтические шаги. М. Вороной не воспринял события октября 1917 г. и 1920 г. эмигрировал в Польшу. Интересный факт: «Интернационал», «Варшавянка», «Марсельеза» и до сих пор исполняются на украинском языке в переводе М. Вороного. Следует отметить, что, находясь в буржуазной Польше, поэт не принимал участия в антисоветской деятельности. Он душой рвался к родной земле и 1926 г. возвращается в Украину.

1928 г. писатели республики, ведущие деятели культуры отмечали 35-летие литературной деятельности М. Вороного. Юбилею писателя был посвящен томик его стихов «Стихи» (1929). Поэт принимает активное участие в литературной и общественной жизни Украины, работает в культурных и образовательных учреждениях. Свои впечатления от празднования Первомая он с восторгом выразил в стихотворении «Весна 1926 года»:

Словно потоки буйноводні.

Бушует пролетарский пение:

«Восстаньте, гонимые и голодные

Рабочие всех стран!»

И я смотрю любовно в глаза -

Счастливые, пьяные без вина -

В эти мальчишеские и девичьи.

Где сияет радостью весна...

Автобиография поэта (1928) содержит данные о общения Вороного с российскими писателями О. Куприным, М. Киселевым, С. Бердяеву, свидетельствует о нем как о настоящем интернационалиста, человека порядочного. Он писал стихи и на русском языке, имел все основания сказать о себе:

Мне все равно. Судья мой - совесть,

Пред ней я не сомкну зениц;

Открыта жизни моей повесть -

В ней нет запачканньїх страниц...

Исследователь Василий Яременко подчеркивает: «Он одним из первых вводит в лирику тему города, перенимает ряд традиционных мотивов европейской поэзии, где противопоставляется поэтическая одухотворенность и обыденность, утверждает неудержимое стремление человека к красоте, свету, постижение космоса («Икар», «Солнечные минуты»), раскрывает трагизм духовного одиночества (цикл «Тополя»). Ориентирована прежде всего на читателя, воспитанного на лучших образцах мировой литературы, поэзия Вороного была, по выражению О. И. Белецкого, «явлением высокой художественной ценности». ...Тяготение к модернизму не препятствовало Вороном писать произведения, проникнутые искренней любовью к народу, уважением к его лучших сынов («Край мой родной», «Горами, горами», «Призрак», стихи, посвященные Т. Шевченко, И. Франко, М. Лысенко). В то же время создает стихотворения, в которых высмеивает национальную ограниченность, псевдо патриотизм, его антигуманістичну, аморальную сущность («Мертвецы», «Молодой патриот», «Старым патриотам»).

В стихотворении «Молодой патриот» (1902) художник создает образ человека-приспособленца:

Вот он весь, словно живой, -

Милый, щедрый и сердечный,

Патриот наш молодой.

Легкодухий и безопасный.

Тип культурный казака:

Умеет он и спеть.

Шибко вчистить гопака.

Потом подиспутувати.

Рюмку он не льет за плот

и прокаже без умолку

Весь Шевченко «Завещание»,

Даже вторую половину.

Родной язык любит - страх!

И, ведя себя по-свински,

Разглагольствует в кабаках

Исключительно по-украински.

И заканчивается стихотворение довольно неожиданно и иронично:

Пусть приходит подходящее время.

Пусть буйствует метель:

Патриоты есть у нас -

Еще не вмерла Украина!

В поэме «Евшан-зелье» (1899) Вороной не только признается в любви к Украине, но и пишет уже о ее делах сыновей:

Украина! Мама дорогая!

Не то ли же с тобой произошло?

Или сыновей твоих много

На степях твоих осталось?

Они же не отреклись.

Не забыли тебя, мать,

Или спрятали сожалению до тебя

И любовь в серденьку?

Бесполезная вещь! Были и у тебя

Кобзари - гудці народные.

Что пели-предвещали

Заветы благородные...

Характерным для Вороного в предреволюционный период является стихотворение «Перед воротами» (1912), полон предвкушения ожидаемых перемен.

Что будет потом - я не знаю...

Но порог святого рая

Отважно я переступлю.

Потому что снова чувствую крылья

И снова верю и люблю!

Что будет потом - я не знаю...

Но бывало так, что поэт страдал, когда видел настоящего Родины, его охватывали уныние и разочарование. В «Странствующих элегиях» (1902) есть строки:

О родная земля, дорогая моя нене!

Почему, припав к твоей груди,

Я только плачу, как дитя несчастной,

А сил набираюсь, как Антей?

Учитель-методист Л. И. Воловец делится такими наблюдениями: «Стихотворение «Край мой родной!», датированный 1908 годом, напоминает стихотворение Гринченко «Смутные картины» (1883 г.). Созданные разными поэтами в разные исторические периоды, оба произведения проникнуты глубокой заботой о судьбе загубленного края и угнетенного народа. Сравним: «Убогії нивы, убогії села, Убогий, обшарпанный люд, - Смутнії картины, смутные-невеселые, А других не найдешь ты здесь» (Гринченко); «Люда мой бедный, обокраденный люда! Что в твоих глазах я увидел, То уже и до возраста своего не забуду, Где бы я не был, везде видеть буду - Голод и ужас» (Вороной)».

И далее Л. И. Воловец пишет о тематическое родство обоих стихотворений, сходство их образно-эмоциональной структуры: «Причин здесь, оказывается, две: все равно невыносимое положение украинского народа, особенно крестьянства, в Российской империи в начале 80-х годов XIX в. и начале XX в. и страстное переживание обоих писателей за судьбу угнетенных.

Но время шло - и на смену печальным картинам, что вызвали горькие переживания, пришли бодрые революционные аккорды. 1917 г., уже после Февральской революции, Вороной пишет стихотворение «За Украину!», полон веры в осуществление вековых стремлений народа к социальному и национальному освобождению:

Позорные путы

Мы уже порвали

И разрушили

Царский трон.

Из-под ярем

И из тюрем,

Где был фитиль.

Мы идем на свободный мир!

Произведение был положен на музыку и стал любимой песней тогдашней революционной молодежи. Такую же тональность имеет поэзия «Когда ты любишь родной край...», наивыс-щим аккордом которой стали заключительные строки: «За честь и правду все отдай, Когда ты любишь родной край!»

Необычной силой поэтической красоты и нежностью отмечаются поэзии, в которых Вороной воспевает самое высокое из всех человеческих чувств - материнскую любовь. В основу поэзии «Легенда» возложена народное предание о сердце матери, которое сын вырвал живьем для своей возлюбленной, а оно, любящее и всепрощаюче, пожаліло сына, когда тот споткнулся и упал. Автор преклоняется перед силой материнского чувства:

И сердечко неньчине кровью стекло, И нежно от жалости оно прорекло... Ой леле! оно прорекло!..

Последний раз озвалось к сыну в тот момент: «дорогой Мой, ты упал... Или тебя не болит?» Ах да - тебя не болит?!

На этом и заканчивается поэзия. Какие-то дальнейшие объяснения были бы просто неуместными. Произведение выдержано в стиле народной эпической песни, а древний народный выражение «Ой леле!» эмоционально обрамляет каждую строфу, звучит каждый раз по-новому, выражая то удивление, то сожаление, обиду, негодование, злость, злобу, панический страх, трагизм, любовь. Благодаря этому и достигается неповторимый ритмомелодійний строй произведения. Он привлек к себе внимание композиторов и был положен на музыку Николаем Леонто-вичем. Мотив любви к родному краю можно считать ведущим в творчестве М. Вороного.

В быстротечной жизни для поэта вечными ценностями остаются Красота и Украина. Трудно удержаться и не привести здесь полностью стихотворение «Красота!» (1912):

Мой друг! Я Красоту люблю,

И с каждой минуты

Себе иллюзию делаю,

Ибо в той хвилинності ловлю

Я счастье одробини.

Что есть жизнь? Короткий миг.

Которое его достояние?

Красотой душу напоит .

И, не колеблясь, прожить

Минуту рай.

Красота! На мире сем Красота -

Вдохновленная волшебница.

Что открывает небеса.

Вершит самые большие чудеса.

Словно сказочная царица.

Ее я славлю, и хвалю,

И ей каждую минуту

Готов отдать без сожаления.

Мой друг, я Красоту люблю...

Как родную Украину!

М. Вороной переводил с древнеиндийской, персидского и японского языков, познакомил украинского читателя с лучшими произведениями Пушкина, Некрасова, Фета, Тютчева, Словацкого, Вазова, Данте, Шексіпіра, Гейне, Верлена.

Л. И. Воловец считает, что «оригинальные и переводные произведения поэта тесно связаны между собой: ведь он брал для перевода то, что соответствовало его стремлению воспитывать средствами литературы и театра сознательных граждан, знатоков и ценителей прекрасного. И еще одна благородная идея руководила деятельностью художника - включить украинскую культуру, особенно поэзию, в орбиту мировой культуры.

Большой ценитель красоты, Вороной расширил музыкальные возможности украинского стиха (что также привлекло внимание к его поэзии со стороны выдающихся украинских композиторов), щедро использовал рефрены, комбинированные повторы, вставные слова и предложения. Музыкальности учился в Вороного молодой Тычина, как и использование изысканных поэтических форм. А еще поэт был одним из зачинателей (наряду с А. Олесем) жанра романсової лирики в украинской поэзии, талантливым учителем целого поколения литературной молодежи (Н. Кибальчич, X. Алчевской, Г. Чупринки, М. Семенко)...».

Поэт был репрессирован в 1934 г. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности, называли «білоемігрантом», «националистом», вспомнили негативное отношение к октябрьским событиям 1917 г. и выезд в Польшу. За него хлопотал сын Марко, который был известным детским поэтом и работал в Москве. Это вмешательство привело к аресту Марка Вороного 1935 г., и в октябре 1937 г. он был приговорен к расстрелу. Николай Вороной расстрелян в июне 1938 г. Оба посмертно реабилитированы.

Поэтесса Елена Матушек посвятила им и многим другим деятелям «расстрелянного возрождения» стихотворение «Предчувствие»:

Они еще придут, придут, придут,

Они еще позовут нас,

И все свои нетленные обиды

Повернут на карательный время.

Повернут золото - в пепел.

Повернут пепел - на кресты,

И между рядов убитых втайне

Заставят те кресты нести.

Заставят быть, слышать, видит,

Заставят пережить вновь

Безумные дни.

Безумные стенания.

Безумну невинную кровь.

Потому все годы - пока света.

Пока мы себе жили,

Они - немые, безгласі свидетели,

При нас - невидимо были.

Все видели, и не прощали,

И не простят уже век,

То, что прислужницьки молчали.

Неправдам потеряв счет,

И - продавали,

И - продавались,

И .все дотла - продали,

И с фарисеями братались,

И фарисеями были...

Так будет - как никогда сроду,

Как суд Господень будет это:

ИСТОРИЯ МОЕГО НАРОДА

КРОВАВОЕ ПОДВЕДЕТ ЛИЦО.